С каждым годом проблема миграции становится как для нас, так и для мира в целом все более актуальной. В большинстве стран, к которым относится и Украина, миграция имеет двоякий характер: с одной стороны, к нам ежегодно приезжает минимум семь тысяч выходцев из других стран, с другой — ежегодно несколько тысяч украинцев становятся мигрантами в странах Европы и в США. В первую очередь государство должно гарантировать права и предоставить социальную защиту, а в случае со своими соотечественниками — следить за соблюдением их прав и свобод за рубежом. Тенденции таковы, что «движение народов» в Украину, а также через нашу территорию будет продолжаться. Очевидно, что в силу этого миграционная политика государства должна развиваться и совершенствоваться — идти в ногу со временем. То, что эти проблемы являются актуальными для всей Европы, свидетельствует очередная министерская конференция Совета Европы по вопросам миграции, которая 4–5 сентября в этом году пройдет в Киеве. На ней будут обсуждаться миграционные проблемы всей Европы. С чем придет на форум Украина и чего нам ждать в будущем в сфере миграционной политики «Дню» рассказал заместитель министра внутренних дел Украины Василий МАРМАЗОВ.
— Василий Евгеньевич, ныне Украина попала в третью миграционную волну. Готово ли государство решать проблемы, которые возникают в связи с этим?
— Миграция — это очень важная проблема, учитывая географическое расположение нашего государства. Украина имеет трехуровневое измерение в миграционных процессах. Во-первых, мы являемся транзитной страной: много мигрантов из стран Азиатского региона, а также Азиатско-Африканского и Средиземноморского регионов перемещаются в Европу и на север через нашу территорию. Понятно, что это влияет на нас. Второй аспект — Украина является поставщиком большого количества мигрантов. В первую очередь — в Европу и Северную Америку. И третье: в последнее время наблюдается тенденция, что Украина становится страной, принимающей мигрантов. Это трехуровневое измерение миграционных процессов говорит о том, что проблема — очень актуальная и имеет много составляющих: экономическую, социальную, правовую. Понятно, что государство должно реагировать на все эти вещи. Возможно, то, что среди мигрантов есть определенная часть нерегулируемых нелегалов, порождает определенные проблемы для государства, в том числе и связанные с компетенцией нашего ведомства. С такими людьми следует работать: выяснять их статус, документировать и, в зависимости от того, являются ли мигранты незарегистрированными по объективным причинам или сознательно, решать их дальнейшую судьбу. Другой аспект, который является реальной проблемой для нашего государства, — обязательства, которые оно взяло на себя по выполнению соглашения с ЕС о реадмиссии, поскольку в соответствии с условиями соглашения нелегалы, которые будут задерживаться на территории Евросоюза (если будет доказано, что они туда попали из Украины), должны передаваться нам. Мы прогнозируем в связи с этим процессом определенные тенденции к увеличению нелегальных мигрантов. Это требует создания инфраструктуры, закладки средств в бюджет, привлечения международной технической помощи. Это абсолютно нормально, и мы это делаем.
— Какова цель проведения сентябрьской конференции и с чем Украина выступит на ней?
— Это общеевропейское мероприятие, тема которого утверждена комитетом Совета Европы и звучит так: «Экономическая миграция, развитие и социальное единство: комплексный подход». Это будет представительный форум, на котором будет обсуждаться тематика миграционных процессов в социально-экономическом измерении. Когда мы говорим об адаптации, то речь идет о статусе мигрантов, вопросе адаптации к условиям страны, в которую они попали временно, защите их прав. Вопрос нелегальной миграции будет рассматриваться параллельно с этой проблематикой, потому что, безусловно, они связаны. Сам факт проведения такого мероприятия — это хороший повод для Украины участвовать в дискуссии на уровне руководителей ведомств Европы, европейских экспертов, а также представить проблемы, связанные с управлением миграционными процессами, которые есть в нашем обществе. Украина ожидает от конференции в первую очередь возможности взглянуть на свои и европейские миграционные проблемы, с другой стороны, показать свое видение их решения. На нее приглашены руководители министерств и ведомств стран-членов Совета Европы. Приглашения отправлены 70 лицам. Также примут участие представители международных организаций — не только Европейского континента, но и стран, связанных с Европой. В целом мы ожидаем около 500 участников: руководителей ведомств, государственных секретарей, экспертов, представителей международных организаций. Для Украины это хороший повод провести двусторонние встречи с коллегами из многих стран, чтобы обсудить вопрос международного двустороннего сотрудничества в сфере миграционной политики.
