Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Первоисточники «бессарабской проблемы»

Автономная Молдавская Республика в геополитических расчетах Кремля
12 октября, 1996 - 19:55
ПРОБЛЕМА НЕПРИЗНАННОГО ПРИДНЕСТРОВЬЯ УГРОЖАЕТ СТАБИЛЬНОСТИ НА ГРАНИЦЕ УКРАИНЫ, В РЕГИОНЕ, ГДЕ ПРОЖИВАЕТ МНОГО ЭТНИЧЕСКИХ УКРАИНЦЕВ / ФОТО РЕЙТЕР

12 октября 2009 г. исполняется 85 лет с момента провозглашения Автономной Молдавской Советской Социалистической Республики в составе УССР. Об этом событии стоит вспомнить именно сейчас, когда в Российской Федерации активно возрождается геополитический тип сознания. Создание в 1924 году искусственного квазиавтономного образования ради реализации призрачных, в значительной степени дискредитированных уже тогда целей «мировой революции» обернулось в конце XX века кровавым этническим конфликтом. Ныне проблема непризнанного Приднестровья угрожает опасностью расшатывания стабильности на границе Украины, в регионе, где проживает много этнических украинцев.

Чтобы понять смысл геополитической игры, которая в результате привела к безвозвратной потере украинской территории и создала опасный очаг конфликтности, необходимо вернуться на два века назад, т.е. остановиться на первоисточниках «бессарабской проблемы». Бессарабия, то есть территория между Днестром, Прутом и низовьем Дуная, в результате Русско-турецкой войны 1806—1812 гг. отошла к России. На протяжении десяти лет (1818 — 1828) новообразованная Бессарабская область пользовалась административной автономией, а после ее отмены была присоединена к Новороссийскому генерал-губернаторству. Задания инкорпорации Бессарабии оказались для России сложными, особенно после того, как в 1862 г. было завершено политическое объединение Дунайских княжеств (Молдавия и Валахия) и создано единое государство — Румыния. В ноябре 1917 г. под влиянием революции в России бессарабский парламентский орган — Сфатул церий — провозгласил Бессарабию Молдавской Народной Республикой в составе Российской Федерации. Украинский Центральный Совет находился с Сфатул церием в состоянии сотрудничества, но по согласию обеих сторон все территориальные вопросы к Учредительному собранию — украинскому и молдавскому — решено было не рассматривать. Тем временем прорумынски настроенная часть Сфатул церия обратилась к Румынии с просьбой ввести на территорию Бессарабии войска «для обеспечения надлежащего порядка». Румыния этим немедленно воспользовалась. В феврале 1918 г. территория Бессарабии была оккупирована. В ноябре 1918 г., после распада Австро-Венгрии, румыны захватили еще и Северную Буковину. 10 декабря 1918 г. король Румынии ликвидировал Сфатул церий и объявил Бессарабию провинцией королевства. Ни украинские правительства, ни правительство СССР не признали этот акт, рассматривая оккупацию Бессарабии и Северной Буковины как аннексию.

Идея создания молдавской государственности на левобережье Днестра, т.е. в составе советской Украины, была связана с реанимацией в близких к армии кругах большевистской элиты стратегической линии в мировую революцию. Разрешение бессарабского вопроса мыслилось как первый этап «разведки боем». Вторым должно было стать разжигание революции на балканском направлении.

В создании АМССР, очевидно инспирированном Москвой, активное участие принимали члены «инициативной группы»: специальная комиссия ВУЦИК, которую командировали в Приднестровье; делегации бойцов и командиров Второго конного корпуса, которым командовал Григорий Котовский. В этой работе принимала участие и комиссия студентов и преподавателей молдавско-румынского отделения Университета народов Запада.

«Ось Бессарабия — Румыния — Балканы, как штык, который вспарывает юго-западную «брюшину» буржуазной Европы, — вот цель, ради которой опытные революционеры начали свою деятельность и породили идею о создании Молдавской Автономной Республики, — несколько категорически утверждает приднестровский политолог Д. Сойн. — Об искусственном характере МАССР говорит уже тот факт, что этнические молдаване на территории автономии были в явном меньшинстве. Но для целей, которые поставили авторы проекта, это не имело значения. Даже если бы во всей МАССР не проживало ни одного молдаванина, их бы просто назначили на партийном собрании».

