23 июня 2009 года на заседании Верховной Рады Украины выступил Дмитрий Табачник, который «хотел привлечь внимание парламентариев к проблеме, касающейся жизни каждой семьи». В его поле зрения попала деятельность, как он выразился, министра деинтеллектуализации Украины Вакарчука. Такого эпитета от народного депутата Украины нынешний министр образования и науки Иван Вакарчук удостоился из-за внешнего независимого оценивания (ВНО). Дмитрий Табачник презентовал коллективный (народных депутатов Украины Табачника Д., Бойко Ю., Горбаля В., Толстоухова А.) проект постановления Верховной Рады Украины об освобождении министра, заявив, что второй год подряд вопреки Конституции и законам Украины по приказу Вакарчука происходит антигуманный и непрофессиональный эксперимент над миллионами учеников, их родителей и сотнями тысяч учителей и преподавателей. Дмитрий Владимирович считает, что языковой тест закрыл доступ в вузы почти каждому десятому выпускнику в 2009 году, в частности, блестящим знатокам физики, химии и математики. И привел цифру таких знатоков: аж 40 тысяч, очевидно, тех, у кого результат измеряется 123,9 балла по украинскому языку и литературе.
На орехи Ивану Александровичу досталось из-за приказа Министерства образования и науки Украины от 25 декабря 2007 года за № 71 «О внешнем независимом оценивании учебных достижений выпускников учебных заведений системы общего среднего образования, изъявивших желание вступать в высшие учебные заведения в 2008 году». Он был принят во исполнение Указа Президента Украины от 4 июля 2005 года за №1013 «О неотложных мерах относительно обеспечения функционирования и развития образования в Украине» (подписанного еще Кучмой) и ряда постановлений КМУ, в частности, постановления «Некоторые вопросы внедрения внешнего оценивания и мониторинга качества образования», которым был утвержден Порядок внешнего оценивания и мониторинга качества образования, подписанного премьер-министром Украины Виктором Януковичем. Правительство обязало Министерство образования и науки обеспечить начиная с 2009 года полный переход к проведению вступительных экзаменов в высшие учебные заведения III — IV уровня аккредитации для обучения по государственному заказу путем внешнего оценивания с зачислением его результатов как государственной итоговой аттестации выпускников учебных заведений системы общего среднего образования. Очевидно, отмеченное постановление появилось как элемент концепции реформирования образования в Украине с учетом перспектив интеграции Украины в Европейский Союз, которое до 1 октября 2005 года поручил разработать Кабинету Министров Украины глава государства. Но это только вершина правды.
Если быть объективным, то единственное, чего хотел именно Иван Александрович относительно ВНО — это чтобы украинский язык был определен как единственный, на котором можно было бы сдать внешнее оценивание. Все остальное — выполнение президентских указов и правительственных постановлений. Предложение министра, как и все остальное о государственном языке, вызвало возмущение и обеспокоенность среди национальных меньшинств, в частности, русских и венгров. В Автономной Республике Крым, в частности, состоялись массовые протесты за право сдавать тесты на русском языке, которые поддержали некоторые должностные лица Украины. В частности, председатель Верховной Рады АРК Анатолий Гриценко направил письменное обращение в Министерство образования Украины, чтобы в Крыму тестирование проходило на русском языке. Такое мнение было взято во внимание Министерством и еще 14 февраля 2008 было заявлено, что в 2008 году тесты будут переведены на русский, польский, румынский, венгерский, молдавский и крымскотатарский языки (в 2010 году заканчивается нескольколетний переходный период, в течение которого тестирование можно было сдать на одном из указанных языков).
Кажется, впервые планировалось ввести тестирование для выпускников общеобразовательных учебных заведений еще в 1993 году. Попытка из-за ряда факторов оказалась безуспешной. Ровно спустя десять лет (2002 год) Центр тестовых технологий Международного фонда «Відродження» совместно с Министерством образования и науки Украины провели 200 тестирований, в которых участвовали студенты первых курсов высших учебных заведений. Уже через год, в 2003 году, Центр тестовых технологий Международного фонда «Відродження» совместно с Министерством образования и науки провели тестирование по математике и истории 3121 выпускника 670 общеобразовательных школ Украины. Четыре высших учебных заведения начали засчитывать результаты тестирования как вступительные испытания. По желанию учеников в общеобразовательных учебных заведениях результаты тестирования засчитывают как государственную итоговую аттестацию. В 2004 году Центром тестовых технологий Международного фонда «Відродження» совместно с Министерством образования и науки проведено тестирование 4485 выпускников школ городов Киева, Донецка, Львова, Харькова, Одессы по математике, украинскому языку, истории, экономике. В 31 высшем учебном заведении было принято решение о зачете результатов тестирования как вступительных экзаменов. 25 августа было принято упомянутое постановление Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы внедрения внешнего независимого оценивания и мониторинга качества образования».
