Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Генеральный секретарь международных дел

Несколько штрихов к портрету Александра Шульгина
4 декабря, 1996 - 20:04
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ МИССИЯ УНР В БОЛГАРИИ. В ЦЕНТРЕ — ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МИССИИ АЛЕКСАНДР ШУЛЬГИН / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Сегодня в Киеве состоится торжественное открытие первого в Украине Дипломатического клуба — неформального форума по вопросам внешней политики Украинского государства. С такой инициативой выступил министр иностранных дел Украины, учредитель Фонда Open Ukraine Арсений Яценюк. Открытие Дипломатического клуба состоится в рамках мероприятий, посвященных празднованию 90-й годовщины дипломатической службы.

Гостем первого заседания клуба будет госпожа Лидия Шульгина, сноха первого министра иностранных дел Александра Шульгина (1917—1918). Ожидается, что в открытии дипломатического клуба в арт-кафе «Sky» примут участие высокие украинские дипломаты, представители ведущих украинских компаний, члены Союза молодых дипломатов, журналисты-международники и независимые эксперты по вопросам международных отношений.

На сегодня при Министерстве иностранных дел уже существует пресс-клуб МИД как форум общения между журналистами и дипломатами. Инициаторы открытия Дипломатического клуба считают, что новое заведение станет местом регулярного общения украинских международников с выдающимися иностранными политическими деятелями и дипломатами, а также заложит фундамент нового формата дискуссий относительно международных отношений и внешней политики Украины.

«Украине пришлось вести свое государственное строительство среди неслыханных обстоятельств, на руинах обессиленной России, на руинах мировой войны. Конечно, более высокая культура народа могла бы ему помочь в это время... Но длительными средствами старого режима наш народ был как раз брошен в темноту безмерную...»

Это — слова Александра Яковлевича Шульгина. Слова точные, даже безжалостные. Они часто вспоминаются мне и сегодня, когда приходится сталкиваться с теми, кто никак не поймет необходимость для Украины нынешней и более высокой культуры, и преодоления «темноты безмерной» стереотипных представлений, особенно когда речь идет о международных отношениях, о самоидентификации Украины в кругу других государств и народов.

Шульгин все это хорошо понимал. Недаром именно его считают тем, кто положил начало украинской дипломатии ХХ века. Кстати, в дипломатию его, известного уже юриста, историка и общественного деятеля, привела жизнь. Но сначала несколько слов о его биографии. Он родился 30 июля 1889 года в селе Сохвино Хорольского уезда Полтавской губернии. Был из казацко-старшинского рода, имевшего семейные связи с Полуботками, Скоропадскими, Самойловичами, Апостолами, Устимовичами. В 1908 году поступил на естественный, а в 1910 году — на историко-филологический факультет Петербургского университета. После окончания в 1915 году студий остался в университете для подготовки к профессуре. Одновременно преподавал в педагогических училищах и гимназиях Петербурга.

Уже тогда он почувствовал вкус к общественной деятельности, был активным деятелем украинского землячества, инициатором создания Союза украинских студенческих землячеств в России. Шульгин стал членом Украинской радикально-демократической партии, которая с сентября 1917 года трансформировалась в Украинскую партию социалистов-федералистов (УПСФ). Тогда же, в 1917-м, Шульгин был делегирован Украинской Национальной Радой в Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и Украинскую Центральную Раду (УЦР). С июля 1917 года Шульгин стал членом Малой Рады.

«А при чем здесь дипломатия?» — спросите вы. Дело в том, что в июле 1917года именно Шульгина назначили генеральным секретарем межнациональных (то есть международных) дел. Жизнь будто «втолкнула» его в геополитические контексты. Позже, в декабре, было принято решение о создании Генерального секретариата международных дел Украинской Народной Республики — первого украинского внешнеполитического ведомства времен УЦР. Именно это ведомство инициировало формирование дипломатической и консульской сети, создание Украинского пресс-бюро за границей.

Деятельность Шульгина во главе внешнеполитического ведомства УНР способствовала международному признанию Украины как независимого государства. В январе—феврале 1918 года он входил в состав украинской делегации на переговорах с представителями стран Четверного союза в Бресте. Подписание Брестского соглашения, которое, собственно, закончило последнюю фазу Первой мировой войны, вывело Украинскую Народную Республику на международную арену и поставило ее в один ряд с такими странами, как Германия, Австрия, Турция, Болгария и Великобритания. Украина впервые выступила на дипломатической арене, и очень удачно. Она была признана всеми странами Европы и Соединенными Штатами. И это дало толчок для создания дипломатической службы, организации работы посольств, консульств, которые появлялись в большинстве стран Европы и за океаном. Очень много значили для Украины посольства во Франции (поскольку Франция в то время считалась центром политической активности в мире), Германии, Турции (для урегулирования церковных вопросов, которые в то время играли более значительную роль в жизни государства и народа, чем сегодня, и посему требовали большего внимания) и в Греции.

В период правления гетмана Скоропадского (Шульгин был тогда членом Министерства иностранных дел, послом Украинского Государства в Болгарии, председателем политической комиссии украинской делегации на мирных переговорах с советской Россией), а затем — Директории, расширилась сеть посольств, была разработана соответствующая документация. Посольства Украины существовали полноправно, как и все другие посольства. Так же и в Украине начали появляться и действовать представительства и дипломатические миссии других стран, что не менее важно, чем деятельность украинцев за границей, поскольку это свидетельствовало не только о восприятии Украины иностранцами, но и об их желании войти в непосредственный контакт с Украиной.

Что было дальше — известно. «Повезло чехам, что в грозное и славное время, когда должно было создаваться их государство, среди них был Масарик. Повезло чехам, что великие события пришли к ним в то время, когда они доросли до понимания своего вождя, когда они сумели пойти за ним, когда они коллективно почувствовали его правду и объединились вокруг него в едином чувстве любви», — это слова Шульгина, которые он напишет к 75-й годовщине со дня рождения Томаша Гаррика Масарика. В Украине в силу разных причин такого лидера не было. В значительной степени поэтому попытка утвердить собственную государственность в ХХ веке оказалась неудачной.

Однако государственные структуры существовали. И здесь снова время вспомнить о Шульгине. В 1920 году он был главой делегации УНР на первой Ассамблее Лиги наций в Женеве, в 1921 году — главой украинской чрезвычайной дипломатической миссии в Париже. В 1926—1936, 1939—1940, 1945—1946 гг. он — министр иностранных дел, в 1939—1940 гг. — глава правительства УНР в экзиле. Десять лет, с 1929 по 1939 год, Шульгин возглавлял Главную Украинскую эмиграционную раду.

Потом он преподавал в Праге, был основателем и председателем Украинского академического общества в Париже, одним из организаторов и вице-президентом Международной свободной академии наук в Париже, заместителем председателя Научного общества им. Шевченко в Европе. В марте 1960 года Александр Шульгин скончался в Париже.

...Бывая в этом таки вечном городе, я часто вспоминаю многих украинцев, чья судьба с ним связана. Непременно вспоминаю и Шульгина, человека, который не боялся изменить линию своей жизни; человека, который сделал Украину неотъемлемой частью разнообразного мира.

Юрий ШАПОВАЛ, профессор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