6 июля исполнилось 85 лет со дня рождения самого результативного аса союзников, Ивана Никитича Кожедуба, уроженца села Ображеевки Сумского уезда. Официальная дата его рождения — 8 июня 1920 года, как часто тогда было, неточная. Юбилей земляка Президента прошел гораздо спокойнее недавнего юбилея Шухевича. Не было не только столкновений радикалов, ультимативных просьб одного местного совета другому назвать улицу именем героя, дата прошла мимо внимания как политиков, так и СМИ. И дело вовсе не в недостаточной округлости даты — Кожедуб слишком неудобная личность для официальной версии украинской истории.
ТЯЖЕЛАЯ ЦЕНА 62 СБИТЫХ САМОЛЕТОВ ПРОТИВНИКА
С одной стороны, это герой мирового масштаба на все времена. Лучшие пилоты-истребители Британии, США, Канады, Франции, Австралии и других стран союзников не смогли даже приблизиться к показателю украинского аса — 62 лично сбитых самолёта противника, причем за не полные три года участия в боевых действиях. Скептики могут возразить, вспомнив о Люфтваффе, имеющем в своём составе двух асов, превысивших рубеж в 300 сбитых и более десятка сбивших свыше 200 самолётов противника. Все верно, если только не учитывать мнения самих немецких пилотов. Ведь именно бывший противник может дать наиболее точную оценку. Истинные герои и гении всегда отличаются скромностью. Эрих Хартман, сбивший 352 самолета (наибольшее количество за всю мировую историю), считал лучшим асом Люфтваффе не себя, а Ханса-Иоахима Марселя, одержавшего всего лишь 158 побед и все на западном фронте. Логика Хартмана проста — по его мнению, и характеристики самолетов, и подготовка пилотов, и организация управления королевских ВВС примерно в три раза превосходили советские. Поэтому один сбитый самолет на западном фронте стоит, примерно, троих на восточном. Но если продолжать эту логику, то один сбитый самолет Люфтваффе можно смело приравнивать к восьми, а то и десяти сбитым советских. Косвенное подтверждение этой аргументации можно найти и в советской статистике — к дате окончания войны свыше 80% советских летчиков-истребителей не имели на своем счету ни одного сбитого самолета противника. По-другому и быть не могло. Ведь на протяжении всей войны немецкие истребители, воюя на цельнометаллических самолетах против фанерных советских, имея даже незначительный запас высоты, могли легко выйти из боя, при любом численном перевесе советской авиации в воздухе. С учетом этого достижения Кожедуба, Покрышкина, Речкалова и других советских асов ничуть не уступают достижениям немецких, особенно на фоне показателей союзников.
ЗА ВСЮ ВОЙНУ ОН НЕ ПОТЕРЯЛ НИ ЕДИНОГО САМОЛЕТА
Но Кожедуб знаменит не только общим числом сбитых самолетов. За всю войну он сменил шесть самолетов, но не потерял ни одного из них, хотя неоднократно горел и привозил пробоины. Тот же Хартман совершил 14 вынужденных посадок. Для Германии вообще было привычно бережливое отношение к пилотам, а не к технике. А пример Ютилайнена, не сбитого ни разу, является вообще редким исключением из правил. Более характерным был пример Иоханеса Визе, совершившего за день пять вынужденных посадок и сбившего в течение этого дня 12 самолетов. Что является большим приоритетом — сохранность самолета или жизнь летчика? — Решайте сами. Мы лишь подчеркиваем эту разницу как необходимую для понимания и адекватной оценки героизма советских летчиков.
Другим уникальным подвигом Кожедуба является победа над новейшим немецким реактивным истребителем Ме-262, характеристики которого на порядок превосходили возможности самолета Ивана Никитича. И это лишь один из эпизодов. По сути, вся жизнь Кожедуба — это ряд подвигов эпического, легендарного уровня. Уже тот факт, что, в 23 года став трижды героем Советского Союза, не спился в мирное время, как многие другие прославленные герои, чью психику искалечила война, не зазнался, а пошел учиться, говорит о многом.
