Начнем со статистики. На этот раз в «Украинской неделе моды» принимали участие 43 дизайнера, аккредитованы были около 180 журналистов, в том числе и представители зарубежных СМИ (немецкое бюро «Евроньюз», а также Словакия, Бельгия, Финляндия, Грузия и традиционные Молдова, Беларусь, Россия). Такую информацию «Дню» предоставили в пресс-центре «Украинской недели моды». Принципиально, что с каждым сезоном изданий (в том числе иностранных), обращающих внимание на нашу Неделю моды, становится все больше. Правда, организаторы иногда не совсем довольны качеством материалов отечественных журналистов. Корреспонденты, пишущие о моде «в силу сложившихся обстоятельств», часто путают сезонность коллекций и специфические термины. Именно поэтому оргкомитет «Ukrainian fashion week» регулярно проводит специальные семинары для журналистов, призванные разъяснить все тонкости и детали моды.
ЗАРОДЫШИ ИНДУСТРИИ
Постепенно растет и авторитет украинского подиума, прежде всего в глазах собственных соотечественников. Нужно отдать должное организаторам, ведь они прилагают немало усилий, чтобы украинцы воспринимали свою моду и дизайнеров не только как элемент жизни буржуазии, но и как национальное достояние. Такое достояние, между прочим, может стать не только культурным, но и экономическим, и приносить (как это происходит в ряде развитых стран) большие финансовые дивиденды в государственную казну. Но это происходит лишь тогда, когда мода приобретает статус индустрии, то есть бизнеса (о чем уже неоднократно говорилось), когда работают заводы легкой промышленности (которые у нас сейчас стоят). Лишь при условии нормальной здоровой работы легкой промышленности украинские дизайнеры смогут активно выходить на широкий рынок, а не только работать на избранных клиентов. Как говорится, не благодаря, а вопреки этот процесс выхода уже начался. Свои вторые линии запустили Лилия Пустовит (Poustovit Weekend), Ирина Каравай (NB Karavay), Виктория Гресь (Viktoria Gres Denim). Оксана Караванская, кроме основной коллекции, представляет также одежду, созданную для бренда OK by Oksana Karavanska и детскую линию OK’IDS, Ольга Громова занимается декором, а у дизайнера Анны Бублик — целых три дополнительных линии: деним, аксессуары и спорт, хотя в рамках Недели моды она их пока не презентует.
Ирина Каравай свою вторую линию запустила в прошлом сезоне. О ее коммерческом успехе, по мнению дизайнера, говорить пока рано.
— Вещи хорошо продаются, но пока рано говорить о стопроцентном коммерческом успехе, потому что все эти проекты долгосрочные, — объясняет Ирина. — Это для нас период проб и ошибок, мы учимся работать с большим производством, налаживаем контакты, отрабатываем схему.
Сверхважно для развития зародыша нашей фешн-индустрии появление первого в Украине профессионального баера, развивающего собственную сеть фирменных магазинов «Yellow&Blue». Компания заключает договора с дизайнерами (сейчас это Алексей Залевский, Наталья Глазкова, Елена Даць, Светлана Бевза, Виктор Анисимов, Ирина Каравай и другие) о создании отдельных коллекций, отшивающихся ограниченным тиражом, и продает их в своей сети магазинов. Такие условия уникальны для Украины, но традиционны для всей мировой индустрии моды. Уже открыты магазины в Днепропетровске, Львове, Кривом Роге, Донецке, на очереди — Одесса, Киев, Запорожье и Харьков. Кроме того, впоследствии компания планирует выводить наш продукт и на западный рынок.
UFW: МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТЕКСТ
Чтобы получить объективную и непредвзятую оценку состояния украинской моды и ее международных перспектив, на этот раз организаторы пригласили зарубежных гостей-экспертов. Хиллари Александр — редактор моды ежедневной британской газеты The Daily Telegraph — приехала не только, чтобы познакомиться с Украиной и местной модой, но и вместе с фотографом Джоном Суоннеллом (входящим в топ-10 лучших британских фотографов) отснять посвященную Киеву фотосессию для своего издания. В интервью организаторам UFW Хиллари Александр рассказала, что до сих пор она знала Украину только благодаря «Евровидению», а также жене Президента Екатерине Ющенко, которую она увидела на показе Жана-Поля Готье сезона осень-зима 2005—2006, посвященном Украине.
— Я думаю, когда страна вырабатывает национальную идентичность, не менее важно формировать также модную идентичность, — отметила модный редактор влиятельного британского издания. — Судя по увиденному, все у вас делается правильно.
Еще один британский модный критик Годфри Дини, редактор сайта www.fashionwiredaily.com считает Украину перспективным рынком, хотя до сих пор никогда (так же, как и Хиллари Александр) не слышал о том, что у нас есть собственная Неделя моды. В противовес своей британской коллеге, Годфри Дини считает, что украинским дизайнерам стоит больше ориентироваться на мировые тенденции:
— Украинским дизайнерам необходимо больше ориентироваться на интернациональные тренды, — отмечает главный редактор сайта. — Я бы хотел видеть больше концептуально-артовских идей в украинской моде. Этно-мотивы — это свежо, но стоит подумать не только о самобытности.
Когда мы говорим о международном авторитете украинской моды, важно помнить, что наши дизайнеры уже три года подряд представляются в итальянском журнале «Collezioni», печатающем фотоотчеты со всех основных мировых недель моды. Пусть для непричастных к моде эта цифра звучит не слишком весомо, но 32—36 страниц для «Ukrainian fashion week» в «Collezioni» — это уже немало. Ведь чтобы попасть на страницы издания, коллекции дизайнера должны быть качественными, оригинальными и в то же время совпадать с основными трендами сезона. Впрочем появление коллекции на страницах журнала не бесплатное.
