Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

По следам забытых предков

Ченстохова. Черная Мадонна
31 июля, 1996 - 19:27

Сложилось так, что автору этих «дорожных заметок» в конце весны — начале лета удалось побывать благодаря помощи различных структур в некоторых районах Польши, Беларуси, а также в Азербайджане — регионах, куда редко попадают украинские туристы. Но эти регионы, тем не менее, имеют, если не прямое, то, во всяком случае, опосредствованное отношение к Украине. В то же время, пусть даже фрагментарно, удалось взглянуть на нас, украинцев, с «западного» и «восточного» далека, сравнить с соседями — далекими и близкими. Вышла такая себе «прогулка с удовольствием, но не без морали».

Конечно, впечатления автора имеют субъективный характер. Кто-то при желании сможет дополнить их информацией объективного, научного характера. Но, на мой взгляд, эти субъективные заметки заслуживают того, чтобы поделиться ими с читателями.

По определенным причинам автор избегает называть имена отдельных людей, с которыми пришлось общаться. Хотя бы из-за того, что это может создать для них некоторые проблемы. А проблем, в конце концов, и так хватает.

Хотелось, чтобы путешествие было приятным.

Народ, имеющий развитое национальное сознание, должен иметь «святые места». Туда приходят тысячи, миллионы людей, чтобы «объединиться» с важным для нации памятником, причаститься его силы. В этих местах человек сознательно или бессознательно отождествляет себя с большой «семьей», сообществом, зримым выразителем которой является данная святыня.

Для поляков едва ли не самой большой из их национальных святынь является Ченстохова, точнее, монастырь отцов паулинов в этом городе. Именно здесь находится икона Ченстоховской Божьей Матери, которая считается покровительницей Польши.

В Ченстохове органически объединились национальное и религиозное. Понятно, здесь доминирует символика религиозная, католическая. Но чувствуется, что эта католичность является польской. Вам часто напоминают о дарах польских королей, власть имущих, а то и простых поляков монастырю, демонстрируют их, ведут речь о том, какую роль сыграла Ченстохова в истории Польши. Говорят, что образ Ченстоховской Мадонны, если не в виде копии- иконы, то в виде картинки, размноженной типографским способом, имеет каждый или почти каждый поляк, что поляки во время военного лихолетья Второй мировой хранили у своего сердца образок Ченстоховской Матери Божьей как наибольшую святыню, везли ее с собой в концентрационные лагеря, в Сибирь...

По хорошему начинаешь завидовать полякам, что у них есть такой религиозно-национальный символ. К сожалению, ничего подобного у нас, украинцев, нет. В прошлом у нас было несколько святынь, которые выступали местами народного паломничества. Такими, например, для Шевченковских героев были Киево-Печерская и Почаевская лавры, Межигорский монастырь. Межигорского монастыря нет, а в Киево-Печерской и Почаевской лаврах господствует «русский дух».

Некоторые наши монастыри не уступают по своему внешнему виду величию Ченстоховского монастыря. На мой взгляд, намного эффектнее выглядит Почаевская лавра. Но сравнивая Почаев и Ченстохову, начинаешь понимать разницу между нами и поляками. И это сравнение не в нашу пользу. Прежде всего, поляки свои религиозные святыни пытаются сделать святынями национальными, а не отдают их в руки иностранцев. В Ченстохове даже в будний день большое количество паломников. Есть немало детей, которые приезжают из различных регионов Польши. И при этом многолюдье — покой. Нет ни экзальтированной религиозности, ни религиозности показной. Как нет и попрошаек, торговли святой водой, иконками, ладанками, крестиками... Никто не заставляет женщин надевать платки, юбки. Ты можешь не идти на коленях перед иконой Ченстоховской Божьей Матери, как это делают поляки.

