Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мечты строителей

Телевидение в лицах
23 ноября, 2007 - 00:00

Телевидение состоит из лиц. Любая информация доносится до зрителя из конкретных уст. Телевидение без лиц было бы менее «гуманным» и неинтересным. Даже вид консервативных ведущих новостей лишает одиночества. Очевидно, это один из факторов, приводящих к психологической зависимости от ТВ. На любовь зрителей к телеведущим экранные образы отвечают взаимностью. Зритель для телеведущего — самый важный человек во всем мире. На него он ориентируется и его пытается удовлетворить. К таким почестям легко привыкнуть... Поэтому часто встреча с телекумиром один на один оказывается разочарованием.

Тем временем, по другую сторону экрана господствует конкуренция. Все находятся в состоянии перманентного участия в игре «Слабое звено». Вы — самое слабое звено и вы вылетаете из сказочного телевизионного мира... Остаются лишь те, кто умеет своей внешностью и поведением собирать сливки зрительских симпатий и этим больше всего устраивает продюсеров.

Чья персона, в первую очередь, приходит вам в голову при словосочетании «хороший телеведущий»? Проведя небольшой локальный опрос, мы выяснили, что симпатии распределяют между собой Данило Яневский (потому что харизматичен и справедлив), Игорь Пелых и Кузьма (потому что веселые и простые), Юрий Горбунов, Игорь Кондратюк (потому что у них быстрая реакция и профессионализм), ведущие «М1» — потому что динамичные и веселые. Однако, когда мы интересовались, какие ведущие и почему вызывают негативные эмоции, зрители, называя персонажей, так и не смогли назвать объективную причину антипатии к ним. Это лишний раз подтверждает доминанту эмоциональности в выборе любимых ведущих. Их профессионализм здесь, скорее всего, ни к чему, играют роль абсолютно иные, собственно, эмоциональные факторы. «Он мне не нравится как человек...» или «они мне нравятся, потому что они нормальные люди» — такая аргументация говорит сама за себя.

Чтобы более-менее объективно оценить, кто чего стоит, телевизионщики придумали профессиональные награды. Телевизионная премия «Телетриумф» проводится в Украине уже не первый год. Среди номинаций телеконкурса — и те, которые непосредственно касаются ремесла телеведущих. В 2007-м премию «Телетриумф» получила Елена Фроляк (в номинации «Ведущий информационной передачи») и Юрий Горбунов (в номинации «Ведущий развлекательной передачи»). Недаром ведущих информационных и развлекательных программ распределили в различные номинации. Это абсолютно различные тележанры, и требования к ведущим, работающим в рамках этих форматов, соответственно, абсолютно разные. Андрей Доманский, ведущий «Нового канала», считает, что профессиональный ведущий — это в любом случае тот, кому с удовольствием платят деньги. «А относительно развлекательности — это человек, хорошо развлекающий, вызывающий улыбки, интерес, оставляющий после себя выжженное позитивными эмоциями поле. Ему за это с удовольствием платят деньги. И он понимает, что не зря он кривляется. Мне кажется, что чем страшнее внешность в данном случае, чем она оригинальнее, тем лучше. Потому что ведущий развлекательной передачи — это, в первую очередь, клоун, ковровая обезьянка. И от этой обезьянки никто не требует сексуальности и красоты. Если ты развлекаешь, внешность должна быть также развлекательного характера. Никто не должен завидовать твоей красоте». А вот знаменитый «Дед Андрон» — Андрей Пидлужный утверждает, что самое главное требование к образу телеведущего развлекательной программы — это доверие зрителя. «Образец хорошего ведущего развлекательной программы — это Кузьма, — говорит Андрей. — Хотя все свое умение давать материал и манеру вести программу он почерпнул у Пелыха... Дело в том, что ты веришь этому человеку на экране».

Требования к ведущему информационных программ кардинально противоположны. Деловой стиль, серьезное выражение лица — обязательны. На это способны не все. «Я буквально вчера беседовал на эту тему со своим хорошим другом Андреем Макаренко, — рассказывает Андрей Доманский, — он мне сказал: «Тебе для того, чтобы стать ведущим серьезных информационно-аналитических программ или новостей, пришлось бы пройти через серьезный ребрендинг... Но даже если его осуществить, я не смогу с серьезным выражением лица «парить» все то, что рассказывают ведущие новостей. Меня всегда бы подмывало давать «субьективку». Я бы сопереживал, мол, а что сказал он, а она, а собака что сказала... А это было бы непрофессионально с моей стороны».

Принимая во внимание формат, очень важна в работе телеведущих внешность. Удачная внешность на нашем телевидении — это уже почти успех. Эту аксиому уже десятки лет подряд подтверждают своим видом ведущие выпусков погоды... Ольга Невская, арт- директор программ Савика Шустера, рассказывает о трех «китах» в работе стилиста на телевидении. «Три самых главных фактора при создании образа ведущего — это замысел программы, личность ведущего (его характер, привычки, особенности внешности, если у него есть партнер, то особенности сочетаемости с ним), а также декорации и свет. Эти факторы абсолютно неразрывны. Например, общественно-политическая программа как свидетельство уважения к формату, и достаточно консервативному зрителю, нуждается в более- менее стандартном образе».

