Филармонический цикл «Музыкальная культура Европы», обратившись с первого же концерта к вечным ценностям, создал мощное поле притяжения. Публика оценила стремление автора цикла Юрия Сульдина и ведущей Леси Олийнык напомнить, что рядом с нами существует божественная красота, и одно из ее воплощений — классическая музыка. В зале был аншлаг, как и на предыдущих вечерах, когда струнный квартет Post Scriptum исполнял музыку Финляндии, Чехии, музыку композиторов-романтиков. Четвертый концерт цикла «Музыкальная культура Европы» прошел при поддержке посольства РФ в Украине.
— Сильвестров — легендарный композитор, причисленный к выдающимся авангардистам ХХ века. Не будет преувеличением сказать, что украинскую музыку узнали в мире во многом благодаря Сильвестрову — начиная с 60-х годов, когда его сочинения звучали на крупнейших международных фестивалях современной музыки, когда его музыку великолепно знали за рубежом, а у нас почти не исполняли, — сказала «Дню» музыковед Леся ОЛИЙНЫК. — Сегодня произведения Валентина Сильвестрова звучат в концертах и записях на его родине. Интересно, что знакомые, которые совсем недавно побывали в Канаде и Германии, рассказывают: там в залы, где исполнялась музыка Сильвестрова, было невозможно попасть, люди стояли и слушали ее на улице.
Творчество этого композитора имеет глубокие славянские корни, воплощая знаковые стороны украинской музыкальной культуры — певучесть и проникновенную лиричность. Сильвестров вырос в атмосфере этой культуры. Наверное, поэтому Валентин Васильевич говорит, что может работать только в Киеве, в своей квартире на Левом берегу Днепра. Об авангардном периоде композитор вспоминает как о прошедшем этапе своего творчества. Конечно, он мог бы написать сочинение в любой современной технике, потому что ему доступно все! Главное для него — поиск мелодии, воплощающей красоту и гармонию, которую ему диктует, по его же словам, поэтический текст. Музыка для композитора — «едва уловимая красота», миг, который он пытается запечатлеть и записать нотными знаками. Альфред Шнитке, с которым Валентин Васильевич поддерживал тесные связи, назвал музыку Сильвестрова «космической простотой».
Программу первого отделения составили камерные сочинения разных периодов творчества. Так, Post Scriptum исполнил Второй струнный квартет (1988 г.), который крайне редко можно сегодня услышать, а жаль, ведь в нем закодирован уникальный голос времени. Он звучал неповторимо, возвышенно и страстно в интерпретации Сони Сульдиной (первая скрипка), Виктора Иванова (вторая скрипка), Ореста Крысы (альт) и Дмитрия Глущенко (виолончель).
Исполнение Английских серенад для фортепиано Олегом Безбородько — необычайно светлое — отразило суть этих удивительных по красоте пьес: рыцарское благородство и аристократизм в сочетании с изысканной и очень естественной простотой. Так в музыке просвечивают черты личности ее создателя.
Соня Сульдина — скрипачка солнечного таланта — озвучила Две серенады для скрипки соло, покорив слушателей хрупким, трогательно одиноким голосом «царицы музыки». Фантастическая тишина возникла в зале, потому что на сцене происходило чудо. После концерта Валентин Сильвестров заметил, что такое исполнение его произведений для скрипки соло — большая редкость.
А потом Соня Сульдина и Олег Безбородько представили дуэт для скрипки и фортепиано «25.Х.1893... памяти П.И.Ч.» (памяти Чайковского). Чистота каждого звука возрождала далекую эпоху, и это была музыка для размышлений и для мечтаний...
Вокально-поэтический цикл, прозвучавший во втором отделении, сам композитор назвал «Песни Sotto Voce», что значит «вполголоса». Конечно, если музыка — это «пение мира о самом себе» (слова Сильвестрова), такой мир не станет сообщать о себе во весь голос. Создавая песни на стихи Пушкина и Ахматовой, Балтрушайтиса и Басё, Пауля Целана и Станислава Тельнюка, композитор обращается к нам словами Блока: «О, сколько музыки у Бога, какие звуки на земле!». Хрестоматийные стихи-шедевры звучат без пафоса, они как будто сейчас написаны. И не хочется отделять музыку от поэзии, и решать, что важнее — музыка или текст, который сам подсказывает композитору мелодию. Наверное, можно говорить о возникновении нового стиля — «сильвестровских», т.е. «серебряных» песен» (определение Леси Олийнык). Эта «пропетая поэзия» соткана из мягких красок, нежных полутонов и оттенков печали, без которой, по мнению композитора, нет музыки. Удивительно точно отвечает музыке Сильвестрова пушкинский образ «Печаль моя светла».
А озвучили эту поэтическую материю Инна Галатенко (сопрано) и Дмитрий Таванец (фортепиано). Слушая Инну Галатенко, вспоминаешь о том, что человеческий голос — самый совершенный музыкальный инструмент. Композитор хотел, чтобы именно она пела эту программу, и много сочинений написал специально для нее. Так и сложилось — певица приехала из Китая, где она сейчас работает, накануне концерта. А Дмитрий Таванец вел фортепианную партию, как инструментальный голос, звучащий в дуэте с мягким сопрано певицы.
Вообще, все музыканты — единомышленники композитора, они чувствуют его музыку, и он им доверяет. А квартет Post Scriptum Сильвестров назвал «посланником из далеких времен духовности и красоты».
Программа закончилась, начались овации. И тогда Валентин Сильвестров по-юношески взлетел на сцену и исполнил три свои пьесы для фортепиано, и это стало сюрпризом для слушателей.