Нет, я далек от того, чтобы вести разговор о супертолерантности польских католиков, особенно — духовных лиц. Но они, во всяком случае, не пытаются насильно насаждать свою веру, требовать от тебя, чтобы ты в храме вел себя так, а не иначе. Чего, кстати, не скажешь о наших православных батюшках Московского патриархата.

Вообще религиозность наших людей и поляков заметно отличаются. Даже в будний день в католических костелах Польши можно застать немало людей. Не говоря уже о воскресенье или о выходных днях. Католическая церковь в Польше является важным и авторитетным общественным институтом. В Ченстохове меня поразил один эпизод. Я увидел молодого человека, одетого абсолютно современно, с немалым рюкзаком на плечах (видать, приехал издалека), который стоял на коленях и искренне исповедовался священнику. Кажется, польские католики совсем не против нового, моды. Они не консерваторы, относительно легко принимают требования времени. Так, в воскресенье поляки-католики идут в костел. Но когда нужно поработать в это же воскресенье, совсем не собираются отказываться от работы. Помолиться можно и в другое время.

Кстати, сейчас в Польше довольно распространено заочное обучение. В некоторых высших учебных заведениях, где пришлось побывать, количество студентов-заочников заметно превышает количество студентов стационара. И это нормальная практика в развитых странах, когда человек одновременно работает и учится. Этого требует жизнь. Ведь сейчас едва ли не главной ценностью становится информация, умение ее получать и пользоваться ею. Польские студенты-заочники преимущественно слушают лекции, сдают экзамены по субботам и воскресеньям. Раз пришлось увидеть в Люблинском университете им. М. Склодовской-Кюри, что студенты-заочники учились в Вербное воскресенье. «И что, они не протестуют? — удивленно спросил я одного профессора. Кстати, человека довольно религиозного. — Не ссылаются на свои религиозные убеждения?». Он только удивленно посмотрел на меня. Попробовали бы вы нашего студента заставить учиться в воскресенье да еще в религиозный праздник, даже если этот студент очень редко ходит в церковь!

Здесь вспомнилось, как в свое время у нас некоторые ура-патриоты требовали запретить торговлю в воскресенье на базарах. Потому что из-за этого, мол, люди не ходят в церковь. А еще вспомнилось, как одна учительница христианской этики убеждала своих детей, что в воскресенье нельзя работать, потому что тогда Бог жестоко накажет. «Заставь дурака Богу молиться, так и лоб разобьет», — гласит народная мудрость. Метко сказано — и как раз о нас. Отрекшись от атеистического прошлого, мы пытаемся быть святее праведников. Наши руководители на большие праздники ходят от церкви одного патриархата в церковь другого, демонстративно крестя лоб и ставя свечи. Это как будто по-европейски. Однако в Западной Европе такого нет! Там христианство, но оно какое-то не такое. А, может, эта наша демонстративная религиозность совсем и не является верой, а только инкарнацией того же атеизма.

Действительно, мы отличаемся от поляков. И не только своей религиозностью. Хотя это не сразу бросается в глаза. Как- никак, мы с ними и европейцы, и славяне, и соседи... И многое в нашей истории, культуре переплелось. Бывало, мы учились у них, они — у нас.

Есть такое переплетение и в Ченстохове. Другое дело, знают ли об этом украинцы, которые приезжают сюда. Так же, как и другие паломники.

Ченстохова — город древний. Первое упоминание в письменных источниках о таком поселении относится к 1220 г. В конце ХIV в. оно стало полноценным городом, получив Магдебургское право. Большую роль в развитии Ченстоховы и превращении ее в город сыграл Владислав Опольчик — «губернатор и глава Руси» (так его именовали в официальных документах). Он руководил воеводством Русским — землями нынешней Галичины, которые входили в состав Польского королевства. В 1382 г. Владислав основал в Ченстохове монастырь паулинов. А через два года, 31 августа 1382 г., подарил монастырю икону Божьей Матери. Мог ли предвидеть он, что и монастырь, и эта икона станут главными католическими святынями Польши?

