Книга «Народна ікона середньої Наддніпрянщини ХVІІІ—ХХ сторіч» открывает новую главу в понимании, отношении к иконе и иконописи в целом. «Народная или домашняя икона», как ее еще называют, представляет собой мозаичный «ландшафт» украинской этнокультуры. Официальная церковь осуждала народных художников, называя народные иконы — «неуклюжей писаниной». Под «неуклюжестью» находился живой орнамент, которому в значительной степени была чужда классически-академическая застылость, определенная каноничность образности и формальность. Народные богомазы не во всем следовали букве канона, каждый из них вносил в произведения что-то свое — сугубо индивидуальное и, в то же время, что-то характерное для народа в целом. В своих работах они трансформировали канонические образы, внося в них черты своих родственников, близких, односельчан, придавая образам живости и большей реалистичности.
Автором и руководителем проекта монографии «Народна ікона середньої Наддніпрянщини ХVІІІ—ХХ сторіч» является Николай Бабак, известный черкасский художник. Его коллекция произведений народного искусства насчитывает свыше 500 икон. До этого в нашем государстве было только два солидных собрания икон: у академика Николая Биляшивского, директора Национального художественного музея, датированное 20—30-ми годами прошлого века; а второе — у коллекционера Иллариона Свенцицкого, украинского филолога, этнографа.
Путешествуя по Польше вместе с друзьями в конце 80-х годов, Бабак случайно наткнулся на небольшой рынок, его взгляд остановился на старинных, «затертых» временем иконах.
— Подойдя поближе, я расспросил продавца об этих произведениях народного искусства. Оказалось, что многие из них имеют украинское происхождение, — рассказал «Дню» Николай БАБАК. — Вот так и началось мое увлечение украинскими иконами. Своей коллекции я отдал 20 лет жизни. Сначала я просто собирал, как говорится, работал на количество и только потом понял, постиг серьезность моей коллекции. Я заметил то, что несмотря на сходство тем, воплощение их очень разнообразное. Они отличаются колористикой, пластикой, иконописной манерой выполнения. Вообще, что-то собирать, коллекционировать — это очень хлопотливый труд. Это же не просто купил икону и на этом все закончилось. Многие из тех икон, которые я покупал, были в ужасном состоянии, поэтому потом я их долго реставрировал шаг за шагом, собирал у очевидцев истории связанные с ними. В те годы редкие украинские старинные иконы кое-кто покупал за бутылку водки. Для меня за каждую икону была борьба, кусок нервов. Ведь каждое произведение имело хозяина, а последний хотел иметь что-то от этого, поэтому основными моими трудностями были материальные. Обращался к многим бизнесменам, однако никакой поддержки я не получил... А поэтому рассчитывал на собственные силы. Думаю, что средняя Надднипрянщина будет достойно представлена для потомков. Сегодня эта тема уже исчерпана. Все распродано или вывезено за границу...
В монографию вошли не только репродукции икон из коллекции черкасского художника, но и обстоятельное научное исследование, написанное доктором искусствоведения Александром Найденом на основании материалов коллекции. По словам Бабака, несколько лет назад они вместе с Найденом пришли к Анне Скрыпник, директору Института искусствоведения, фольклористики и этнологии имени М. Т. Рыльского и рассказали о коллекции икон и планах, касающихся издания книги.
— Нам дали добро на эту работу. Александр Найден согласился взять на себя текстовую часть монографии. И уже за полтора года я получил 300 страниц текста. Благодаря Александру Черевко, главе облгосадминистрации Черкащины и Игорю Потапенко, бизнесмену и моему товарищу мы имеем возможность сейчас держать в руках это издание. В течение большей части своей жизни я вел постоянный диалог с моим побратимом Петром Гончаром, директором Музея Ивана Гончара, по поводу места украинской народной иконы в искусстве. Я приложил много усилий, чтобы доказать, что народная икона является самостоятельным видом искусства. «Народна ікона середньої Наддніпрянщини ХVІІІ—ХХ сторіч» — это первая монография такого уровня, в котором собрана чуть ли не единственная в Украине коллекция икон регионального значения, — подчеркивает Николай БАБАК.
Действительно, создание монографии «Народна ікона середньої Наддніпрянщини ХVІІІ—ХХ сторіч» — подвижническая работа, которая открывает новые горизонты в исследовании не только украинской иконы, а и народной ментальности. Следует заметить, что на Львовском книжном форуме этого года монография «Народна ікона середньої Наддніпрянщини ХVІІІ—ХХ сторіч» была отмечена как «Лучшая книга года». Также в рамках «Большого антикварного салона-2009» была открыта одноименная выставка, на которой были презентованы 120 икон Киевщины, Черкащины, Полтавщины, Кировоградщины. Эта коллекция является авторским открытием, которое раскрывает перед нами путь к неизведанному.