В преддверии нового учебного года Министерство образования и науки Украины разослало руководителям вузов автономии электронные письма, содержание которых якобы указывало на необходимость проведения в новом учебном году круглых столов, выставок и прочих мероприятий, освещающих деятельность Североатлантического альянса.
Тем не менее, как в дальнейшем удалось выяснить, содержание данного электронного письма не совсем точно было интерпретировано некоторыми крымскими СМИ. В Министерстве образования и науки АРК нам сообщили, что такое письмо, датированное 7 июля текущего года, действительно было направлено руководителям учебных заведений I-IV уровней аккредитации, но о круглых столах, тематических выставках, посвященных НАТО, там речь не идет. Из копии письма, которую нам предоставили в профильном министерстве АРК, следует, что МОН Украины просит «за счет вариативной составляющей включить в программы подготовки специалистов курсы по вопросам международной безопасности и сотрудничества с НАТО». Таким образом, в учебных заведениях, исходя из имеющихся возможностей, могут включить или не включать данный курс в учебный процесс.
По словам заместителя министра образования и науки АРК Айдера Аблятипова, данное письмо он получил от руководителей учебных заведений, так как непосредственно в министерство оно не поступало. В республиканском министерстве утверждают, что дело не только в возможности включения вариативного курса в график учебного процесса, но и в том, на основании какой программы, утвержденной МОН Украины, списка литературы и кем именно данный курс может быть прочитан. Тем более, что в коротком тексте письма об этом ничего не говориться.
«Когда мы говорим «вариативная часть», руководители вузов должны определить, насколько студентам этот курс будет интересен. Любой курс, который читается из вариативной части, должен иметь своего слушателя, а не ради того, что кто-то что-то придумал», — отметил А. Аблятипов.
Заместитель министра обращает внимание на то, что следует четко разграничивать образовательный процесс и политическую деятельность. В условиях Крыма это сделать действительно проблематично, так как некоторые руководители вузов могут быть вовлечены в активный политический процесс, и сам факт чтения подобных курсов в том или ином учебном заведении может быть использован с политической целью. «У нас не зря в Законе «О высшем образовании» написано, что учебные заведения отделены от партий. Нас должен интересовать только образовательный процесс в учебном заведении», — говорит Айдер Серверович.
Информация о данном письме появилась в региональных изданиях в конце прошлой недели. Появление этого письма сравнивали с ситуацией вокруг прошлогоднего приказа МОН № 461, в котором речь шла об утверждении отраслевой программы совершенствования изучения государственного языка в общеобразовательных школах с обучением на языках национальных меньшинств на 2008 — 2011 годы. При этом в республиканском министерстве не видят основании для подобного сравнения.
Газета «Крымская правда» приводит комментарий проректора одного из крымских вузов, который подтверждает факт существования документа и указывает на необходимость полного отчета о проделанной работе, в то время как в тексте письма таких требований нет. «В нашем ответе, разумеется, будет написано о том, что всё сделано, а как будет на самом деле, я вам говорить не стану. Вы не представляете, сколько бумаг с разнообразными указаниями и распоряжениями к нам приходит! Мы отмечаем 350-летие чего-то, сто восемьдесят шестую годовщину со дня рождения кого-то, и по каждому поводу надо проводить «круглые столы», так что мы уже научились относиться к этому спокойно. Студенты и подавно спокойны: например, старшекурсников интересуют только их специальность, стипендия и работа, настоящая или будущая, а никакое не НАТО», — цитирует слова проректора «Крымская правда». При этом имя сотрудника и название учебного заведения в материалах издания не указывается.
Председатель комиссии Верховной Рады Крыма по науке и образованию Анатолий Жилин заверяет, что смысла в подобных инициативах нет. «Мы дадим рекомендации не проводить таких уроков и «круглых столов», чтобы не было одностороннего образования. Большинство крымчан не поддерживает НАТО, и, кстати, всеукраинский референдум по НАТО власти не проводят, поскольку знают, что не наберут достаточного количества голосов «за». Поэтому они и пытаются организовывать подобные агитпропы, чтобы ориентировать молодёжь согласно собственным убеждениям. Но в Крыму никаких уроков, посвящённых НАТО, мы проводить не будем, напротив, 1 сентября во всех школах автономии состоится урок «Мы — крымчане!». И, кстати, указаний министра образования Украины о преподавании физики и химии на государственном языке во всех школах страны мы тоже выполнять не собираемся, потому что это ущемляет права родителей выбирать язык обучения для своего ребёнка и нарушает законы Украины», — заявил господин Жилин («Крымская правда»).
К сожалению, образовательный процесс стает заложником политической целесообразности. Заявление Анатолия Жилина указывает на то, что данная инициатива Министерства образования и науки Украины на местах воспринимается как прямая агитация среди молодежи за вступление Украины в НАТО. Обращают на себя внимание слова господина Жилина, где он говорит об учебных занятиях, посвященных альянсу, в контексте школьных уроков, в то время как министерское письмо адресовано в учебные заведения I-IV уровней аккредитации.
Данная проблема, действительно, носит образовательное измерение: не каждый крымский студент может четко разъяснить, что такое НАТО. Порой дело доходит до абсурда, когда молодые люди не знают, в какой европейской столице находится штаб-квартира альянса. Называются разные версии, среди неверных ответов лидирует Вашингтон. Высказываясь критически в адрес НАТО, опять же не все могут назвать альтернативные военно-политические блоки, например, ОДКБ. Таким образом, образовательные пробелы налицо.
Данный факт указывает на то, что образ НАТО у молодежи крепко увязан с США. В общественном сознании на рудиментарном уровне сохранились былые представления о Североатлантическом альянсе как «агрессивном блоке, руководимом Америкой». Подобные стереотипы, действительно, морально устарели и требуют корректировки.
Выходит, что наши ребята идут «в жизнь» с недостаточными знаниями по основным внешнеполитическим вопросам. В определенном смысле легко судить о том, чего не знаешь. Для того, чтобы молодые люди смогли сформировать свою позицию «против» или «за» НАТО, им необходимо четко знать, что представляет собой альянс на современном этапе. В противном случае это будет не логично. Речь не идет о том, что бы деятельность НАТО или ОДКБ освещалась в учебных заведениях тенденциозно и сугубо под одним углом зрения. На этом фоне Министерство образования инициирует исключения курсов политологии и социологии из учебных программ негуманитарных вузов...
КОММЕНТАРИЙ
Оксана ДАЙКО, начальник отдела европейской интеграции, Департамента международного сотрудничества и Европейской интеграции:
— 28 мая 2008 года Кабинет Министров Украины издал Постановление «Об утверждении государственной целевой программы информирования общественности по вопросам евроатлантической интеграции Украины на 2008 — 2011 годы». На это постановление Министерство образования и науки издало приказ об утверждении данного постановления, согласно которому утвержден план мероприятий по выполнению государственной целевой программы. Одним из пунктов является разработка и внедрение в высших учебных заведениях обязательного для студентов всех форм обучения однолетнего курса «Украина в Европе и мире», с углубленным изучением международного положения и международной политики Украины и основ политики Евроатлантической интеграции Украины. Таким образом, евроатлантическая интеграция является одной из тем международного сотрудничества. В связи с этой мерой, Министерство образования и науки направило письмо во все высшие учебные заведения с просьбой о директивном внедрении курса, призывая их к вводу такого курса со ссылкой на выполнение этой Государственной целевой программы. Позиция министерства не является пропагандисткой, она информативная.