Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Действо позитивных образов

Киевская городская скульптура. Мини-путеводитель
3 декабря, 1996 - 19:43
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День» ФОТО ЮРИЯ ГАРКАВКО / «День» ФОТО АНДРЕЯ НЕСТЕРЕНКО ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День» ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Многие исторические места и достопримечательности Киева давно известны не только всей Украине, но и миру. Однако это отнюдь не означает, что все художественные свершения — в прошлом. «День» отправился в экспедицию по киевским улицами и переулкам, чтобы отыскать новоявленных скульптурных «обитателей». Предлагаем наиболее удобный, на наш взгляд, маршрут для знакомства с ними.

Отправной пункт — станция метро «Золотые Ворота» — настоящее кошачье место. Тут поселился бронзовый Пантюша — памятник коту-завсегдатаю близлежащего ресторана «Пантагрюэль», а также два котенка, которые «вскарабкались» на деревья: один — деревянный, напротив бронзового сородича, второй — из одноразовых вилок, в скверике кафе возле Золотых Ворот. «Папа» двух последних и многих других занимательных киевских объектов скульптор Константин Скретуцкий поставил себе цель — «заселить» город, как минимум, сотней кошек.

— Если Константин Скретуцкий осуществит свои планы, не исключено, что Киев станут называть кошачьим городом. А любители этих животных будут приезжать сюда со всего мира. Но на самом деле персонаж не так уж важен. Важнее то, как он выполнен, — считает Арсений ФИНБЕРГ, инициатор и куратор проекта «Интересный Киев».

— Для скульптора очень важно реализовываться как через галерейные выставки, так и с помощью нестандартных «автографов», оставленных на улицах, — говорит автор кошачьих изваяний Константин СКРЕТУЦКИЙ. — К тому же скульптуры в городе приятны его жителям. Когда выставка прошла, а работу не купили, она просто пылится где-то в мастерской или в подвале, никто ее не видит. Город же дает моим работам возможность быть открытыми большим количеством людей.

Стоит отметить, что подобные персонажи появляются на киевских улицах не стихийно.

— Года два назад в нашем благотворительном фонде возникла программа гуманизации киевского пространства: стремление сделать его более мягким, более адекватным человеку, — рассказывает Владимир КОЛИНЬКО, вице-президент организации «Киевская ландшафтная инициатива». — Мы познакомились с несколькими коллективами скульпторов, в частности, с Константином Скретуцким. Наши взгляды совпали. С тех пор мы сотрудничаем. Иной раз я выдвигаю идеи, он их реализует, временами — совместно. Наша задача, чтобы и другие подключились к такому скульптурному движению. Пусть фантазия работает, главное — чтоб она была направлена на позитивное изменение пространства.

Далее по нашему маршруту — улица Золотоворотская. Тут возле дома 6а можно встретиться с неоднозначным деревянным персонажем: кто-то видит в нем сурового азиатского воина, другие — задумчивую девушку с длинной косой. А в конце улицы живет, пожалуй, один из самых любимых киевлянами «звериных» памятников — «Ежик в тумане», известный благодаря одноименному мультфильму.

Свернув на Рейтарскую, движемся к пересечению Стретенской и Стрелецкой. На Рейтарской 19б — композиция «Материнство», созданная из ствола дерева. На перекрестке — изящная балерина, как будто застывшая на мгновение в танцевальном па.

— С балериной связана одна интересная ситуация, — посвятил «День» в историю создания уличного шедевра Владимир Колинько. — Изначально на этом месте мы хотели установить какую-нибудь минималистичную, очень простую скульптуру. Но однажды, проходя мимо, я заметил, что там прикреплена записка приблизительно такого содержания: «Большая просьба — установить балерину. Потому что настоящая балерина живет в доме напротив». Я дописал, что постараемся. И спросил у Скретуцкого: «Сможешь?» На что он в свою очередь ответил: «Думаю, да». Так возникла нежная и хрупкая танцовщица.

«День» — на улице Олеся Гончара. Спускаемся в сторону площади Победы. Остановка первая: справа на тротуаре в старом стволе живет семейство белых ворон. Остановка номер два — на иве возле дома 51 «приземлилась» летающая корова, которую среди листьев и веток трудновато заметить издали. Еще ниже в сквере им. В. Чкалова несколько деревянных объектов: большая рыба, тщетно стремящаяся нырнуть в землю; крокодил с крылышками, который схватил мелкую рыбешку; три стрекозы «летают» в тени деревьев; в дупле — гипсовое лицо молодой девушки. Еще ниже — Буратино в своем, так сказать, естественном — деревянном — воплощении.

— Одной из ключевых идей программы гуманизации киевского пространства было то, что старым деревьям, которые отжили свой век, можно продлить существование, превратив их в деревянные скульптуры или использовав как материал, — продолжает рассказ Владимир Колинько. — Потом идея трансформировалась и расширилась. Решили организовать целое действо во дворах, на аллеях, то есть там, где человек бывает каждый день и может состыковаться с положительными образами.

Небольшой пеший скачок — и в Рыльском переулке (недалеко от Софийской площади) на тротуаре среди припаркованных надменных иномарок к прохожим протягивает свои длинные деревянные уши ослик с тележкой цветов. В Мариинском парке, неподалеку от детской площадки, можно найти бронзовую ветку с лопнувшими каштанами — посвящение новорожденным и их родителям, отцам и детям.

«День» в киевском центре, на майдане Незалежности. Вблизи остановок маршруток № 16 и 18 можно найти кусочек романтики: там «присели» на лавочку влюбленные фонари. В этом же месте последователи Остапа Бендера могут попробовать отыскать драгоценности в одном из стульев, которые «растут» прямо на ветках металлического дерева.

Теперь — в Пассаж. Там — еще одна сладкая парочка, сидящая на скамеечке и, по-видимому, приехавшая сюда на велосипеде, стоящем рядом. Это — два стула.

Особо стойкие путешественники и почитатели таланта Николая Васильевича Гоголя на стене возле входа в галерею «Триптих» (Андреевский спуск) могут попробовать утереть бронзовый нос великому писателю. Отдавать почести Гоголю здесь решили только знаменитой отделившейся части классика литературы.

С Подола двигаемся на улицу Артема, 37, чтобы напоследок задуматься над «зелеными» проблемами мегаполиса благодаря «ожившей» спичке, которая своими мелкими пробившимися листочками символизирует метаморфозы и непростую жизнь деревьев в большом городе машин.

Влюбленные фонари, композиции со стульями, «ожившая» спичка, все это — работы скульптора Владимира БЕЛОКОНЯ.

— Дилемма: что лучше, важнее — город или галерея, не имеет однозначного ответа. Для нормальной мастерской и инструментов нужны средства. Следовательно — галерейные выставки, благодаря которым совершаются продажи, — рассуждает скульптор. — А что касается моментов самореализации, мне кажется, что мои идеи достойны того, чтобы они жили в большем — городском пространстве.

Если вам, несмотря на захлестывающую каждодневную суету, удастся совершить подобный поход по предложенному «Днем» маршруту, вы, так же, как и мы, убедитесь, что на самом деле создаваемое нашими современниками урбанистическое пространство не всегда агрессивно и безжизненно. Как раз наоборот — оно кипит жизнью и позитивними эмоциями.

Анастасия САМОШИНА, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