Оглядываясь лет на 20 назад, анализируя прошлое, никак не можешь избавиться от впечатления, что вся история нашего государства пишется по какому-то странному, непостижимому закону — закону оборотности: закону кривого зеркала, закону от противоположного. И началось действие этого эффекта искривления с центрального понятия нашего национального сознания — понятия независимости. О ней мечтали, ее приближали, за нее боролись. А вместо нее получили тотальную зависимость — зависимость экономическую, политическую, зависимость самую страшную — духовную. Страну, зависимую от мнения извне, с людьми, зависимыми финансово и зависимыми морально.
А еще 16 лет назад в понятие независимости мы вкладывали совсем другой смысл. Возможно, в чем-то идеалистический, но вне сомнения — искренний, неискаженный. Да, независимость была мечтой, идеалом, но за ней, этой мечтой, стояла упорная многолетняя работа, за ней стоял поиск, риск, вызов. Их, этих вызовов, было немало, и каждый из них мы принимали. Первый из них мы приняли тогда, когда создали на базе Гнединской школы Малую академию народных искусств как форму внеклассной работы — и таким образом предложили альтернативу тогдашней системе комсомольских и пионерских организаций, работавших на формирование и воспитание образа образцового советского человека. Малая академия народных искусств органично вошла в учебный процесс — через народные источники, традицию, педагогику, которые нам ближе ментально и духовно.
Бесспорно, там, где появляется новое, появляются и настороженность, и сопротивление, и страх. Но риск — это был единственный путь добиться цели, и мы рисковали. Рисковали тогда, когда приняли педагогическим коллективом школы решение изучать историю Украины — не полгода в 7-м классе в курсе истории СССР, а комплексно, всесторонне, масштабно. Первые уроки народоведения появились именно в Гнединской школе, с них и началось изучение истории Украины — постепенное, поэтапное вхождение в национальную историю: от истории семьи, школы, села к небольшим рассказам в читанках и букварях о событиях отечественной истории. Отказались от тех единых программ и учебников, по которым учились все школы СССР, и создали силами собственного педколлектива свои программы и пособия. Так пришли к идее создания первого всенародного национального букваря, который бы работал на формирование полностью нового типа национально сознательной личности — через самые простые объяснения того, что такое Украина, моя семья, кто я такой. Естественно, такие экспериментальные учебники, в которых Мазепа, Петлюра и Грушевский — национальные герои, тоже были делом рискованным. Но тогда любой риск ради великой цели казался оправданным.
Собственно, это не были просто спорадические случайные эксперименты. У нас была целостная концепция национальной школы, полноценная система формирования и воспитания новой личности, украинского гражданина, начинавшая работать еще с начальной школы. Изучение украинских песен и национального гимна на уроках музыки, народные календарные и обрядовые игры как дополнительный урок физкультуры — как раз в то время мы нашли уникальную книгу репрессированного в 37-м году Владимира Верховинца, собравшего эти народные игры и систематизировавшего их по циклам. У нас был театр в начальных классах, ставивший украинские детские спектакли, уроки игры в шахматы для развития мышления, изучение английского языка с 1-го класса. Уже тогда, чтобы обеспечить реализацию таких больших учебных планов, мы пришли к решению сократить длительность урока в начальных классах до 35 минут — решение, которое доказало свою целесообразность и эффективность и введено в современной украинской школе. В то время Гнединская школа без преувеличения находилась в центре национально-педагогического движения. Через нее прошли тысячи учителей, приезжавших познакомиться со школой и перенять опыт новой национальной системы образования и воспитания. И происходило это вполне органично, естественно: без единой агитации, уговоров, приглашений. Было только несколько публикаций в «Образовании Украины» — «Письма из Гнединской школы», в которых была сделана попытка подать общие направления концепции национальной школы. Теперь, анализируя современную систему образования, в который раз убеждаюсь, что мы шли тогда правильным путем, определяли правильные векторы и приоритеты, которые сегодня легли в основу нашей системы образования, в частности начальной школы.