Эту икону «губернатор и глава Руси» привез из своего воеводства, из города Белз. Сейчас это неприметный городок на территории Львовской области, однако в период средневековья он был важным политическим центром на территории Западной Украины. Сама же икона была написана в византийском стиле и не отличалась от тогдашних православных икон. В изображении Богородицы и Ее дитяти преобладали темные цвета. Отсюда неофициальное название — Черная Мадонна.

Следовательно, Ченстоховская Матерь Божья была причастна к Украине. Сейчас монахи-паулины, рассказывая о своей святыне, вспоминают, что привезли ее из Руси. Однако большинство слушателей, боюсь, воспринимают это в том смысле, что она привезена из России.

Поляки, как, кстати, и многие европейцы, не очень то различают понятие Русь и Россия. Например, популярным блюдом в польских ресторанах, барах является «пьероги руские». Это обычные украинские вареники. Но их часто воспринимают как русское блюдо.

Но вернемся к Черной Мадонне. К сожалению, установить происхождение иконы трудно. Легенда говорит, что будто ее написал евангелист Лука. Однако исследователи считают, что она была создана в Византии где-то ориентировочно в VI—VII вв. Каким образом попала на украинские земли, в Белз, мы не знаем.

Незадолго после появления иконы в Ченстохове ее чуть не уничтожили. В 1430 г. Ченстоховский монастырь захватили гуситы. Известный польский историк Ян Длугош писал, что с иконы было ободрано золото, по ней ударили мечом, а доску, на которой она была написана, сломали. В 1430—1435 гг. икону основательно отреставрировали мастера при королевском дворе в Кракове. В то время она приобрела новые элементы. Черная одежда девы Марии была украшена золотыми лилиями, которые были гербом французского королевского рода Анжу. Именно из этого рода происходила жена тогдашнего польского короля. Так икона Ченстоховской Матери Божьей, будучи творением византийского культового искусства, впитала элементы культуры Запада.

Особое признание к Черной Мадонне пришло после «шведского потопа», когда Речь Посполитая, будучи ослабленной Хмельнитчиной, испытала экспансию со стороны Швеции. Тогда возник вопрос о существовании этого государства, ведь основная часть ее территории была оккупирована шведами. Ченстоховский монастырь отцов-паулинов стал твердыней, который не сдался на милость победителей. Под руководством приора Августина Кордецкого героическая оборона монастыря продолжалась ост 18 ноября до 26 декабря 1655 г. Люди считали, что монастырь защитила Черная Мадонна. А сама оборона вызвала патриотический подъем в Польше.

Описание этой обороны нашло отражение в польской литературе. В частности, этой теме посвятил свою повесть «Кордецкий» Юзеф Игнаций Крашевский. Кстати, этот автор долгое время жил в Украине и даже написал ряд повестей на украинскую тематику.

После упомянутой обороны Ченстоховская Божья Матерь начала считаться покровительницей Польши. А в 1920 г. Католическая церковь официально провозгласила ее «королевой Польши».

Ченстоховский монастырь был не только чисто религиозным учреждением. Сюда приезжали и определенное время находились польские короли, другие власть имущие. Для их потребностей были построены отдельные помещения. Именно в этом монастыре в 1670 г. состоялась свадьба короля Речи Посполитой Михаила Корибута-Вишневецкого и дочери немецкого императора Фердинанда III Элеоноры. Не лишним будет напомнить, что этот король происходил из украинского княжеского рода Вишневецких. Это был единственный украинский князь на польском престоле.

Как видим, есть немало переплетений Ченстохова с Украиной. И не только в прошлом. Сейчас город Ченстохова — один из индустриальных центров Польши. Здесь находится металлургический комбинат «Гута Ченстоховска». Принадлежит она украинцам — «Индустриальному союзу Донбасса». Случайность? А может, какая-то мистическая закономерность.

Петр КРАЛЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