Известная актриса, телеведущая и режиссер, несмотря на колоссальный творческий и личностный опыт, находится в постоянном поиске, не прекращая задумываться о «воспитании чувств» современного зрителя. В пятницу к Надежде Петровне в гости придут коллеги, друзья, поклонники, чтобы поздравить актрису с 55-летием творческой жизни. На сцену Театра Русской драмы им. Леси Украинки Батурина выйдет в роли ироничной леди Брэкнелл. А через некоторое время она представит зрителю новую постановку — спектакль «В тени виноградника».
О ДОБРОТЕ И ЛЮБВИ
— Как возникла идея постановки пьесы «В тени виноградника»?
— Предложение работать над пьесой «В тени виноградника» Валерия Мухарьямова, написанной по новелле Исаака Башевиса Зингера «Последняя любовь», поступило от Михаила Юрьевича Резниковича в тяжелый для меня период, когда я потеряла двух очень родных для меня людей — маму и мужа. Нужно сказать, что это не первое мое знакомство с Зингером, поскольку я работала в режиссерской группе спектакля «Тойбеле и ее демон» и в свое время прочла об авторе все, что только можно было. Помню, как однажды мой муж пришел домой и прямо с порога воскликнул: «Надя, я принес тебе такой роман!» («Шоша» Исаака Зингера). В процессе работы над «Тойбеле...» — спектаклем с экзотическим, даже несколько мистическим поворотом — я все больше узнавала об этом замечательном авторе. Зингер писал о том, как тяжело в этом мире обрести счастье. Выходец из раввинов, он хотел во всем самостоятельно «дойти до самой сути». У него выработалось сложное отношение к Богу и появились убеждение в том, что человек находится «между безумием и испорченностью». И если Достоевский еще верил в то, что «красота спасет мир», то Зингер и в этом разочаровался.
— О чем будет ваш спектакль?
— Если «играть» лишь внешнюю линию пьесы, она, безусловно, будет забавна, даже комична. Но мы стараемся со сцены говорить о «дефицитах» человечества: доброте, дружбе, любви. А еще — о тотальном одиночестве. Зингер призывал современников остепениться, остановиться и задуматься о вечных ценностях. Ведь «лучше ошибка в любви, чем истина в ненависти». И если нам удастся показать это зрителю, вникнуть в глубину авторского текста — думаю, не миновать «смеха сквозь слезы».
— Как сформировались ваши взаимоотношения с театром «Сузір’я»?
— Это интересная, даже несколько мистическая история. В один из дней я встретила директора театра. Она пригласила меня заглянуть к ним в гости, упрекнув, что не захожу в «Сузір’я». Оказалась в помещении этого театра — и меня сразу же покорила особая атмосфера, необъяснимая творческая аура, наверное, сохраненная еще со времен создания этого помещения. Мой взгляд остановился на камине с фигуркой всадника: невольно вспомнилась поездка в Англию (Вудсток). Проезжая мимо дома Черчилля, мы могли видеть скачущих на лошадях господ. Я подумала: а ведь английские тексты очень органично звучали бы в этом пространстве... Придя домой, автоматически включила радио — выступал профессор Кембриджского университета. Он рассказывал, что с подмостков английских театров уже более сорока лет не сходит спектакль «Мышеловка» по произведению Агаты Кристи. То есть все произошедшие со мной события в течение одного дня были за то, чтобы я реализовала свою внезапную идею. Стоит отметить, что худрук театра «Сузір’я» Алексей Павлович Кужельный всегда открыт для творческих экспериментов и мою идею хорошо принял. Актеры поддержали меня в новой профессии (режиссера), а спектакль «Мышеловка» мы играли около 10 лет... Потом были и другие работы на сцене «Сузір’я». Например, зритель очень полюбил спектакль «Когда лошадь теряет сознание» по произведению Франсуазы Саган (некоторые ходили на него по несколько раз). Популярность этого спектакля вполне объяснима, т. к. люди истосковались по настоящим ценностям — по доброте и любви.
СЛОВО РОЖДАЕТ ФАНТАЗИЮ
— Можете ли дать краткую характеристику современному украинскому театру?
— По моим наблюдениям, театр сегодня все больше тяготеет к разнообразию формы. Режиссеры порой настолько увлечены внешним рядом спектакля, что забывают, зачем они его ставят. Ведь если действие на сцене не пропущено через сердце, не вызывает эмоции зрителя, оно далеко от искусства. Такие спектакли представляют собой просто некий зрительный ряд. Кроме того, на мой взгляд, подобная визуализация — это недоверие к искусству, которого, в конце концов, лишают самодостаточности. А ведь именно слово рождает фантазию. И понимать слово некогда было прекрасной традицией отечественного театрального искусства и телевидения. Оно реализовывалось даже в детских программах. Когда на Филиппинах я рассказала о нашем подходе к постановке детских передач как к чтению сказки, мне аплодировали стоя, а после в Украину пришло письмо с просьбой поделиться опытом. Что же сейчас?.. Может, нам необходимо перенимать искусство у филиппинцев?..
— Какие роли вы считаете самыми родными?
— Я сыграла много ролей, и все они мне очень дороги. Часто это были характерные, волевые женщины. Правда, некоторые роли приходилось «приручать» — чувствовала, что это не мой характер, но удавалось его понять и принять. Особенно дорога мне Эмилия в «Отелло» (постановка М. Резниковича). Я и сегодня отношусь к этой героине с любовью и нежностью. Она — вздорна и насмешлива, но Эмилии свойственно уникальное чувство справедливости, которое мне очень близко. Незабываемой для меня остается Сара Бернар в спектакле К. Дубинина. В постановке этой пьесы на двоих моим партнером был Алексей Бакштаев. Сара Бернар — это острота ума, глубокий анализ жизни и, конечно же, талант. Работая над ролью, я даже задумывалась, не покушаюсь ли на недосягаемое... Хочется вспомнить и мою леди Брэкнелл, противоречивую, но чрезвычайно мудрую героиню, в спектакле «Как важно быть серьезным» по Оскару Уайльду (фрагмент спектакля с участием Н.П. Батуриной будет включен в бенефис актрисы. — Е. В.). Хотя случается и так, что любимой становится неожиданная и совсем не главная роль.
— С каким материалом хотелось бы поработать сегодня?
— Давать зрителю пищу для души, избегая всяческого проявления агрессии. Сегодня происходит подмена ценностей. Что мы видим с экранов телевизоров? Ребенок еще не успел рукой дотянуться до книжки, а ему в эту руку уже вложили бутылку с пивом. Поэтому нужно искать материал об истинных ценностях. Сегодня меня интересуют даже не столько волевые характеры, сколько люди, способные мыслить и чувствовать...