Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Неутомимый Авдиевский

Позавчера замечательный украинский хоровой дирижер отметил 65-летие
18 августа, 1998 - 00:00

Вот уже более 30 лет Анатолий Тимофеевич руководит Национальным заслуженным
академическим народным хором имени Григория Веревки. Он пришел в него совсем
молодым, хотя и имея прекрасную школу Константина Пигрова в Одесской консерватории.
Надо было иметь такой неугомонный характер, пылкость и чувство новизны,
как у Авдиевского, чтобы не превратить коллектив в степенного сторожа прекрасных
традиций своего основателя, но смело развить их. Так, почти сразу хор имени
Г. Веревки обогатился программой «Колядки и щедривки», причем неутомимый
и упрямый молодой музыкант добился, чтобы прекрасные обработки украинскими
композиторами-классиками этих жемчужин народной песни прозвучали без купюр
и искажений, которыми десятилетиями калечили их идеологические цензоры.
С первых же творческих шагов Авдиевский продемонстрировал беспрецедентную
требовательность в работе. В его концертах не было ни одного случайного
или же небрежно отрепетированного номера, а каждая песня подавалась предельно
выразительно.

Нас, студентов, как магнит, притягивали репетиции маэстро. Лично мне
редко приходилось наблюдать такую физическую отдачу и одновременно одухотворенность
и артистизм в работе дирижера с музыкантами. Его энергия настолько неотразима,
а пластика — не только рук, но, кажется, всего тела — так экспрессивна,
что рядом с ним просто стыдно работать в полсилы.

Новаторство Авдиевского состоит прежде всего в том, что он решительно
расширил звуковую стилистику народного пения. По мнению дирижера, исполнитель
обязан владеть максимальной палитрой технических навыков. Не случайно коллектив
Авдиевского исполняет сложнейшие сочинения современных композиторов — Леси
Дычко, Валентина Зубицкого, Евгения Станковича. Сотрудничество с последним
из названных авторов над фольк-оперой «Цвет папоротника» — особая страница
в карьере дирижера, рискнувшего впервые соединить народное пение со звучанием
симфонического оркестра. Увы, великолепная партитура композитора так и
не ожила на сцене в полном объеме, а исполнялась пока что лишь фрагментарно
в концертах. Премьера «Цвет папоротника» была сорвана все теми же бдительными
чиновниками, объявившими Авдиевскому о запрещении оперы прямо на генеральной
репетиции.

Но дирижер мужественно выстоял в той драматической ситуации, его принципы
не поколебались, он все с той же настойчивостью пропагандировал народную
песню и — шире — каждым выступлением подчеркивал самобытность национального
характера. Приверженность к фольклору (Авдиевский любит приводить красноречивую
цифру — 300 тысяч записанных исследователями украинских народных песен,
какое богатство!) всегда была для него синонимом любви — не декларативной,
не крикливой, не показной — к Украине. Примечательно, что сами музыканты
записывали фольклор в экспедициях по Полтавщине, Житомирщине, Черниговщине,
что при хоре существует специальная вокальная группа, участники которой
демонстрируют в концертах уникальную аутентичную манеру многоголосого импровизационного
пения.

Как знаток народной музыки Авдиевский настаивает, что «каждая песня
имеет свою тембровую окраску». Дирижер чрезвычайно тонко чувствует тембровую
колористику. Его работа над звучанием хора напоминает поиск полутонов художником
при написании картины. Это не удивительно: Анатолий Тимофеевич не только
одаренный музыкант, но и способный живописец. Он живет высокими порывами
и, думается, закономерно (хотя в свое время это вызвало неоднозначные суждения)
руководимый им хор стал все чаще включать в свои программы произведения
духовной музыки. В этом выборе Авдиевский, наверное, был также послушен
своему сердцу, как его замечательный коллектив взмаху его чуткой, грамотной
руки...

Галина СТЕПАНЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