Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мы не готовы к приватизации...

Так считает первый заместитель министра по вопросам ЖКХ Александр МАЗУРЧАК
12 ноября, 1996 - 19:57
АЛЕКСАНДР МАЗУРЧАК

— Традиционный вопрос: как отрасль подготовилась к зиме?

— В целом хорошо. Но напряженная ситуация сложилась в Никополе. 90 домов тут не имеют перспективы отопления. Один из заводов города обанкротился, с молотка была выкуплена его котельная, которая обслуживала микрорайон. Новый владелец не захотел готовить ее к новому отопительному сезону. Руководство города предложило людям перейти на индивидуальные котлы. И в результате 90 домов сегодня «зависло». Об этом на наших селекторных совещаниях мы неоднократно напоминали губернатору Днепропетровщины и никопольскому городскому голове. Но в Никополь из тех субвенций, которые мы дали в Днепропетровскую область, ни одной копейки не было направлено. Я считаю, что уравниловка, когда мы делим деньги из бюджета всем понемножку, себя не оправдывает. Их надо, в первую очередь, дать тем, кто готов их принять и максимально эффективно использовать.

— Эффективно использовать может, как правило, частный собственник. Но пока что более 90% предприятий ЖКХ — коммунальные...

— Есть четыре формы изменения собственности в Украине: корпоратизация, аренда, концессия и приватизация. По каждой из них необходимо законодательное урегулирование с учетом особенностей отрасли. Что касается приватизации, то лично я считаю, что мы не готовы к приватизации, я ее противник, если говорить, например, о водоснабжении. Пока что водоснабжение приватизировано только в двух странах. Другое дело, что водоканалы могут быть акционированы так, чтобы ни у кого не было контрольного пакета. А в целом привлечение частных денег в отрасль — дело хорошее.

— Приватизация предприятий ЖКХ стараниями вашего министерства запрещена, но, по данным министерства, до 70% основных фондов в отрасли изношено. Вскоре аварийное состояние в ЖКХ будет рассматривать СНБО. Но денег у государства на реконструкцию ЖКХ нет. Тем не менее ваше министерство блокирует аренду и приватизацию в отрасли. Почему все так запутано?

— Проблема в том, что мы уже знаем, как у нас проходит приватизация. Люди начнут покупать котельные и насосные станции не потому, что хотят работать в ЖКХ: просто там хорошая земельная площадка или можно предприятие на металлолом сдать. И отрасль может быть вскоре уничтожена. Так у нас случилось со многими сахарными заводами, которые сначала приватизировали, а потом порезали на металлолом. Вот почему министерство осторожно подходит к приватизации. Вместе с тем мы подготовили все необходимые документы, открывающие приток частных инвестиций в отрасль. Важно, чтобы частные деньги заходили в ЖКХ по четко установленным правилам, о чем, кстати, просят и сами предприниматели.

— А каковы позиция министерства насчет теплоснабжения?

— Здесь мы уже не столь категоричны. В теплоснабжении может существовать и уже существует конкуренция. Если частник построит свои котельные или реконструирует коммунальные и люди готовы будут покупать у него тепло — это другое дело. Потому что в теплоснабжении, в отличие от водоснабжения, есть альтернатива.

— Если раньше должников за газ пугали отключением, но все-таки подключали к отоплению, то сейчас ситуация меняется. Нет денег — зимуй, как хочешь.

— НАК «Нафтогаз Украины» сейчас уже просто не может купить газ, за который не рассчитываются потребители. Поэтому ситуация такая жесткая. У нас еще не включены в отопление около 30 тысяч домов. Это больше 23%. И это — серьезная проблема. «Нафтогаз» не дает лимитов тем, кто не проплатил или не успел списать долги. 440-е постановление правительства списывает бюджетникам все долги за предыдущие годы, остается еще пеня и штрафы, но, скорее всего, нам удастся их тоже списать. И таким образом разрядить ситуацию.

— Новые цены на российский газ в 2009 году: что они будут означать для ЖКХ?

— Пока что ничего страшного. И не потому, что их пока нет. Для населения тарифы пока что не меняются.

— Но рано или поздно их изменят...

— 16,2 миллиарда кубометров газа идет на тепловую энергетику в ЖКХ. В бюджете на следующий год предусматривается 7,7 миллиарда гривен для компенсации разницы в тарифах для населения.

— Когда удастся сделать тарифы экономически обоснованными?

— В 60—70% городов они уже экономически обоснованные. Правда, в значительной части из них применено так называемое перекрестное субсидирование. Для населения тарифы низкие. А для бюджетных и коммерческих организаций они в три раза выше. Но в среднем по городу получается рентабельный тариф.

— Почему при одинаковой государственной цене на газ и электроэнергию тарифы в украинских городах такие разные?

— На сахарном заводе, например, была котельная. Она давала технологический пар на завод и отапливала поселок. Завод порезали на металлолом. Остался один поселок. Получается, что котельная имеет нагрузку 15—20% от своей мощности. Но накладные расходы остались те же самые. А вот поступления от горожан — мизерные. Соответственно, это отражается на себестоимости тепла. Тенденция такая: чем меньше город, чем меньше потребителей, тем выше себестоимость услуг ЖКХ.

И еще один фактор, влияющий на разницу в тарифах в разных городах. У одного директора коммунального предприятия стоят старые котлы с неэффективными горелками, а у другого — современные итальянские горелки. В первом случае потеря тепла — 70%, а в другом — 10%. Но разницу в тарифах в городах все равно компенсирует государство. Частный инвестор не будет работать себе в убыток. Вот почему мы и говорим: сейчас ЖКХ нужны не столько деньги, сколько экономическая целесообразность их применения. И с этой точки зрения, какая будет форма приватизации — корпоратизация или выкуп, — не так уж и важно. Важно, чтобы в отрасли начали действовать экономические механизмы. Но ради политики мы удерживаем тарифы на низком уровне и тем самым гробим предприятия ЖКХ. Пока что мы говорим только о тарифах, но не говорим о других составляющих цены — количестве и качестве услуг. Если применить у нас даже и не все принятые в мире приемы энергосбережения, в том числе самые простые — установить счетчики тепла, сделать такие элементарные вещи, как утепление дверей и окон, то потребление газа населением можно уменьшить наполовину, а значит — и суммы оплаты услуг ЖКХ.

— Как понять то, что муниципалитеты отказываются от бюджетных денег на развитие ЖКХ?

— А у нас отказывается один только Киев. Для того, чтобы получить бюджетные деньги, необходимо разработать техническую документацию, провести тендер и так далее. Они говорят, что у них нет технической документации, поэтому они не хотят брать бюджетные деньги. Так как эти деньги предназначались для установки тепловых счетчиков, я так понимаю, что Киев не заинтересован в учете тепла. Хотя счетчики на холодную и горячую воду в Киеве ставят охотно.

— Ратуя за энергосбережение, министерство запретило в жилых домах устанавливать индивидуальные отопительные котлы. Почему?

— В новых домах это не запрещено. Но в старых домах вентиляция не предусматривает подобного. Она рассчитана на холодный воздух. В шахтах скапливается конденсат, который их разрушает, и это невозможно уже исправить. Когда один жилец ставит у себя котел, то те, кто живет выше, должны дышать всем этим. У местной власти осталось право давать разрешения на установку индивидуальных котлов в уже сданных домах. Но мы считаем, что на индивидуальное отопление надо переходить целыми домами с соответствующими новыми проектами, а не квартирами.

Михаил МИЩИШИН, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