Но это лишь с одной стороны. С другой стороны, его личные победы над двумя Мустангами, внезапно его атаковавшими и ввязавшимися в бой в апреле 1945 года. С теми Мустангами, которые американцы активно раскручивают как самые лучшие истребители Второй мировой. С другой стороны, и командование истребительной авиадивизией во время корейской войны. Командование блестящее — дивизия Кожедуба, которому запретили лично принимать участие в воздушных боях, одержала 215 побед, в том числе сбила 12 «сверхкрепостей» B-29, потеряв 52 своих самолета и 10 летчиков. С другой стороны, и великолепные качества военачальника и организатора, проявленные Кожедубом в последующее время. Сохранение в течение десятилетий превосходной летной формы — последним самолетом, освоенным Иваном Никитовичем был Миг-23. По сути, Кожедуб в течение многих десятилетий был ведущим экспертом по противодействию истребительной авиации стран НАТО.
По мере того, как официальная история отказалась от термина «советский народ», постепенно проводит замещение Великой Отечественной войны на просто Вторую мировую, все герои советской эпохи (и придуманные советской пропагандой, и настоящие) оказываются как бы в подвешенном состоянии. Какую страну они представляли? За что воевали? С какими лозунгами проявляли массовый героизм и шли на смерть? Все это уже не актуально, поскольку не имеет прямого отношения к национально освободительному движению украинского народа.
ПОЧЕМУ НЕ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ СОВЕТСКИМ ВЕТЕРАНАМ?
А что нельзя использовать в деле новой пропаганды, простите, информирования народа о своей истории, о том вообще лучше по возможности не вспоминать.
Кстати, на 6 июля пришлась еще одна дата — предполагаемое начало советского наступления на Третий Рейх в 1941 году. И то, как освещается эта дата в официальной версии истории и государственных СМИ, лишнее тому подтверждение.
Так что Ивану Никитичу еще повезло. О нем бы просто забыли. А то ведь могли бы и сделать отдельный стенд в музее советской оккупации.
А может, и вправду пора изменить свое отношение к героям былых времен? Тем более стала известна правда о новых героях, искажавшаяся и замалчивающаяся советской пропагандой. Не пора ли делать акцент на своих героях, боровшихся за независимость Украины? Тогда объясните, почему так популярны в Германии имена Ралля, Руделя, Хартмана? В Финляндии Ютилайнена, в Японии Сабуро Сакаи, других асов и как ни странно пилотов-камикадзе. О них издают книги массовыми тиражами, снимают фильмы, сайты, им посвященные, имеют высокие рейтинги посещаемости и т.д. Эти фамилии знает каждый школьник, и уважают их как легендарных героев. Никому и в голову не приходит, например, возлагать на летчиков-истребителей ответственность за злодеяния фашизма.
Да что в Западной Европе? На крупнейшем книжном рынке Киева перечень изданий о немецких героях восточного фронта, исторические исследования и мемуары исчисляются десятками. Совсем не дешевые книги издаются тиражами во многие тысячи и даже десятки тысяч экземпляров. И это нормально — в условиях рынка, образ настоящего героя всегда был коммерчески востребован. В этом плане советским ветеранам повезло меньше. Во время войны тем же летчикам «особисты» запрещали не только фотографироваться без их ведома, но даже вести дневники. Записки Покрышкина лишь исключение из правила. Так что появление советского аналога «Дневника гауптмана Люфтваффе» почти исключается. После войны было не легче — прикрепленные к ветеранам инженеры человеческих душ так искажали их мемуары, что от них мало что оставалось, кроме общих слов о верности отчизне и детального превознесения роли партии в деле борьбы с врагом.
ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЕГЕНДАРНОГО ЛЕТЧИКА С... МОЦАРТОМ?
