Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гепатит С: излечение возможно

24 сентября, 1996 - 20:16

В 1957 году английский ученый Алик Айзеке и швейцарский исследователь Джин Линденман выделили белок, обладающий свойствами противовирусного антибиотика, и назвали его интерфероном. За минувшие с того времени полвека были открыты и изучены более сотни свойств этого препарата. Диапазон терапевтического применения интерферонов оказался на удивление широким. В настоящее время их широко используют в лечении инфекционных заболеваний, а также в онкологии, неврологии, офтальмологии, дерматологии... Сочетание интерферона с противовирусным препаратом рибавирином — на сегодня лучший способ лечения гепатита С.

ТРЕТИЙ В «АЛФАВИТЕ ГЕПАТИТОВ»

Возбудители гепатитов А и В были открыты в 60—70-х годах XX века, но спустя десятилетие стало очевидным существование еще нескольких видов вирусных гепатитов. Поначалу их называли «гепатиты ни А, ни В»; впоследствии одну из разновидностей вируса обозначили следующей буквой латинского алфавита — С.

В случае заражения вирусом гепатита С развитие хронического заболевания практически неотвратимо. Длительная инфекция, вызванная гепатитом С, обычно протекает незаметно: например, отсутствует желтуха, характерная для других гепатитов. Из-за скрытого, мягкого течения гепатит С не только в обиходе, но и в медицинских кругах часто называют «ласковым», или «немым», убийцей.

Повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, плохой аппетит, нарушения сна — подобные жалобы зачастую недооцениваются, не принимаются в расчет или «списываются» на влияние погодных условий, переутомление, вегето-сосудистую дистонию. А вирус тем временем медленно разрушает печень.

Примерно 15—25% взрослых выздоравливают даже в отсутствие лечения, но остальные 75—85% инфицированных проводят с вирусом гепатита С всю жизнь. У трети из них развивается поражение печени. Почти 3% инфицированных вирусом умирают от хронических заболеваний печени — цирроза или рака. К сожалению, гепатит С в большинстве случаев диагностируют на стадиях, когда помочь больному уже невозможно.

КТО В ГРУППЕ РИСКА?

Поскольку чаще всего вирус гепатита С передается через кровь, самую большую группу повышенного риска составляют наркоманы, употребляющие наркотики внутривенно. В Украине более 77% наркоманов заражены гепатитом С. Передача вируса происходит при пользовании одним шприцем, однако бывают случаи, когда зараженным оказывается и наркотик. Распространенное увлечение татуажем и пирсингом также служит дополнительным фактором риска.

Часть хронических вирусоносителей гепатита С были инфицированы в медицинских центрах в то время, когда в нашей стране еще не было одноразовых шприцов. Немалую опасность представляет некачественно обработанный медицинский инструментарий, несоблюдение санитарно-гигиенических норм при стоматологическом лечении, в манипуляционных кабинетах, а также при процедурах маникюра и педикюра. В развитых странах вероятность такой передачи вируса практически сведена к нулю. В Украине риск заражения сохраняется, поскольку многие вышеперечисленные процедуры предполагают использование многоразового инструментария, да и методы стерилизации иногда оставляют желать лучшего.

До введения обязательного скринирования донорской крови в 1994 году переливание крови было наиболее распространенным способом инфицирования.

ПУТИ ВИРУСА: ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ

Существуют и другие, менее распространенные, пути передачи вируса гепатита С. Например, в некоторых районах Японии этим вирусом заражено до 16% населения, и основной причиной столь высокой распространенности заболевания является использование нестерильных игл при проведении акупунктуры.

Передача вируса гепатита С возможна также при половых контактах, впрочем, вероятность инфицирования этим способом невелика и составляет около 5% (для сравнения: вероятность передачи ВИЧ половым путем достигает 10-15%, вируса гепатита В — 30%).

Отдельную группу риска представляют медицинские работники, контактирующие с потенциально опасным материалом.

Большинство маленьких детей, инфицированных гепатитом С, были заражены от матерей во время родов. У молодых женщин, больных хроническим гепатитом С без перехода в цирроз печени, беременность, как правило, протекает благополучно, но в 5—6% случаев происходит инфицирование новорожденного; таким образом, ребенок становится хроническим вирусоносителем. Передача вируса при грудном вскармливании на основании современных данных считается исключительно маловероятной.

ВИРУС-ХАМЕЛЕОН

В борьбе за существование вирус гепатита С может создавать много различных вариантов «самого себя», т. е. изменяться, мутировать. Он способен существовать в организме человека в виде набора сходных, но не совсем идентичных вирусных частиц, называемых квазивидами. Когда иммунной системе удается распознать и уничтожить преобладающий вирус, один из квазивидов занимает его место. В силу таких мутаций вирус легко «избегает» контроля иммунной системы.