— Будет ли представлена новая Концепция миграционной политики Украины?
— На уровне Украины она уже представлена и может быть оформлена законодательным актом. Его проект уже разработан Минюстом. В нем учтены наши предложения и замечания. Насколько мне известно, Минюст передал его на утверждение правительства и далее будем вносить его на утверждение в Верховную Раду. Думаю, что это хороший документ, который определяет общие параметры проблемы и в котором есть концептуальные вещи в сфере миграционной политики. Было бы неплохо, чтобы этот документ прошел экспертизу и у европейских экспертов. Об этом у нас был разговор с европейскими экспертами, и они подтвердили готовность это сделать. Думаю, что их взгляд будет полезным. Возможно, во время конференции некоторые вещи будут дискутироваться как на уровне экспертных встреч, так и в ходе проведения круглых столов, предусмотренных накануне форума, и во время его работы.
— Что Украина может ждать от конференции?
— Мы не подходим к ней максимально эгоистически, поскольку конференция является общеевропейской и на ней будут обсуждаться общеевропейские проблемы. Но все же в известной степени будем стремиться к рассмотрению проблем граждан Украины, которые работают в странах Западной Европы. В идеале через дискуссию, через итоговые документы и их реализацию Украина хотела бы выйти на определенный механизм, который бы давал возможность защищать наших граждан, временно находящихся за границей в статусе экономических мигрантов.
— Вы вспомнили о Концепции миграционной политики. Чем она отличается от других?
— Во-первых, тем, что до этого времени подобного фундаментального концептуального документа в Украине не было. Из-за этого мы ныне сталкиваемся с множеством проблем, несмотря на существование ряда экспертных учреждений, которые занимаются миграционной проблематикой и реализацией миграционной политики. Сам факт того, что такой документ появился, уже является важным. В нем заложены и концептуальные вещи, и определенные механизмы реализации миграционной политики в Украине. Безусловно, кроме этого, нужно будет еще и в целом реформировать миграционное законодательство в контексте новых тенденций миграционных процессов, которые происходят во всем мире и в Украине в частности. Но надо понимать, что это первый шаг, и когда этот законопроект будет утвержден в Верховной Раде, он определит общие параметры, общие векторы деятельности правительства. Позже вместе с Минюстом и Минтруда нам следует инициировать ряд других законопроектов, которые бы отвечали требованиям времени.
— Какое место занимает МВД в реализации Концепции миграционной политики?
— И в отношении реализации концепции, и вообще МВД занимает значительное место. Традиционно к нашей компетенции относят проблемы, связанные с миграцией. Я уже вспоминал борьбу с нелегальной миграцией, которая влечет за собой негативные последствия для общества. Также традиционной является сфера, которая касается паспортной регистрационной работы, регистрации иностранцев. Все это остается за МВД. Также на наше ведомство должны быть возложены дополнительные функции, в частности, такие, которые касаются работы с беженцами. Это — содержание центров по размещению беженцев и робота с ними. На МВД все больше возлагается ответственность, связанная с разработкой, заключением и реализацией договоров о реадмиссии — передаче нелегальных мигрантов из одной страны в другую. Я уже вспоминал о договоре, подписанном с ЕС. Ныне ведется работа с рядом стран как Балканского региона, так и стран бывшего СССР, Азиатского региона и дальнего зарубежья (Иран, Ливан, Пакистан, Индия), которые являются поставщиками мигрантов в Украину. Уже подписаны, но пока что не работают соглашения с Российской Федерацией. Это является предметом для обсуждения, поскольку большинство мигрантов, которые попадают в Украину, приезжают сюда именно через восточные границы Украины. Мы заинтересованы в скорейшем прохождении процедур в отношении этого соглашения, чтобы она заработала. То же самое касается Вьетнама.
