Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рецепт «сладкой жизни»

Украинскому пчеловодству нужен свой производитель, упаковщик и продавец...
7 октября, 1996 - 20:43

Пчеловодство, представленное в Украине 400 тысячами пасечников, выводит наше государство на лидирующую позицию по изготовлению меда в Европе, и по качеству — в мире. Так, недавно на 41 Международном конгрессе Всемирной федерации пчеловодческих ассоциаций «Апимондия», который проходил в сентябре во французском городе Монпелье, украинский гречневый мед признали лучшим. А также доверили принимать у себя следующий конгресс пчеловодов — в 2013 году, о чем уже писал «День» 1 октября. Эксперты утверждают: таким уникальным украинский сладкий продукт делает отсутствие глобализации этой сферы, отечественный мед «создан с любовью»...

Наши предки еще во времена Киевской Руси понимали важность пчеловодства для экономики. Какие перспективы развития данной отрасли сегодня? Об этом и о другом «День» разговаривал с главой правления Всеукраинской общественной организации «Братство пчеловодов Украины» Татьяной ВАСИЛЬКИВСКОЙ и координатором организационного комитета «Украина Апимондия-2013» Юрием РИФЯКОМ.

— Пчеловодство — это традиционное ремесло для украинцев. Что изменилось в данной отрасли за годы независимости?

Юрий Рифяк: — Традиции — это тот фактор, который делает Украину лидером медового ремесла во всем мире. Успех украинскому меду принесли две вещи. С одной стороны, мы первые в Европе из валового выпуска меда. С другой — майку лидера мы получили не за счет интенсифицированного производства. Пчеловодство для украинцев испокон веков было и является самым популярным увлечением. Почти каждый сотый у нас — пасечник. В Украине насчитывается 400 тысяч пчеловодов, такого показателя не имеет ни одна страна мира. Поэтому такие мелкие и средние хозяйства, которые в среднем насчитывают сто пчелиных семей, обеспечивают рекордные для Европы валовые показатели изготовления украинского меда.

Большинство же крупных стран, таких, как США, Аргентина, Китай, основную массу меда изготавливают на крупных промышленных предприятиях, где по 20—30 тысяч пчелиных семей. Такое производство меда является очень интенсифицированным. Главной целью является максимизация выхода продукта. То есть мед у них получается как «бройлерные куры». Украинский мед является лидером по качеству потому, что в него вложена часть души каждого пасечника.

Еще в ХІ веке в Русской Правде, кодексе законов Ярослава Мудрого, пчеловодству посвящено целых семь разделов. Ни другому какому-то ремеслу, а именно этому. А это указывает на ключевую позицию пчеловодства, выдающуюся роль для экономики Киевской Руси в то время. Мы одни во всем мире имеем тысячу лет традиций пчеловодства. Ни в каких больше — ни в нормандских, ни в саксонских кодексах нет упоминания об этом ремесле.

Украина вообще является родиной современного пчеловодства. Ведь рамочный улей, прототип современного, был изобретен украинцем Петром Прокоповичем.

— А как государство заботится о пчеловодстве сегодня? Известно, что в Украине действует программа развития пчеловодства, как вы оцениваете ее эффективность для отрасли?

Ю. Р.: — По программе развития украинского села, утвержденной Министерством аграрной политики, на пчеловодство ежегодно выделяется около 20 миллионов гривен. Но, по моему мнению, государство не должно финансово, дотационно поддерживать пчеловодство. Ведь это бизнес. Каждая пасека — это предприятие. А каждый пчеловод — это частный предприниматель, получающий прибыль. То есть политика государства в отношении пчеловодства должна быть такой же, как и в отношении бизнеса в целом. Я считаю, пасека больше всего выиграет от системной поддержки и от структурной реформации отрасли в целой. Также нужна четкая прозрачная система сертификации и контроля за качеством продукции. Это, в первую очередь, необходимо для экспорта, и сослужит службу в борьбе с некачественным импортом, который у нас появляется на внутреннем рынке.

Государство должно создать пасечникам соответствующие условия для развития. И уже первые успехи есть. Весомым приобретением стало получение права экспорта меда. Далеко не все продукты сельского хозяйства имеют право импортироваться в Европейский Союз. Для этого нужно провести соответствующие переговоры и получить соответствующее разрешение в Брюсселе. Что же касается пчеловодства, то эта работа была осуществлена. И экспорт украинского меда ежегодно растет весьма стремительными темпами.

— Однако мы экспортируем мед как сырье, не так ли? Почему не используется национальный бренд, ведь украинский мед признан лучшим в мире?

Татьяна ВасилькивскаЯ: — Экспорт — это позитивно, ведь он говорит о том, что есть спрос на нашу продукцию. И каждая страна гордится тем, что она экспортирует. Ведь это ее товар, который котируется за границей. Но в нашем случае украинский мед до сих пор экспортируется как сырье. Фактически, этот сладкий пчелиный продукт вывозится в больших емкостях евростандарта, которые без какой-либо идентификации отправляются заказчику. Он получает мед в качестве сырья, которое может использовать любым удобным способом.

Ю. Р.: — Но проблемы существуют не только что касается Украины. Ведь европейский рынок, несмотря на все декларации о свободной торговле, является очень протекционистским. Там есть свои собственные крупные мощные производители. Ключевым таким производителем является Аргентина, обеспечивающая более 60% всего европейского импорта.

