Наша страна избрала европейский путь развития, задекларированный Президентом Украины и правительством. Став на путь формирования единого рынка, мы получили возможность подвести собственный образовательный процесс под единые европейские стандарты. Насколько пригодны основы Болонских договоренностей в сфере образования для художественного обучения? Сможем ли мы не потерять свою идентичность и качество, подтвержденное временем, в обучении вокала, исполнительского мастерства или композиции? Как живет или, вернее, каким образом выживает самое прославленное художественное заведение государства и Европы — Национальная музыкальная академия Украины имени П. Чайковского? Эти и другие вопросы остро ставились во время дискуссии, касающейся введения Болонской системы образования для украинского художественного обучения на пресс-конференции ректора Академии, доктора искусствоведения, профессора Владимира РОЖКА.
— Повлияли ли изменения на качество образования и престиж музыканта, заканчивающего ведущее художественное учебное заведение Украины? Как обстоят дела с трудоустройством ваших выпускников?
— В июле прошлого года НМАУ прошла аккредитование Государственной аккредитационной комиссией на десять лет. Были пересмотрены все учебные программы и планы. Наш научный потенциал чрезвычайно высок. Коллектив поработал слажено, особенно кафедры теоретические и исполнительские. Значительные изменения происходят в системе двухступенчатого образования, связанного с реализацией идей Болонского процесса. Мы за то, чтобы сохранить уникальную индивидуальную подготовку кадров в наших высших художественных учебных заведениях, сложившуюся не за одно десятилетие.
В контексте международных договоренностей по Болонскому процессу настаиваем на том, чтобы в НМАУ поступали младшие специалисты из училищ и учились по программам образовательно-квалификационного уровня «специалист» в течение пяти лет. К тому же мы будем готовить и магистров. Есть также планы по подготовке бакалавров. Нам необходимо внести изменения в соответствующее постановление Кабинета Министров, согласно которому предоставлено преимущество учебным заведениям набирать студентов из общеобразовательных школ на двухступенчатое образование. И потому предоставлено преимущество медицинским, медико-ветеринарным и музыкальным заведениям. Мы же хотим добиться, чтобы наши предложения были записаны в соответствующем законодательном акте. Тогда вопросы с интеграцией в Болонский процесс будут решаться с нашей стороны конструктивнее. А именно: студенты после четвертого курса становятся бакалаврами, на пятом курсе — заканчивают с дипломом специалиста, а 25% от выпуска учатся в магистратуре, где получают общеевропейский диплом. Все же остальные становятся специалистами единого общеукраинского образца и получают диплом государства Украина.
— Владимир Иванович, насколько возросла заинтересованность учиться именно в НМАУ среди иностранных студентов?
— Очень много иностранцев высказывают желание учиться в Академии, и это связано в первую очередь с высоким уровнем подготовки наших специалистов. Именно поэтому к нам едут иностранцы, особенно из Китая. Кстати, как показали государственные экзамены, наши студенты из Китая с прекрасными результатами заканчивают Академию. Выпускники, получив диплом магистра, успешно работают в высших учебных заведениях на родине, пропагандируя украинские музыкальные достояния. На многих престижных музыкальных конкурсах наши воспитанники получают высокие награды.
— Постепенно Академия обновляется: уже сделан ремонт в аудиториях, но еще остается огромная проблема улучшения состояния музыкальных инструментов, на которых учатся ваши студенты. Как решается этот острый вопрос?
— Мы уже приобрели новые инструменты (в частности более 20 роялей ведущих европейских производителей). Студенты и преподаватели успели их оценить. Мы подписали на пять лет договор с фирмами о гарантийном обслуживании. Двое наших представителей поедут в командировку за границу в известные компании «Зайлер» и «Бехштайн» на обучение, чтобы получить сертификат европейского образца настройщиков роялей этих фирм. Нам еще необходимо как минимум 20 фортепиано для флигеля, который будет отремонтирован в ближайшее время и станет полноценным репетиционным залом для занятий студентов.