Но после того, как ветеранов Великой Отечественной перестали использовать в качестве инструмента для агитации и пропаганды, постепенно начал возрастать интерес общества к героям. А в условиях, мягко говоря, безразличного отношения со стороны независимого украинского государства этот интерес проявляется в неформальном виде. И на волне коммерческой привлекательности, неформального интереса и новых технологий память о настоящих героях стала возвращаться, они стали узнаваемы и популярны. Популярность к Кожедубу вернулась примерно так же, как и к Моцарту. Не удивляйтесь — помните анекдот, когда на вопрос, знает ли мальчик Моцарта, он отвечает: «Конечно, этот чувак пишет крутые мелодии для мобилок»! Как Моцарт вновь стал звездой благодаря развитию технологий мобильной связи, а не постоянному присутствию в учебных программах уроков пения, так и Кожедуб вновь стал звездой мировой величины благодаря развитию компьютерных авиасимуляторов. Звездой в неформальной, молодежной, а не в официальной, академической среде. Конечно, любой компьютерный симулятор никогда не сравнится с реальностью, как и мелодия для мобилки с живым концертом Моцарта. Но много ли детей школьного возраста имеют возможность регулярно посещать камерные концерты ведущих украинских и мировых исполнителей? А современные мобильные телефоны позволяют грузить целые симфонии, в достаточно неплохом и постоянно улучшающемся качестве. То же и с симуляторами — постоянно совершенствуясь, они достигли совершенства, отмечаемого самими ветеранами. Видеоряд и алгоритм управления настолько реалистичны, что сами немногочисленные летчики-ветераны, уже летавшие в реальности, не могут сдержать слез, впервые погрузившись в виртуальную, но такую знакомую для них обстановку. Но авиасимулятор, тот же «Ил-2», в отличие от мобильника с загруженной симфонией Моцарта имитирует не современную, а историческую реальность, которую уже в принципе невозможно воссоздать другими средствами — еще во времена съемок фильма «В бой идут одни старики» не рискнули поднять в воздух ни один из немногочисленных сохранившихся оригинальных самолетов.
Что уж говорить о возможности современных школьников полетать на «яке» или «мессершмидте»? Возрастающая доступность, высокий уровень реализма, возможность сражаться по интернету с соперниками/партнерами по всему миру определяют все возрастающую популярность как авиасимуляторов, так и реальных героев Второй мировой. А так как все это развивается в рамках неформальной субкультуры, то наблюдается целый ряд интересных и еще не оцененных обществом процессов, характерных не только для рассматриваемого узкого сегмента.
КАК НЕФОРМАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА РЕШАЕТ ПРОБЛЕМЫ ПРИМИРЕНИЯ
Для начала это полная интернационализация общения. Помните, после помаранчевой революции были раскрученные сверху программы культурного обмена. Предполагалось, что дети из национально несознательных восточных и южных регионов будут посещать в межсезонье туристическую и курортную инфраструктуру западных областей, где будут отдыхать, знакомиться с культурой региона, а заодно проходить ускоренный курс истинного патриотизма и любви к неньке. Между тем, игровая индустрия давно наладила свой аналог культурного обмена, безо всякого содействия и контроля со стороны государства. Просто люди разных стран, находясь в одном канале связи, естественно общаются не только на тему игры, в которую играют. Обсуждается все, ежедневно и на разных языках, причем совершенно бесплатно, оплачивается только подключение к сети.
Другим признаком является полная деполитизация и деморализация периода Второй мировой. Вместо противостояния асов Геринга и сталинских соколов есть противостояние синих с красными. Многие по очереди летают на самолетах разных сторон. Соответственно, при детальном знании биографии героев меняется само отношение к ним. В этой логике Кожедуб-герой вовсе не потому воевал на стороне хороших парней и был трижды героем Советского Союза, а потому что на «лавке» завалил 62 фрица и не потерял ни одного своего самолета. И в ответ на любые сомнения в его крутости и героизме вам просто предложат это повторить в сети в бою с другими синими виртуальными пилотами — так величие подвига Кожедуба, Покрышкина и других героев становится осязаемым и доступным каждому ребенку. Соответственно и Ралль, и Хартман — это тоже герои, а не военные преступники нацистского режима. Поначалу это вызывает чувство протеста, но потом начинаешь понимать, что и Одиссей, окажись не на стороне хороших и победивших греков, а проигравших и поэтому плохих троянцев, все равно оставался бы легендарным героем. Для нас совершенно не важна политическая окраска легендарных героев.