Но самая большая неправда или чистая ложь пана Табачника еще впереди. На правительственном портале за 25 августа 2004 года нахожу сообщение пресс-службы Кабинета Министров такого содержания: «До 2009 года в Украине будет введена система внешнего оценивания и мониторинга качества образования. Кабинет Министров Украины своим постановлением одобрил введение в Украине системы внешнего оценивания и мониторинга качества образования. Об этом сообщил журналистам по окончании заседания правительства вице-премьер-министр Украины Дмитрий Табачник. «Это очень прогрессивное решение, родившееся после расширенной коллегии Министерства образования и науки», — отметил он. По словам Дмитрия Табачника, Центр начнет работу в 2005 году. Параллельно будут созданы его региональные подразделения в Виннице, Днепропетровске, Донецке, Львове, Одессе, Симферополе и Харькове». По словам Дмитрия Табачника, речь идет о внедрении унифицированной системы тестирования знаний выпускников, которое будет осуществлять Украинский центр оценивания качества образования. «Это независимый мониторинг качества образования, который позволит решить несколько чрезвычайно важных социальных и образовательных проблем, в том числе, объективной оценки знаний в средних общеобразовательных школах», — отметил он. По мнению вице-премьер-министра, такая система позволит во-первых, решительно искоренять коррупцию и в средних школах, и при поступлении в высшие учебные заведения.
«Дифирамбы» ВНО Дмитрий Владимирович «пел» не только в августе 2004 года. 4 августа 2006 года в соответствии с пунктом 12-м части первой статьи 85, части четвертой статьи 114 Конституции Украины Верховная Рада Украины постановила назначить Табачника Дмитрия Владимировича на должность вице-премьер-министра Украины в правительстве Виктора Януковича (Постановление Верховной Рады Украины «О формировании состава Кабинета Министров Украины» от 4 августа 2006 года за № 88-V). А уже 1 сентября 2006 года вице-премьер-министр Украины Дмитрий Табачник во время празднования Дня знаний в гимназии №191 им. П.Г. Тычины (очевидно, столичной) заявил, что со следующего года, то есть 2007-го, результаты выпускного тестирования в школе будут автоматически признаваться всеми вузами. «Тестирование будет сохранено, поскольку оно объединяет украинское образование с лучшими европейскими образовательными моделями. Я уже поставил задачу перед Министерством образования и науки разработать нормативно-правовую базу, которая бы позволила уже со следующего года результаты тестирования по выпускным экзаменам в школах автоматически признавать во всех без исключения вузах. Иначе дискредитируется сама идея тестирования», — отметил Дмитрий Табачник. В то же время, вице-премьер-министр высказал убеждение относительно изменения формы тестирования. «На тестирование отведено 90 минут и 60 вопросов. Думаю, что при таких условиях вес ошибки очень большой. Если увеличить количество вопросов вдвое, и дать вдвое больше времени на ответ, то выпускник, в случае ошибки, имеет возможность продемонстрировать свой уровень знаний в других вопросах», — отметил Дмитрий Табачник. Это опять из единого веб-портала органов исполнительной власти.
К таким людям, как Дмитрий Табачник, у общества должна быть выработана отдельная реакция. В первую очередь, такие, как Дмитрий Владимирович, всем нам нужны, чтобы брать пример, как НЕ делать. Просто, честно было бы такого депутата вообще не слушать. Засвистывать или оплевывать — слишком, потому что имеем дело с представительским государственным органом (о Верховной Раде) и представителем представительского государственного органа (о самом пане Табачнике). И персоналу ВР как-то будет печально такое наблюдать. Хотелось бы, чтобы самая большая парламентская фракция сделала какие-то выводы. Особенно я старалась для Юрия Бойко, Василия Горбаля, Анатолия Толстоухова, которые, может, не знали о предыдущей позиции Дмитрия Владимировича.