Хотя отход от канонов и прописных новостийных истин также случается. Например, в США, Канаде и Великобритании на телевидении выходят вечерние спецвыпуски «Обнаженных новостей», где ведущие в процессе зачитывания важнейших событий дня постепенно снимают с себя одежду. В США «Обнаженные новости» каждый вечер собирают 34-миллионную аудиторию перед экранами. Готовы ли украинские ведущие на такие эксперименты? Ведь какими бы серьезными они ни были, они, так же как и остальные телеперсонажи, являются частью шоубиза... Елена Фроляк (ведущая новостей на телеканале «ICTV») убеждает, что не разденется ни за какие деньги. «Касательно экспериментов с одеждой или прической, здесь нет никаких проблем», — добавляет Елена. Есть такое выражение: диктат моды. Нынче украинцы не слишком обращают внимание на рекомендации мировых подиумов. Мы не боимся гламурного террора. Вместо этого иконостасом модных образов для наших соотечественников служит телевидение. Платье как у Тины Кароль, прическа Людмилы Добровольской и макияж как у ведущей вчерашнего выпуска программы «Смотри!». Так складывается образ самых модных.

О головокружительной карьере на ТВ мечтает каждый второй студент факультетов журналистики нашей страны. Особенно привлекает в ремесле телеведущего слава и богемный образ жизни. «Если честно, то мне просто хочется славы», — признался мне когда-то один энтузиаст, которому только что удалось пробиться на телевидение. Молодежи, которая спит и видит себя в зените телевизионной славы у нас в стране хватает. Проект «Старсити» ярко это иллюстрирует. Его продюсер Андрей Пидлужный рассказывает, что на проект подали свои анкеты уже пять тысяч человек. «Возрастные барьеры — от 15 до 55, — рассказывает продюсер «Старсити», — и люди, которым до 55 ти лет, тоже попадают к нам. А из них есть даже такие, кто проходит дальше, в следующие туры. Это те, кто не реализовал свою давнюю мечту, но до сих пор ею живет». Сами организаторы не берутся за отбор участников, состав претендентов на окончательную победу выбирают интернет-пользователи посредством голосования. Андрей рассказывает, что на проект попадают абсолютно разные категории людей, с разным восприятием окружающих и оценкой своих возможностей. «Задача проекта заключается не в том, чтобы выбрать супермодель или очень харизматичного человека. Мы специально отказались от так называемой комиссии, чтобы обеспечить объективность и дать возможность людям поверить в себя».

Один из участников «Старсити» Владимир Крижевский, похоже, осмелился на серьезный штурм телепространства. Кроме конкурса телеведущих, он уже успел стать участником проектов «Шанс» и «Шиканемо». «Мне очень нравится телевидение, я очень люблю там работать. Я хочу работать так, чтобы вспоминали меня, смотря на то, что я сделал. Деньги здесь ни при чем. Я хочу иметь собственную программу, но не хочу стоять в студии и читать текст, который пишет редактор. В моей программе должно быть 90 процентов импровизации».

Чем, кроме славы, телевидение привлекает молодежь? «Это оказалось кратчайшим путем к тому, чтобы проявить себя и свои возможности, — признается Максим Кузьменко, ведущий-дебютант «Времени экономики» на «5 канале». — Но это не так уж и просто. Я до этого долго готовился, в частности, совершенствовал свой язык. Страшнее всего — это первый прямой эфир. У тебя очень трясутся руки, ты вообще не понимаешь, что происходит, ты забыл полностью о всей информации, которую полдня пытался усвоить, в голове пустота... Для того, чтобы быть телеведущим, нужно иметь харизму — это самое главное, остальное неважно. Чтобы тебя не хотелось «переключить», чтобы ты чем-то привлекал людей...»

Очень интересно проследить, так сказать, происхождение телезвезд. Временами на экран народ попадает из абсолютно разных и совсем не приближенных к телевидению сфер. «На телевидение я попал достаточно банально. Перед этим я десять лет отработал на радио, — рассказывает Андрей Доманский, — просто так чудеса не случаются: шел мальчик, на него упал кирпич, а это оказался не кирпич, а плитка шоколада, а там золотой ключик... На радио на меня обратил внимание тогдашний руководитель «Нового канала» Александр Ткаченко». А вот Максим Кузьменко своей историей отрицает слова Андрея. «Я работал в строительной конторе, по образованию я магистр строительства... Но в определенный момент я решил освободиться, потому что мне стало неинтересно. И постепенно мне таки удалось пробиться на телевидение». Поэтому, если вы мечтаете о телевидении, вам за 50 и вы строитель — то вперед, у вас есть шанс!

Маша ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