В прошлом году Академии выделили деньги на капитальный ремонт... Но они пришли в декабре. Израсходовать их до конца года на наши потребности было нереально, а если их не использовать, то они пропадут (это реалии нашего сегодняшнего дня в госучреждениях). Поэтому мы открыли тендер, который провели в октябре, а кроме того, обратились к народным депутатам, чтобы они внесли изменения в бюджет. Хорошо, что Бюджетный комитет Верховной Рады учел наши предложения и внес изменения с резолюцией «на капитальный ремонт и приобретение»... Формулировка «и приобретение» дала нам возможность израсходовать почти пять миллионов гривен на приобретение новых инструментов. Никто ведь не думал, что Президент В. Ющенко подпишет изменения в Госбюджете в конце 2006 года. А он подписал, и вышло так, что у нас открыт тендер... Инструменты мы приобрели, и сейчас Академию тщательно проверяют представители КРУ, счетных палат и различных комиссий по борьбе с организованной преступностью, потому что им кажется, что на рояли израсходованы слишком большие средства. Но рояли стоят в классах, на них играют студенты и преподаватели, а это главное. Мы переживем всякие проверки, потому что поступили правильно: деньги не пропали, и такие необходимые нам рояли приобрели. Хотя контролеры часто спрашивают: почему покупали рояли у немецких фирм, а не у китайских, у которых было бы намного дешевле? Я понимаю, что такие вопросы может задавать экономист, а не музыкант. Академии нужны инструменты, соответствующие требованиям профессиональной работы музыканта, а сейчас в Европе их выпускают только немецкие и австрийские фирмы. Еще в Америке изготавливают знаменитые «Стенвеи» и они стоят около 150 тысяч евро! В Японии — «Ямахи» по цене 120—130 тысяч евро, дальше нишу соответственно занимают фирмы «Бехштайн» и «3айлер», инструменты этих компаний и приобрела наша Академия. Мы думаем о будущем и готовим музыкантов высокого класса, и учиться они должны не на дешевых «музыкальных дровах», которые быстро развалятся, а на классных инструментах. Это наша с педагогами Академии принципиальная позиция...
В 2013 году наша консерватория отметит 100-летие со дня учреждения. До юбилея еще есть время, но его не так и много. Мы планируем провести масштабные реставрационные работы, поменять окна, двери, отремонтировать коридоры, заменить электро- проволочную систему, которая уже не выдерживает нагрузки — то есть привести все помещения в надлежащий вид. Работы непочатый край, потому что за последние 30—40 лет никто серьезным ремонтом в Академии не занимался.
— Академию называют «авангардом украинского высокопрофессионального искусства». Но не является ли нонсенсом для нашей культуры ситуация, когда ныне больших мастеров художественного дела забывают, а в фаворе масскульт?
— Я считаю, что ныне у нас искажены профессиональные ориентиры. Испокон веков потенциал нации определяли наиболее выдающиеся художники, среди которых были пианисты, композиторы, скрипачи, дирижеры. А когда человек, не имея ни слуха, ни голоса становится «светочем» творческой Украины, то на душе становится горько. К сожалению, украинские СМИ играют роль некоего бизнес-центра, где просто штампуют «звездочек» на день, пропагандируя низкосортные зрелища. Очень плохо, что творческий неликвид влезает в наше информационное пространство, забивает украинцам уши и ум. Этого нельзя допускать. Я считаю, что должны финансироваться программы социального развития в культуре и искусстве; государство должно взять под контроль распределение выпускников. Не должен ректор этим заниматься! У меня нет специалистов, которые бы искали места для трудоустройства выпускников. Всегда государственные органы этим опекались. Например, 20 лет назад выпускников распределяли государственные органы, за ними три года сохранялось место работы, они были социально защищены, им предоставлялись бесплатное жилье и медицинское обслуживание и тому подобное. Сейчас мы подготовили прекрасного специалиста — музыканта, композитора, певца. Он пошатается без работы и поедет за границу в поисках лучшей участи, прославлять своим искусством немецкую, португальскую или французскую культуру. А чтобы такого не было, нужно находить умный выход из ситуации с трудоустройством молодежи. Таланты нужно беречь, всячески помогать. Я всегда поддерживаю одаренных людей, потому что знаю, как тяжело подняться на вершину Олимпа, какие ранимые бывают молодые артисты и музыканты. Когда работал заместителем директора Национальной оперы, много талантливых молодых артистов взяли мы с дирижером Стефаном Турчаком в театр. Сейчас они являются гордостью украинского искусства. Могу назвать несколько имен: Лидия Забиляста, Николай Коваль, Григорий Грыцюк, Николай Шопша и другие, ставшие украшением киевской сцены.