Как вспоминают очевидцы, не только весь Киев, но и делегации из различных уголков бывшего СССР провожали в последний путь Бориса Романовича (1 августа 1969 года его не стало). Попрощаться с любимым певцом пришли тысячи людей и это было высшее признание таланта и заслуг знаменитого баса... И ныне его помнят все, кто любит оперную и камерную музыку, народную песню и романсы.
Август — гмыревский месяц: 5 августа исполнилось бы 106 лет со дня рождения певца... Сумщина, г. Лебедин — отсюда начинался его жизненный путь. В 1930 г. Борис поступил в Харьковский инженерно-строительный институт, а впоследствии — в консерваторию. Учился вокалу у известного педагога П. Голубева, ученика знаменитого Федерико Бугамелли. В то же время Гмыря начал выступать на сцене Харьковского оперного театра. Формирование уникальной художественной личности певца происходило на почве украинской и лучших образцов мировой музыкальной культуры. Характерными особенностями исполнительского стиля певца был глубокий психологизм в раскрытии образного содержания музыкального произведения, выразительная дикция, исключительный актерский талант, ювелирная утонченность деталей, благородная сдержанность, высокая вокальная и художественная культура.
С Киевской оперой творческий путь художника был связан в 1940 — 1957 гг. В репертуаре Гмыри было 39 оперных партий, среди которых центральные — Тарас («Тарас Бульба» Лысенко), Кривонис («Богдан Хмельницкий» Данькевича), Сусанин («Иван Сусанин» Глинки), Борис («Борис Годунов» Мусоргского), Сальери («Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова), Мефистофель («Фауст» Гуно). Голос Бориса Романовича звучал на всех континентах. Его имя стоит в ряду таких всемирно известных певцов, как Мария Каллас, Кетлин Ферриер, Дитрих Фишер Дискау, Федор Шаляпин и др.
Певец семь лет вынашивал замысел постановки оперы «Моцарт и Сальери» М. Римского-Корсакова. Сальери в трактовке певца — жертва преступного и разрушительного чувства черной зависти. Премьера состоялась в 1962 году в Московской филармонии. Партнером легендарного баса был знаменитый тенор Иван Козловский. «Жемчужиной» творческого наследия певца стала «Шевченкиана». Гмыря — первый певец, который подготовил и исполнил концертную программу музыкальных произведений на стихотворения Кобзаря в лучших концертных залах бывшего СССР и за рубежом. Он снялся в фильме-опере «Наймичка» по поэме Т.Г. Шевченко...
Сегодня на Крещатике, 15 — квартире, где жил Борис Романович (сначала усилиями жены певца Веры Августовны сохранилось все, что связано с жизнью и творческой деятельностью Гмыри, а после ее смерти эту благородную миссию взяла на себя ее племянница Анна Принц, которая фактически спасла наследие певца), многое сделано. А еще немало нужно сделать. Так, на протяжении многих лет не удается создать научно-творческий центр певца. Чтобы молодые люди, посетители, студенты консерваторий, исследователи могли свободно приходить и приобщаться к духовному наследию Бориса Романовича. Много и долго говорили о сооружении памятника Гмыре в Национальной филармонии, годы идут, а монумента все нет... Хотя художник оставил музыкальные и эпистолярные сокровища: напел 1 200 произведений, в его архиве хранится 300 украинских народных песен и романсов; 180 русских и более 100 произведений западной классики; 44 оперные партии (пропел 75 арий) украинской, русской и западной классики; 85 фрагментов из вокально-симфонических и сценических произведений; 30 трансляционных концертов. До сих пор ни один певец мира не достиг таких результатов ни по количеству музыкальных произведений, ни по уровню их художественного исполнения!
Творчество Бориса Романовича — это беспрецедентный случай в истории оперного и камерного искусства, как в безупречном и непревзойденном мастерстве, так и в количестве выпущенных пластинок. Напомним, в течение 1945—1982 гг. в бывшем СССР (фирма «Мелодия», Москва) было выпущено более 200 пластинок с пением Гмыри, тираж которых составлял от 100 тыс. до 600 тыс. В совокупности их выпуск составил астрономическое количество — 9 миллиардов экземпляров, а у «раскрученного» Элвиса Пресли — 1 миллиард (об этом миру СМИ сообщают, как о чем-то фантастическом и непревзойденном, а о Борисе Гмыре — молчат). Украинский бас оставил большое научно-художественное наследие: 150 рукописей научно-популярных и художественных статей; 2,5 тыс. нотных тетрадей, писем, партитур с правками Гмыри. Интересно и эпистолярное наследие — восемь тетрадей-дневников за 1939 — 1969 гг., которые ныне готовятся к печати, а также семь тысяч писем (!) Бориса Романовича и к нему.
В квартире Гмыри сохранена обстановка, которая была при жизни художника. Собран и упорядочен богатейший архив уникальных материалов, аудио и видео записей и тому подобное. Но квартира и архив в ужасном состоянии, и без помощи государства семье легендарного баса это не осилить самостоятельно. Кстати, в прошлом году член жури Международного конкурса им. Б. Гмыри, знаменитый русский бас Александр Ведерников, побывав в квартире певца, сказал: «Квартира Гмыри — позор Украины». Думается, что это не так. Квартира и наследие Гмыри — это бесценное национальное достояние Украины, а позором она является для нынешних власть имущих — всех тех, кто может и должен сделать, чтобы она стала визитной карточкой Киева, но вот уже полвека ничего не делают. Государство, израсходовав несколько десятков миллионов грн. на создание «Мистецького центру» и сооружение памятника Гмыре, получит наследие на десятки миллионов долларов.
В письме к Президенту Виктору Ющенко наследница Гмыри Анна Принц еще четыре года назад написала: Главный смысл достойного почитания памяти Бориса Гмыри в Украине не в том, чтобы формально увековечить его имя — оно уже бессмертно, а в том, чтобы дать вторую жизнь его творческому наследию, донести его к будущим поколениям... Вы, да и мы также, имеем уникальную возможность продемонстрировать свое национальное сознание и гордость за Украину, за ее высокую и древнюю культуру, взяв под свой личный контроль дело достойного уважения памяти прославленного Бориса Гмыри». Ответ не получен...
К сожалению, у нас основным признаком гениальности того или иного деятеля является то, что правительство начинает на него обращать внимание только на 100-летние и дальнейшие юбилеи. И это досадно, потому что в цивилизованных странах для достойного уважения гениев достаточно 10 — 20 лет со дня его смерти, а не 40 — 50, а то и все 100, как это имеет место в Украине, особенно с всемирно известным Борисом Гмырей! Гениальный украинец жил, творил и покоится в благословенной украинской земле, но к сожалению, все больше становится известным миру как «великий русский певец». Легендарный украинский бас имеет право на достойное его величия почитание памяти у себя, дома...