Когда мы говорим о реализации соглашений о реадмиссии, то здесь мы активно работаем над обустройством заведений, в которых содержатся и будут содержаться нелегальные мигранты. Недавно такое заведение открыли в Чернигове («День» об этом писал. — Авт.). На подходе открытие аналогичного центра на Волыни, состояние готовности которого уже 90%. Надеемся, что до конца сентября он заработает и сможет принять мигрантов, количество которых в Украине постоянно увеличивается. Прогнозируем, что такая тенденция сохранится.
— Их финансирует Европа?
— Определенные средства заложены в государственном бюджете. Но поскольку тема, связанная с реализацией соглашения о реадмиссии является не только украинской, но и общеевропейской, то мы привлекаем и международную техническую помощь от ЕС и от Международной организации по миграции. Это нормально. В Волынском центре значителен вклад именно этих международных инвестиций. Скажу, что двумя этими центрами мы не ограничимся. В перспективе выйдем приблизительно на пять, которые будут размещены в различных регионах Украины. Так мы сможем обеспечить реализацию соглашения с ЕС о реадмиссии. Кстати, мы с коллегами уже обсуждали проблему привлечения мигрантов, которые проживают в этих центрах, к трудовой деятельности. Безусловно, следует предоставить им возможность работать и, возможно, получать компенсацию за эту работу. Хотя заставлять мы не имеем права. Над этим мы думаем в контексте работы по адаптации к условиям, в которых они находятся. Ведь, несмотря на то, что наши центры отвечают международным стандартам, долгое время пребывания в них может привести к психологическому дискомфорту. Это учитывается: в штате центров работают психологи. В перспективе люди, которые живут в этих центрах, должны получить или статус беженца (если докажут, что имеют основания), или будут депортированы. Большинство людей, которые попадают сюда, являются выходцами из стран Кавказско-Азиатского региона (территории СНГ), Азиатского региона, где происходят военные конфликты (Афганистан, Ирак), а также из Китая, Пакистана, Ирана и Индии. Собственно, с этими странами мы ныне и работаем над заключением двусторонних соглашений, в частности, о реадмиссии.
— У нас часто употребляют термин «управление миграционными процессами». О чем, собственно, речь идет?
— В последние годы у нас говорят о создании единого органа центральной власти, который выполнял бы функции реализации миграционной политики. Если говорить о концептуальных вещах, глобальных проблемах, то их следует решать комплексно. Поэтому что касается вопроса управления миграционными процессами, я бы на первое место поставил необходимость определиться высшему руководству страны при участии законодательного органа с созданием и функционированием такого единого органа управления миграционными процессами. Что касается нашего видения, то мы заявили правительству о готовности взять на себя дополнительные функции и предложили дать нам под это дополнительные ресурсы. В принципе, ныне эта организационно-правовая форма дискутируется на уровне высших органов власти. Второй вопрос — формирование миграционного законодательства, которое бы отвечало требованиям времени. Третье — это возможности привлечения инвестиций (государственных и частных), поскольку понятно, что даже создав лучший механизм, он не заработает, если не будет для этого достаточно ресурсов. Мне кажется, что есть понимание и у правительства, и у Президента, и в обществе, и среди ветвей власти, что эти проблемы следует решать как можно быстрее. Другое дело, что продолжается дискуссия с точки зрения организационной формы. Например, относительно того же органа по миграционным вопросам. Европа демонстрирует различные формы управления миграционными процессами. В большинстве стран эти функции выполняет МВД, поскольку миграция — это внутренняя проблема. Поэтому эффективное законодательство и эффективное управление — это признаки реализации эффективной государственной политики в сфере миграции.