Вчера правительство Великобритании отбросило утверждение Сантьяго о том, что задержанный в Лондоне Пиночет должен был пользоваться дипломатической неприкосновенностью. В то же время влиятельное должностное лицо и близкий соратник Тони Блэра Питер Мендельсон заявил в телевизионном интервью, что «многих людей в нашей стране тошнит от идеи о том, что такой жестокий диктатор как Пиночет может пользоваться неприкосновенностью дипломата». Британцы указывают на то, что, согласно Венской конвенции, только дипломаты, аккредитованные в определенной стране, могут пользоваться там дипломатической неприкосновенностью. Дополнительно «государственная неприкосновенность» может также касаться руководителей государств и главных должностных лиц. Но поскольку Пиночет недавно потерял последнюю правительственную должность — командующего вооруженными силами, то его полномочия пожизненного члена сената Чили не являются основанием для иммунитета.
82-летнего Пиночета арестовали в полночь в пятницу в одной из лондонских больниц по обвинению в убийствах и пытках граждан Испании, происходивших в Чили с 1973 года, когда Пиночет захватил власть, и до 1983 года. Это случилось после того, как испанские судьи выдали международный ордер на его арест.
Ордер, выданный на основании испанского закона от 1985 года, позволяющего судить в Испании иностранцев за геноцид испанских граждан, даже если преступление было совершено за пределами страны.
Испания утверждает, что около 400 убитых хунтой человек были испанцами или имели право на испанское гражданство. Пиночет будет находиться под охраной в лондонской больнице, куда он попал 11 дней назад, пока не поправится после операции спинного позвонка. После выздоровления он должен предстать перед судом в Лондоне, где будет решаться вопрос о том, содержать ли его далее под арестом, отпустить ли под залог на время дальнейших юридических процедур, которые могут продолжаться месяцами. У испанского правительства есть около 35 дней, чтобы официально просить о выдаче генерала Пиночета для суда в Мадриде.
Арест генерала вызвал в Чили бурную и неоднозначную реакцию. Для поддержки Пиночета, за время правления которого было убито или исчезло без вести более 4 тысяч политических оппонентов, в Лондон вылетели несколько политиков правого направления. А рядом с испанским и британским посольствами в Сантьяго около тысячи сторонников бывшего диктатора провели акции протеста. Семья Пиночета пообещала нанять для него лучших адвокатов. В Лондон выехал высокопоставленный чилийский дипломат, миссия которого — убедить британские власти освободить генерала из-под ареста.