Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Местная труба стратегического значения

3 сентября, 1998 - 00:00

Этому объекту центральная и областная исполнительные власти придают настолько серьезное значение, что вокруг «трубы» создается ореол «светлой памяти» ударных комсомольских строек, на которые Донбасс некогда был весьма богат. Тот же А.Голубченко, как-то по весне осчастливив регион своим присутствием, намекнул строителям, что неплохо было бы отрапортовать о приходе голубого топлива в город на Азовье уже в первых числах сентября, к 50-летию отечественной отрасли трубопроводостроения.

Впрочем, повод для спешки действительно есть. В первой половине 1998 г. РАО «Газпром» несколько раз без предупреждения снижало до аварийных значений давление в старой газовой магистрали, которая, протянувшись от Ростова-на-Дону через Таганрог к российско-украинской границе, питает топливом предприятия Мариуполя и Бердянска. В итоге потери только двух мариупольских металлургических комбинатов — им. Ильича и МК «Азовсталь» превысили 40 млн. грн. Кроме того, убытки этих двух ведущих предприятий индустрии больно ударили по балансу производства всей Донецкой области. «Потянула» ситуация на Донетчине и общеукраинские показатели.

Стоит напомнить, что металлургов Мариуполя наказывали совершенно напрасно: за газ они аккуратно расплачивались с россиянами, однако подобным способом РАО «Газпром» оказывает давление на Украину в целом, чтобы вытребовать у правительства старые задолженности. Перекрыть магистральную трубу, которая тянется через территорию Украины в Западную Европу, нереально — пострадают экспортные обязательства самого РАО «Газпром», что в нынешних условиях падения спроса и цен на углеводородные энергоносители, как говорится, себе дороже. Вот и возник в недрах супермонопольного газотрейдера СНГ вариант давления с использованием тупиковой газовой ветви.

На сегодня, по сведениям вице-премьера, посвятившего новой «трубе» один день своей рабочей поездки, на трассе сварено 83 км «нитки», осталось еще 17-18 км, и при ежедневном продвижении механизированных отрядов на 1,2 км вскоре можно будет приступить к испытаниям под давлением. Следовательно, к 1 октября приморский город все же получит топливо через отечественную ветку.

Однако в Донецкой области ни для кого не секрет, что стройка испытывает трудности, о которых вице-премьер не стал распространяться перед масс-медиа. Например, весьма неохотно делали отводы делянок под будущую трассу агрохозяйства, уже почувствовавшие вкус владения землей. Если с трубами задержки не было (буквально накануне приезда А.Голубченко 23 600 тонн труб были поставлены на трассу местным газотрейдером «Индустриальный союз Донбасса»), то финансирование объекта в силу понятных причин оставляет желать лучшего. Случались даже серьезные задержки в выплатах зарплаты строителям, что могло спровоцировать угрозу забастовки. Стоит, однако, напомнить, что весь проект реализуется действительно ударным методом — за счет «оброка», расписанного правительством на более или менее крупных должников в бюджет. А такая система априори требует систематического «натягивания струн» по отношению к исполнителям. Что, вероятно, и было поручено первому вице-премьеру.

Отечественные эксперты по газоснабжению теоретически предвидят в будущем такую ситуацию: вполне может случиться, что Россия будет вынуждена именно через новый донецкий газопровод перекачивать свои «кубики» на Дон, Кубань и Ставрополье, где в перспективе просматриваются значительные дефициты топлива. И тогда уже мы, а не РАО «Газпром» будем стоять у вентиля.

Владимир ВОЛОВНЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