Путем углубления в национальную историю мы логично подошли к особо важному шагу — установлению национального флага. В 1987-м году сине-желтый флаг вошел в Гнединскую школу, в каждом классе был создан уголок национальной символики. Конечно, все это время за нашей деятельностью пристально следило КГБ. Но энтузиазм и общий подъем перечеркивали любые мысли о вероятной опасности, любой страх. Мы пытались приблизить День независимости — на базе Гнединской школы вышел первый учебник с национальным содержанием образования тиражом на всю Украину — букварь «Материнка» и четыре читанки. Впрочем, даже тогда министерство еще боялось таких радикальных изменений — поэтому все эти учебники печатались как учебники пробные. И когда Союз писателей Украины объявил о создании общественной организации «Народный Рух Украины», мы подхватили эту инициативу, создали районную ячейку, распространяли программу организации, знакомили с нею граждан Украины.
Уже тогда было установлено место погребения Павла Чубинского, родившегося на Бориспольщине. Именно место — ведь от могилы не осталось и следа, не было даже памятного надгробия. И установлено оно было только благодаря воспоминаниям местных людей, предки которых работали когда-то в имении Чубинских. Именно то место мы освятили, поставили дубовый крест. Позже добились установления памятника Чубинскому и монумента жертвам 1933-го года. Хотя это было непросто, потому что на месте культурного и исторического памятника запланировали… строительство гаражей. А здесь какой-то Чубинский, по тем временам еще и не автор государственного гимна, гимна, который, по существу, еще и петь было опасно. Уже с десяток лет продолжаются разговоры о необходимости воссоздания усадьбы Чубинских и создания музея — пустые разговоры, которые до сих пор не реализовались ни в одном проекте. А тем временем в Гнединской школе есть первая и до сих пор единственная комната-музей Павла Чубинского: собраны фольклорные записи, сделанные им в Гнедине, найдены в архивах и библиотеках материалы и справки, воспоминания о его пребывании на Бориспольщине. Потому что историческая память в нашем понимании — это не просто абстрактное понятие, и тем более не предлог для пустых деклараций. Это в первую очередь ежедневная попытка собственной деятельностью возродить, найти, утвердить те обломки, остатки национальной истории и памяти, которые остались после веков запустения и забвения. А тогда, да и сегодня, к сожалению, делать это не так просто.
Даже после провозглашения независимости, после создания Бориспольской ячейки Народного Руха Украины, давление не прекращалось. Райкомом партии даже был поднят вопрос о целесообразности моего пребывания на должности директора Гнединской школы и рекомендовано пересмотреть приказ о назначении на эту должность — и это в шаге от независимости Украины, после первых выборов в Верховную Раду Украины. Снять с должности не удалось, но во время предвыборной кампании кандидату в народные депутаты Стрилько В.В., которая из тридцати кандидатов с огромным отрывом вышла во второй тур, районное партийное руководство победить не позволило. Впрочем, я ничуть не жалею, что тогда, в 1990-м году, не стала народным депутатом. Это была для меня важная школа предвыборной борьбы, я имела возможность встречаться с людьми, почувствовала их настроения и поняла самые главное — народ хочет независимой Украины, никакого отступления назад уже быть не может.
Поэтому даже тогда, во время ГКЧП, несмотря на то, что ситуация была очень напряженной и нервной, даже тогда никаких сомнений, колебаний или страха не было. Настолько сильна была уверенность, что Украина должна быть независимой.
И это наконец произошло. Эйфория, подъем, слезы радости. Тогда действительно верилось, что все будет, как обещано, что будет могущественная, независимая Украина. Об этом говорили и — самое главное — в это искренне верили. Казалось, иначе в стране с такими уникальными природными запасами и богатствами быть просто не может.
Но достаточно было нескольких лет, чтобы понять: может прошло 16 лет, и, к сожалению, оглядываться назад очень больно. Украина не стала исключением из грустного правила о том, что революцию создают романтики, а пользуются ее плодами негодяи. То национальное богатство, которое должно стать залогом стабильного и успешного развития независимого государства, уже почти на две трети разграблено, присвоено, перепродано. По черным теневым схемам, в обход законодательства, без соответствующих законов, по частным договоренностям, за бесценок.