Следовательно, образование молдавской автономии на юго-западе Украины подразумевалось как инструмент создания геополитического плацдарма для прорыва на Балканы, — с расчетом на то, что вскоре для этого могли сложиться благоприятные внешнеполитические условия. Решающую роль здесь играли мотивы революционного и геополитического характера, хотя представители «инициативной группы» во главе с Котовским (группа бессарабских беженцев и румынских политических эмигрантов в составе 11 лиц, которые обратились в ЦК РКП(б) с соответствующей докладной запиской) акцентировали внимание на этнических факторах.

Лейтмотивом докладной записки, посланной в ЦК РКП(б) и ЦК КП(б)У в феврале 1924 г., было утверждение о том, что «Молдавская республика может сыграть ту же роль политико-пропагандистского фактора относительно Финляндии, что и Белорусская республика относительно Польши и Карельска. Она служила бы объектом привлечения внимания и симпатий бессарабского населения и дала бы еще больший повод претендовать на воссоединение с ней Заднестровья». Идею подхватил не только Г. Котовский, а и М. Фрунзе, который лично выступал за то, чтобы Молдавская республика формировалась на территории Украины.

Бессарабия в то время формально находилась в составе Румынии. Поэтому создание Молдавской республики могло в будущем вызывать национально-территориальные споры, о чем предупреждал народный комиссар иностранных дел СССР, известный советский дипломат Г. Чичерин. Он отмечал, в частности, что эта проблема требует тщательной подготовки. Призывал учитывать международную ситуацию, в частности, «экспансионистские претензии румынского шовинизма». Доказывал, что выявление большого количества молдаван на украинской территории только усилит позиции румын в споре по вопросам Бессарабии.

Чичерин был прав. В 1924 году была заложена «взрывчатка» на много лет вперед. Отвечая на запрос депутатов румынского парламента, встревоженных созданием советской Молдавии, премьер-министр страны И. Бретиану заметил: «Мы (румыны) не можем быть взволнованными, а наоборот, можем только радоваться, что соседнее государство признало, что в наших территориальных претензиях мы не пошли так далеко, как нужно было бы». Это изречение премьера цитировали в Приднестровье в 1989 — 1990 гг., когда в Кишиневе вспомнили о своей румынской идентичности и устроили в 1992 г. военное вторжение в регион, население которого не желало принимать латинскую грамматику и учебники истории из Бухареста.

Но на то время идея создания Молдавской Республики попала на благоприятный почву. Экономические сдвиги и демократизация общественной жизни положительно сказались на национально-государственном строительстве в советских республиках. В рамках проведения политики «укоренения» создавались автономные республики, автономные области и национальные округи. В 1920 — 1923 гг. были образованы Башкирская, Дагестанская, Карельская, Бурят-Монгольская и другие автономные советские социалистические республики. Когда в 1924 году возник вопрос о создании Молдавской автономной республики, это мало кого удивило.

На самом деле образование Автономной Молдавии в составе УССР проходило в борьбе между различными политическими силами. Еще в 1923 году, когда возникла идея создания республики, Г. Котовский и инициативная группа готовились к встрече с В. Лениным. Военачальник был убежден, что Ленин поддержит проект. Однако из-за смерти вождя встреча не состоялась. 4 февраля 1924 года эта группа направила в ЦК РКП(б) и в ЦК КП(б)У уже упоминавшуюся докладную записку о необходимости создания Молдавской Республики. В ней, в частности, указывалось, что на левом берегу Днестра, в бывшей Херсонской и Каменец-Подольской губерниях, компактно проживают от 500 до 800 тыс. молдаван.

Политбюро ЦК КП(б)У 7 марта 1924 г. приняло решение о политической целесообразности создания Молдавской автономии в составе УССР. Но оно предпочло перестраховаться, отметив, что этот вопрос должен быть рассмотрен повторно. Аргументацией служила необходимость проведения значительной подготовительной работы для изучения этнического состава населения, установления статуса автономии, определения ее территориальных границ и тому подобное.