В последние годы в Украине много говорят о необходимости исторического примирения внутри нации. Неформальная субкультура решает этот вопрос по- своему. Виртуальный пилот из Германии, например, может совершенно комфортно сражаться на красном самолете с оппонентом из Штатов, пилотирующим синий аппарат. В то же время наиболее осуждаемым действием считается умышленное уничтожение своих. Проецируя это на реальную ситуацию в Украине — это означало бы отказ от применения двойных стандартов при оценке исторических событий гражданской и Великой Отечественной войн, а также уважение к героям из другого региона. Тогда предложение, условно говоря, Тернопольского совета, например, к Запорожскому о переименовании одной из улиц именем Степана Бандеры сопровождалось бы готовностью в ответ назвать одну из улиц Тернополя именем Нестора Махно. Хотя бы из уважения к историческим традициям и героям другого региона. Но судя по всему виртуально неформальное интернациональное сообщество куда более «продвинутое», чем столичные и местные власть предержащие.
Не случайно неформальная культура при контакте всегда вытесняет формальную. В советские времена «пионэры» предпочитали наполовину запрещенный рок песням о вожде и партии. То же, но в другой форме происходит и в наше время. Какой, по-вашему, будет реакция ученика виртуального пилота, когда выяснится, что учитель истории совершенно не знает таких элементарных, на его взгляд, понятий, как, например, «шаг винта» или «бум-зум»? После невнятного молчания учителя, скорее всего, будет поставлен последний, контрольный вопрос, например, о деталях боевой биографии Руделя или Кожедуба. Что бывает, когда ученик обнаруживает, что знает больше учителя, может представить каждый педагог. Как и о том, с каким доверием этот ученик будет воспринимать оставшуюся часть официальной версии истории страны. И не только он один, т.к. вопиющий факт полной профнепригодности учителя тут же станет достоянием класса.
Вспоминается, какой шок в классе в годы застоя вызвало на уроке истории КПСС по теме левого уклона в партии цитирование фразы Ленина о Бухарине как об умнице и любимце всей партии.
Как и положено, неформальная субкультура выходит за пределы только авиасимулятора. Разыскивают ныне живые ветераны, их воспоминания выкладываются в сети с точностью до запятой. Переделываются джойстики, пишутся программы, создаются клипы и целые фильмы. На форумах зарегистрированы десятки тысяч человек. Создаются и функционируют виртуальные эскадрильи и целые гвардейские авиадивизии.
И конечно, используется свой сленг. Умилительно как-то было наблюдать, как внук-школьник увлеченно рассказывал бабушке о том, что в «Контрстрайке» сервер читтеров «банит», что на русский язык переводится как сообщение о том, что в сетевой игре под названием «Контрстрайк» центральный компьютер автоматически блокирует игроков, ранее замеченных в нарушении правил или жульничестве. После того как бабушка повторно не оценила сие откровение, она была тут же причислена к динозаврам докомпьютерной эпохи.
А если серьезно, то возвращение Кожедуба как неформального героя закономерно. В нашей истории много былинных, легендарных героев, не угодных властям или в лучшем случае замалчиваемых ими в разные времена.
Князь Святослав Игоревич, казак Мамай, Байда Вишневецкий, Иван Сирко, Нестор Махно, Иван Кожедуб, Николай Амосов и многие другие. Память о них живет в душе народа, в отличие от тех, кто о них клеветал или замалчивал. Так что сервер истории политических «читтеров», действительно, банит!