Но больней всего во всей этой ситуации, что те, кто активнее всего поднимал на знамя национальные идеи, начали на них богатеть. Торговля национальными идеями быстро стала нормой, рыночные отношения купли-продажи — принципом морали и сознательности. Те правые партии, на которые так надеялись все национально сознательные граждане, кому в начале 90-х верили и за которые голосовали, фактически предали стоявших у истоков борьбы за независимость, приближавших ее. Сегодня правое крыло, потеряв свой тогдашний авторитет у народа, чтобы опять попасть в Верховную Раду, готово уступить свои идеи и принципы в обмен на места в списках блока «Наша Украина — Народная самооборона». И руководство партий идет на это — и Украинской народной партии, и Народного руха. Потому что теперь другая ситуация, теперь нет уже ощущения той огромной ответственности перед народом, которая бы не позволила пойти на такой шаг, уже нет той опасности, которой подвергались когда-то, в начале 90 х, те, кто имел смелость вступатьв Народный Рух. Потому что тогда это была запрещенная зона, зона риска и опасности. А теперь можно действовать свободно, безо всяких принципов и обязательств. Это сознательные действия, направленные фактически на уничтожение правого крыла — я убеждена, история черными буквами впишет имена тех, кто на это пошел.
Что уж говорить об измерении всей страны или масштабах партии, когда достаточно посмотреть, кто пришел к власти под знаменами той- таки «Нашей Украины» в Бориспольском районе. Без преувеличений можно сказать только одно: это люди, на первый план ставящие свои собственные, корыстные интересы. Дважды Ивану Полюховичу, главе Бориспольской районной госадминистрации, выcказывал недоверие почти в стопроцентном составе районный совет — и старого, и нового созыва. Пример прямого действия Конституции Украины, согласно положениям которой президент должен, получив такое заявление от депутатов районного совета, освободить ее главу с должности. Но странным образом Полюхович дважды сумел остаться в кресле. Вопрос: почему же молчит гарант Конституции Украины? Когда даже прямая норма Конституции не действует, когда по всем позициям законы не выполняются? Когда возникают сомнения (сразу же переходящие в уверенность), что закон всегда на стороне того, кто при власти.
А власть у нас, оказывается, сменить не так уж и просто. Новые выборы — старые лица: к сожалению, эта схема для Украины уже стала обычной. Новые телевизионные ролики — старые фамилии. Как будто реклама использованного товара, который под новым брендом, после вторичной обработки пытаются выгодно продать. Это не просто смешно. Для любой цивилизованной страны, для любого народа, в конце концов, для каждой личности это просто унизительно. Но к таким унижениям наш народ привык настолько, что либо их не замечает, либо просто молчит. Мы накануне выборов. Но выбора у нас нет.
Просто абсурдными выглядят разговоры о постоянном экономическом росте, росте ВВП. Не нужно быть экономистом или финансистом, чтобы понять, откуда берутся эти проценты: очевидно, что не от роста производства, а от тотальной распродажи природного сырья и национальных богатств. Зато не нужны никакие показатели и цифры, чтобы понять: сегодня население в Украине вымирает такими темпами, что можно вместо показателей ВВП подсчитать, когда умрет последний украинец на этой земле. Вот что страшно. Сейчас всерьез надо набраться смелости и вместо сказок об украинском Эльдорадо поставить вопрос о государственной программе сохранения украинской нации. Но для начала позаботиться о гарантированном жилье и трудоустройстве для молодых семей. Иначе украинское Эльдорадо быстро станет Эльдорадо иммигрантским.
Все действительно будто в кривом зеркале — по сравнению с тем, о чем когда-то так мечталось. Но все это она, наша независимая Украина. Независимая Украина — это вымирающие села, скупленные в одни руки за бесценок земли, спекуляция на святых лозунгах и святых именах. Это — безответственные обещания политиков, выборы по закрытым спискам, и как следствие — целые роды и кланы, сваты, кумовья, секретарши, массажисты и водители в парламенте. Независимая Украина — это финансированные олигархами псевдомайданы, профанация национальной идеи, контроль центральных средств массовой информации. Парадокс, который даже объяснить сложно. Сложно осознать глубину катастрофы, в которую попала Украина: катастрофы не только и не столько политической, сколько духовной, общественной, в конце концов, моральной. А осознать ее необходимо, и как можно быстрее, потому что время, которое, как верилось когда-то, будет приближать нас к светлому будущему, упрямо действует против нас. И каждый новый день обрастает, как плесенью, новыми ошибками, на которые не имеет права молодое государство, желающее выжить.
Но, несмотря ни на что, и это не просто наивный идеализм, независимая Украина — это и большое будущее. Ведь центр Европы — в Украине, и рано или поздно он станет таким центром, которым был во времена Ярослава Мудрого. Существует закон оборотности и закон кривого зеркала, но существует также принцип справедливости. Но только украинцы-граждане могут заставить его работать.