В сложившейся ситуации инициативу снова взял на себя Г. Котовский. Из бойцов и командиров 2-го кавалерийского корпуса он создал специальную комиссию, которая занялась сбором информации на местах. Обе стороны предоставили в ЦК КП(б)У собственные подсчеты, которые имели существенную разницу, в первую очередь, относительно количества молдавского населения в Подольской и Одесской губерниях. В официальной докладной записке в вопросе районирования местностей, заселенных молдавской национальностью, указывалось, что данные, которые собрал Котовский, превышают статистические сведения о количестве молдаван более чем на 100 тыс. лиц.

Учитывая отсутствие достоверных этнографических и территориальных данных политбюро ЦК КП(б)У 18 апреля 1924 года решило считать создание Молдавской ССР нецелесообразным. Однако, невзирая на сопротивление многих государственных деятелей, в частности, М. Скрипника, НКВД было предложено продолжать дальнейшую разработку вопроса о создании административной единицы с преобладанием молдавского населения. Для этого рекомендовалось привлечь к работе комиссию национальных меньшинств при ВУЦИК.

В Москве спешили, и аргументы украинской стороны не учитывали. Политический аспект создания МАССР четко просматривается в постановлении политбюро ЦК РКП(б) от 29 июля 1924 г. «О Молдавской ССР», в котором говорилось о необходимости, прежде всего по политическим соображениям, выделения молдавского населения в специальную Автономную Республику в составе УССР и предлагалось ЦК КП(б)У дать соответствующие директивы украинским советским органам. Понятно, что именно это постановление и определило форму государственности в Молдавии на том историческом этапе.

12 августа 1924 года политбюро ЦК КП(б)У решило создать в Одессе организационную комиссию во главе с А. Гринштейном. Ей поручалось предварительно определить границы автономии и проработать другие, связанные с образованием новой республики вопросы. До конца сентября 1924 года были решены основные вопросы подготовки создания Молдавской АССР. 19 сентября ЦК КП(б)» приняло развернутое решение о создании в составе Украины Молдавской АССР, а через неделю это постановление получило одобрение политбюро ЦК РКП(б).

Юридическое оформление Молдавской АССР состоялось 12 октября 1924 года на III сессии ВУЦИК восьмого созыва. Итоговый документ имел такой вид: «Принимая во внимания твердо выраженную волю рабочих и крестьян Советской Молдавии и исходя из незыблемых основ Конституции Союза ССР, III сессия Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета VIII созыва постановила:

1. «Образовать в составе Украинской Социалистической Республики Автономную Молдавскую Социалистическую Советскую Республику».

10 мая 1925 г. IX Всеукраинский съезд Советов утвердил Конституцию Молдавской АССР. Он же внес в Конституцию Украины ряд изменений и дополнений. В резолюции съезда «Об изменениях Конституции УССР» подчеркивалось: «Пытаясь создать свободное и добровольное, а соответственно, более полное и крепкое единство трудящихся всех национальностей, которые населяют Украинскую Социалистическую Советскую Республику, и признавая полностью право всех наций на самоопределение вплоть до отделения, Украинская Социалистическая Советская Республика, принимая во внимание твердо выраженную волю молдавского народа на оформление своего государственного бытия в составе УССР, объединяется с ней на принципах образования в составе УССР Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики...» Следовательно, Конституция Украины задекларировала право молдавского народа на самоопределение.

Свой политический проигрыш, связанный с образованием МАССР, украинская власть почувствовала в 1940 году, когда в связи с образованием союзной молдавской республики пришлось решать проблемы территориального разграничения между УССР и Молдавской ССР. Но пока существовал Советский Союз, проблемам границ никто не придавал серьезного значения. Ситуация изменилась в 1990 году, когда прорумынски настроенные политические элиты Молдовы объявили образование МАССР «незаконным» и «неправомерным» порождением советского режима. С тех пор продолжается острый конфликт между сторонниками и противниками объединения Молдовы и Румынии в одно государство, который на сегодня является неразрешенным, а лишь «отложенным».

Ярослава ВЕРМЕНИЧ — доктор исторических наук, руководитель Центра теоретико-методологических проблем исторической регионалистики Института истории Украины НАН Украины. Юрий БАБЮХ — аспирант Центра теоретико-методологических проблем исторической регионалистики.

Ярослава ВЕРМЕНИЧ, Юрий БАБЮХ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