Украина же, как не член Евросоюза, вынуждена платить дополнительные таможенные пошлины при экспорте, а это около 17,5%, что очень ощутимо снижает конкурентоспособность товара.

Т. В.: — Как раз здесь, собственно, и необходима значительная поддержка государства. Нужна приоритетная политика относительно потенциальных экспортеров, необходима их поддержка как внутри государства, так и путем дипломатических договоренностей за границей.

Ю. Р.: — Многочисленные переговоры с заграничными партнерами сводятся к тому же сырью. Предлагается схема цепочки, в которой Украине достается «хвост». То есть нам дают цену за само сырье, а это до 20% добавленной стоимости меда, основная же масса денег отходит к двум большим агентам — одному крупному упаковщику, и одному крупному ритейлеру в Европе. А нас это, понятное дело, не устраивает. Зачем же тогда Украине добывать первые места в соревнованиях по качеству медовой продукции, если не получать из этого дивидендов. Хорошо, они напишут, что это Украина, что это наилучший в мире продукт, но ведь от этого, как говорится, «ни холодно, ни жарко» отечественному пчеловодству. Здесь должны быть принципиально другие подходы. Нам нужно выстроить собственную цепочку. Нужен украинский производитель, украинский упаковщик и украинский ритейлор. Конкретные бизнесмены, которые будут продавать мед в банке с этикеткой, где будет написан «product of Ukraine». Мы сейчас активно занимаемся поиском заинтересованного отечественного инвестора.

— Сколько теряет Украина, экспортируя мед не под собственным брендом?

Ю. Р.: — Стоимость килограмма хорошего акациевого меда, который закупается у трейдеров в Украине, составляет около 2—3дол.. В Европе такой продукт будет продаваться уже за 25 евро. Украина и 10% стоимости не получает.

— В США пчеловод платит за опыление сельскохозяйственных угодий. Скажите, есть ли такие примеры в Украине?

Ю. Р.: — В США главный источник прибылей пчеловодов — само коммерческое опыление. Они получают средства за каждый улей. Но это негосударственные средства. Это контракты между фермерами и пчеловодами. Мы знакомы с профессором университета Флориды, который разрабатывал эти типовые договоры. Поддерживаем общение с этим ученым, поскольку наша цель распространить такое сотрудничество в Украине.

Т. В.: — Где-то коммерческое сотрудничество между пчеловодом и фермером присутствует и в Украине. Но это, скорее, единичные случаи. Сотрудничество наблюдается в обратном порядке, нежели в США. Пчеловод ставит улей на опыление и получает мед, поэтому фермер требует, чтобы пасечник еще и ему доплачивал за то, что тот собрал продукт с его поля.

— Что же касается технической стороны обеспечения пчеловодства, украинские пчеловоды используют принадлежности отечественного производства или все-таки импортного?

Т. В.: — Украинские пасечники используют преимущественно реманент отечественного производства. Мы имеем нескольких серьезных мощных предприятий, которые выпускают такое оборудование. Но, по нашему мнению, оно нуждается в совершенствовании.

Ю. Р.: — Мы получаем много предложений относительно строительства на Украине предприятия, которое будет выпускать пчеловодческий реманент, в частности, от Кореи. Если принять во внимание, что эта страна владеет самыми прогрессивными технологиями в этой отрасли, то для них Украина является интересным плацдармом для выхода на европейский рынок.

— Существуют ли в Украине качественные образовательные центры, которые учат ремеслу пчеловодства?

Т. В.: — Украина потеряла специальность «пчеловод». Есть у нас очень мощный аграрный университет, в котором есть кафедра пчеловодства, но он не выпускает специалистов-пасечников. Мы имеем много пчеловодческих школ, есть такая специальность на уровне профессионально-технических училищ, которые выпускают специалистов среднего уровня. А вот высшая школа не выпускает профессиональных украинских пасечников. Проблема еще и в том, что контингент украинских пчеловодов — это люди, преимущественно пожилого возраста. Но мы заполняем эти пробелы. Во всех наших организациях привлекаем к общественной работе детей пчеловодов. Мы уже дважды проводили курсы повышения квалификации для 120 пасечников. На этот год такие курсы мы планируем уже провести для 500 лиц, но это всего лишь 0,1% украинских пасечников.

Нужно восстановить специальность пчеловод в высшей школе, потому что без такой подготовки нет развития отрасли. Пчеловодство нуждается в эффективных менеджерах, которых украинская образовательная система, к сожалению, сегодня не готовит.

— Ваш рецепт победы от пчеловодства для других отраслей Украины?

— Нужен оптимизм. Украина может добывать первые результаты не только в пчеловодстве, спорте и скандальной политике. На наш взгляд, будущее украинцев — за аграрным сектором. Все европейцы говорят, что Украина — это «bread basket for Europe». Мировые тенденции говорят о том, что вопрос энергии и металлов потихоньку отходит в прошлое, а экономика все больше и больше ориентируется на продукты питания. И новое наукоемкое сельское хозяйство будет определять конкурентоспособность стран в ХХІ веке. В этой отрасли мы владеем колоссальным потенциалом. Поэтому не стоит зацикливаться на своих проблем. Нужно находить сильные стороны и развивать их.

Алла ДУБРОВИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