— Я не могу назвать вам цену, потому что это отношения дизайнера с «Collezioni». Но я бы на этом не акцентировал внимание, эта информация непоказательна, — уверен Алексей Данилевский, координатор международных связей UFW. — Что касается сотрудничества, могу сказать, что это важно — разместить коллекцию в издании с мировой сетью распространения и большим авторитетом. Ведь «Collezioni» выходит уже несколько десятков лет подряд и является наиболее полным фотоотчетом с мировых недель моды. Он — помощник по фешн-вопросам для всех баеров, стилистов, тех, кто занимается ассортиментом для мультибрендовых бутиков. То, что в нем представлена UFW — это еще не означает, что мы «законодатели», трендсеттеры, но мы уже в этом русле. Если нашу коллекцию принимают во внимание, значит, она того стоит. А вот попадающий в журнал дизайнер должен быть готов к тому, чтобы соответствовать статусу бизнес-участника недели прет-а-порте, готов к таким вещам, как тиражирование, адаптация. Кстати, коллекция Viktoria Gres Denim именно так была замечена и отшита для шоу одной из мировых звезд (Джанет Джексон. — Прим. «Дня»).
На 12—18 разворотах журнала размещены все хедлайнеры Недели моды. На этот раз, я думаю, мы увидим около 25 коллекций, в том числе и кого-то из молодых, — уверен Алексей.
Этим «международность» UFW не ограничивается, ведь представители других стран есть и среди дизайнеров. Уже в пятый раз в Украину со своей коллекцией приезжает грузин Автандил Цквитинидзе, которого украинки полюбили за изысканность и европейское качество коллекций. Немка Аннет Гертц (в третий раз представляющая здесь свою коллекцию) создает вещи спокойные и комфортные. А россиянку Светлану Тегин и ее ретро-стиль в Украине знают и покупают уже довольно давно. У всех этих зарубежных дизайнеров совершенно различные стили, но достаточно популярные среди наших модных потребителей. Иначе в их постоянном участии в UFW просто не было бы смысла.
Кстати, в числе молодых участников традиционного показа «Новые имена» также есть те, кто живет, учится или работает за границей. На компанию из Китая работает дизайнер Vincent Willem Warner, а ученица знаменитого изобретателя «заниженной талии» Александра Маккуина Олеся Махонько уже имеет собственный бутик в Лондоне. Молодое поколение украинских дизайнеров, росшее в совершенно иных условиях, чем их предшественники, по словам главы оргкомитета «Украинской недели моды» Ирины Данилевской, сегодня прежде всего ориентируется на коммерческий успех коллекции, а не на самореализацию.
— Я соглашаюсь с этим лишь частично, — комментирует молодой дизайнер Артем Климчук. — Все украинские дизайнеры (не только молодые) хотят продать свои коллекции и потому штампуют... Я называю это «Трейд марк дефиле» или конструкторскими коллекциями. Но есть и те, кто думает не о продажах, а о моде как таковой. Лично я не делаю коллекции, чтобы потом их продать. То есть я, конечно, хочу их продать, но в тот момент, когда я их создаю, я не думаю, будет это продаваться или нет. Но вещи все равно продаются — и это самое приятное. Впрочем, следующая моя коллекция, в отличие от предыдущих, все-таки будет коммерческой.
Сложно сказать, чем наше поколение отличается от предыдущего. Видимо, старшие дизайнеры более заангажированы. Хотя новые дизайнеры, которых я увидел в этот раз, тоже весьма заангажированы школой, и у них довольно ограниченный взгляд, — считает Климчук. — К сожалению, это не Париж, и не Европа, а хочется какого-то Гарета Пью... Дизайнеры такого уровня появятся у нас нескоро.
После достаточно неутешительного прогноза относительно креативности украинских дизайнеров Артем рассказал «Дню» о том, что нужно носить этой осенью и зимой, а также о том, что будет актуально следующей весной и летом.
ТЕНДЕНЦИИ
1. Архитектурность: жесткие архитектурные формы и покрой — в верхней одежде и жакетах, соответственно, использование жестких тканей, формосоздание, скульптурные элементы.
2. Серый цвет и все его оттенки в любой одежде.
3. Снова этно-мотивы: циганщина, Непал, Индия. Соответствующие сочетания цветов и вышивка.
4. Джаз: в объективе — 20-е годы, прямые силуэты с «заниженной талией», пайетки, блестки, камни.
А к следующей весне и лету готовьте бахрому, яркие цвета, прозрачные ткани, приталенные силуэты, леггинсы, анималистические принты и «очень высокие каблуки», отмечает дизайнер.
КСТАТИ
Война в разгаре
Под лозунгом «Третья мировая война началась» состоялся показ в рамках сотрудничества UFW и Фонда Елены Франчук «АнтиСПИД». В проекте, возобновленном после отсутствия в прошлом сезоне, участвовало 33 дизайнера, а также дизайнерские тандемы (названные AIDS Army Fashion), создавшие для показа по одному милитари-образу. В показе традиционно участвовали политики и звезды. А на средства, собранные от аукционной продажи дизайнерских вещей, планируют приобрести мобильные клиники для детских больниц, в которых будут получать помощь ВИЧ-положительные дети.