Balkanfest временно импортирует в Киев шесть музыкальных посланцев балканского духа: группы Gogol Bordello (США), K.A.L (Сербия), Fanfare Ciocarlia (Румыния), Emir Kusturica (это именно тот Эмир Кустурица, который прославился прежде всего как режисер) из The No Smoking Orchestra (Сербия), «Гайдамаки» (Украина), Kocani Orkestar (Македония). Как уже сообщал «День» (см. №205 от 12 ноября в 2009 г.), начало декабря в Киеве оказалось по-балканськи знойным. Даже лихорадочным.
Еще более знойно было вчера по завершении концерта, когда вся(!) перечисленная музыкальная тусовка в компании своих инструментов, массовых танцевальных настроений, а также MC Pedro (Рио-де-Жанейро/Нью-Йорк), DJ Balkana (Москва), DJ Binghi (Киев) и DJ ZhamoZha (Москва) под председательством лидера группы Gogol Bordello Евгения Гудзя в его диджейськой ипостаси (DJ Hutz) выступила в столичном Crystal Hall на масштабном after-party фестивале.
Как мы уже отмечали, коротко информируя читателей о Balkanfest, термин «балканский» здесь — достаточно условный. Глава группы «Гайдамаки» Александр Ярмола музыку, которая сотрясает Дворец спорта в течение двух дней, называет восточноевропейской. Балканской же будет атмосфера.
— Этот фестиваль представляет музыку не только балканскую, но и в целом восточноевропейскую, которая связана с собственно балканской. В мире их, как правило, воспринимают объединенно, — говорит Сашка. — Речь идет об очень виртуозной музыке. Среди этих музыкантов есть много мастеров, о которых можно говорить как об известных джазменах.
Группа «Гайдамаки» является соорганизатором фестиваля, вместе с главными его инициаторами и финансовыми донорами — супругами Любомиром и Оксаной Васильевыми.
Никаких политических спонсоров или тех, чьи обнародованные имена являются обязательным условием журналистской аккредитации. Но мы вспоминаем этих людей, потому что они, по нашему мнению, являются живым феноменом этого события. Это молодые прогрессивные супруги, которые любят балканскую музыку и активно путешествуют по Европе. Чтобы собрать такой состав фестиваля, им пришлось в течение длительного времени вылавливать музыкантов по всему континенту. «Фестиваль радости», как называют Balkanfest Любомир и Оксана Васильевы, — это, прежде всего, их заслуга, в которой они, нужно сказать, признаются достаточно скромно.
— У нас были предложения от политиков помочь с финансированием, но мы хотели, чтобы этот фестиваль был чистым от любой политики или политиков, — отмечает Любомир Васильев. — В течение последних пяти лет мы все только политикой и живем. Нашей стране не хватает элементарной радости, которая господствует на концертах балканской музыки.
Замечательно не только то, что в Украине находятся люди, которые желают ей качественной музыки и «анти-всеядных» слушателей и активно воплощают эти пожелания. Важно, что организаторы рассматривают Balkanfest не как разовую акцию, а как долговременную инвестицию. Это уже подход совсем другого уровня мышления, чем тот потребительский, который исповедуют организаторы концертов «Ранеток» и тому подобного «яда». И хотя, по словам оргкомитета, билетов на фестиваль продано меньше, чем они надеялись, мы убеждены, что в следующем году в кассах билетов останется уже меньше, а через два года — еще меньше. И если вложение средств в качественное (речь не только о музыке) в Украине станет распространенной практикой, то это уже будет совсем другая страна.
На очереди — воплощение еще одной идеи организаторов: основание Балканского клуба, где балканский фестиваль, в сущности, не будет стихать. Подобные клубы есть во всех больших городах Европы. Также ожидает своего воплощения идея организации Недели балканского кино, которое будет предшествовать Балканфесту. Словом, идей и энергии для их воплощения достаточно. А теперь Balkanfest — наиболее масштабный музыкальный международный коммерческий(!) фестиваль среди всех, что когда-либо происходили в Украине. И масштабность, и международный уровень, и коммерционность (потому что кое-кто еще не привык к тому, что за качественное искусство придется платить) события являются одинаково важными. И именно нам, слушателям, которые стремятся избавиться от «всеядности», надлежит быть самыми первыми его апологетами.