Все эти особенности чрезвычайно усложняют задачу разработки вакцины, поэтому на сегодняшний день прививки от гепатита С не существует.

Зная пути передачи вируса, можно предотвратить заражение. Однако как быть, если инфицирование произошло?

СРЕДСТВА БОРЬБЫ С ГЕПАТИТОМ С

Чуть больше двадцати лет назад целенаправленного лечения не существовало. В 1986 году, прежде чем «ласковый убийца» получил официальное название, впервые был применен интерферон. Курс лечения в то время составлял полгода, и спасти удавалось 8% больных. Спустя несколько лет продолжительность терапии увеличили в три раза, и в результате значительно — до 22% — повысилась эффективность лечения. Поворотным пунктом в эволюции интерферонотерапии вирусного гепатита С следует считать добавление в схему лечения рибаверина. В результате этой инновации выздоравливать стали 38—43% больных.

Интерферон, вводимый в организм человека, крайне нестабилен. Именно этим обусловлена необходимость в ежедневных инъекциях препаратов. На рубеже тысячелетий ученым удалось решить эту проблему: интерферон «одели» в оболочку из особого вещества — полиэтиленгликоля. Новую форму препарата назвали ПЭГ-интерфероном, или пегилированным интерфероном. Сочетание «защищенного» полиэтиленгликолем интерферона с рибаверином в настоящее время признано золотым стандартом лечения гепатита С: больной получает инъекции лишь раз в неделю, причем выздоровление наступает в 54—56% случаев. «А в остальных случаях лечение бесполезно?» — спросит читатель. Нет, среди пациентов, у которых не наблюдается полного выздоровления, значительно снижается риск развития опасных осложнений заболевания — цирроза и рака печени. В 65% случаев наступает улучшение состояния, а у 29% пациентов отмечается выраженный поддерживающий эффект и замедление прогрессирования заболевания.

БОЛЕЗНЬ СКВОЗЬ ПРИЗМУ УКРАИНСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Какова ситуация с заболеваемостью гепатитом С в Украине? На этот вопрос мы попросили ответить президента Научно-производственного онкологического и кардиологического центра «Макс-Велл» профессора Кеннета Алибека и руководителя центра лабораторной диагностики кандидата биологических наук Татьяну Чеусову. Ученые выразили сожаление, что в Украине статистические данные по гепатиту С существенно искажены. «По данным ВОЗ, даже в такой благополучной стране, как Германия, инфицированы 0,4% населения. В странах же Восточной Европы отмечается 1,5% уровень зараженности вирусом гепатита С. Экстраполируя эти данные на Украину, получим как минимум 250 тыс. вирусоносителей. Более реалистичными являются другие сведения — до одного миллиона вирусоносителей гепатита С. Однако в официальной статистике, которая ведется в Украине с 2003 года, фигурируют цифры, меньше на несколько порядков», — отметил профессор Алибек.

Татьяна Чеусова подчеркнула, что в развитых государствах гепатит С является проблемой маргиналов, в первую очередь, инъекционных наркоманов. В странах постсоветского пространства, в том числе и в Украине, в силу социально-экономических причин заразиться рискует каждый. Достаточно высок уровень зараженности среди больных, проходящих лечение в гастроэнтерологических и пульмонологических отделениях стационара. Гепатитом С поражены 3,6% медицинских работников.

«Пройти анализ на наличие в организме вируса не помешало бы людям, в прошлом употреблявшим инъекционные наркотики, а также получавшим переливания крови, инвазивные процедуры до начала скринирования донорской крови, особенно при распространенном ранее повторном использовании нестерильных шприцов и игл. Замедлить и даже остановить поражение печени можно с помощью поддерживающего лечения (приема иммуномодуляторов, гепатопротекторов), а также немедикаментозных мер (полного отказа от алкоголя, нормализации массы тела), — считает Татьяна Чеусова. — Особое внимание следует проявить женщинам, планирующим завести ребенка. Заболевание, выявленное до беременности, можно вылечить и тем самым обезопасить будущего ребенка».

Эксперты отметили, что на сегодняшний день главной проблемой в широком использовании интерферонов для лечения гепатита С является высокая стоимость. Курс лечения обходиться в 12—15 тыс. долл. — сумму, недоступную многим пациентам. Однако невозможность оплатить дорогостоящее лечение не должна становиться аргументом против обследования. Поэтому остается верить в то, что на украинском рынке в скором будущем появятся качественные и доступные препараты мирового класса для лечения этого страшного заболевания.

Людмила ВИННИЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