Кто из нас, сидя на диване перед телевизором, не мечтает о дальних путешествиях? Осуществить тягу к перемене мест порой мешает отсутствие времени или недостаток денег. Но, чтобы набраться свежих впечатлений, вовсе не обязательно ехать за три моря... За 60—80 километров от нашей столицы на территории Обуховского и Кагарлыкcкого районов находятся уникальные места, хранящие тайны древних цивилизаций.
В ГОСТИ К ПРАПРАПРАЩУРАМ
Золотым звеном в археологическом кольце Киевщины по праву считается село Триполье, вблизи которого более ста лет назад краевед Викентий Хвойка открыл трипольскую археологическую культуру. Официальная отечественная наука отводит на существование славянской цивилизации только последние 1,5 — 2 тис. лет. Представители альтернативного научного мнения утверждают, что украинцы — это наследники первой в Европе цивилизации хлеборобов — Трипольской, которая зародилась и существовала беспрерывно 3500 лет — от 2200 г. до 5700 г. до рождества Христова. Сегодня ученые не перестают спорить о правомерности такой гипотезы. Например, среди ее противников — украинский академик Петр Толочко, который считает Триполье лишь узким и уже исследованным промежутком истории. Среди сторонников другого — не менее авторитетный украинский академик Юрий Шилов, считающий Триполье колыбелью всей земной цивилизации, а трипольцев — праукраинцами, заселившими в свое время Балканы. А доктор исторических наук и антропoлог Сергей Сегеда утверждает, что антропологическая линия трипольско-арийских племен и сегодняшних украинцев не прерывалась, что именно трипольцы заложили основную линию в украинской нации.
Пока ученые спорят, Управление культуры и туризма Киевской областной администрации предлагает поспешить в места, где и сегодня местные жители выкапывают на своих огородах глиняные черепки, возраст которых — 8 тысяч лет! А если вам повезет, то попадете на археологические раскопки, которые здесь ведутся учеными практически постоянно. И хотя самые значительные находки, сделанные археологами еще при Викентии Хвойке, были отправлены в музеи Москвы, Санкт- Петербурга и Киева, в экспозиции местного археологического музея хранится достаточно экспонатов, подтверждающих, что именно трипольцы дали миру первое колесо (6500 лет тому назад), одомашнили лошадей, коней, коров (8 тысяч лет назад), выращивали 12 (!) хлеборобских злаков (три вида пшеницы, ячмень, жито, горох)... А насколько прекрасна трипольская керамика! Задолго до Шумер, до развития цивилизации в Китае на глиняных горшках наши пра-пра-пращуры изображали знаки-символы, которые разошлись потом по всей Европе и Востоку: Инь и Янь, сваргу — как символ солнца, крест — знак бесконечности, образ Праматери — женщины-берегини... Одна из неразгаданных тайн трипольской культуры — керамические двойные «бинокли». Об их предназначении гадают до сих пор — то ли это ритуальные сосуды, то ли подсвечники, то ли музыкальные инструменты типа африканских там-тамов...
Туристам из Государственного археологического музея стоит дальше отправиться в частный Музей трипольской археологической культуры. Его основали не общественные организации и не богатые бизнесмены, а люди среднего достатка, подвижники и истинные украинцы — коллекционер Александр Полищук, строитель Владимир Лазоренко, художник Анатолий Гайдамака и ученый Юрий Шилов. В музее, ставшем жемчужиной Киевщины, в основу экспозиции вошла коллекция А. Полищука, которая ныне оценивается в 7 млн. долларов. Все представленные экспонаты были спасены от уничтожения: они собраны в балках и карьерах, куда свозились и сваливались, как ненужный хлам. Еще в 30-e годы по специальному постановлению ЦК КПСС каждая школа обязана была заниматься краеведением, вести самостоятельные раскопки и создавать музеи. Например, в окрестностях Триполья, где только ленивый не находил клад, из земли извлекали настоящие шедевры. Много лет нереставрированные глиняные черепки пылились в школьных и сельских музеях, а когда следить за выполнением партуказаний стало некому, их просто выбросили... Так, в одном из яров, которыми изрыты Днепровские кручи, Александр Полищук нашел три (!) тонны уникальных глиняных черепков. Кстати, реставрация одного горшка размером 40 см стоила коллекционеру от 100 до 800 долларов.
— Благодаря частным коллекциям украинские археологические богатства остались в нашей стране, — считает Полищук. — Иначе они давно были бы вывезены за рубеж, в частности, в Россию, где многие олигархи увлекаются трипольской культурой, как, например, бизнесмен Брынцалов...Цель моей жизни: чтобы о существовании трипольской культуры узнали не только в Украине, но и во всем мире как можно больше людей. Кстати, за два года существования музей посетило 12 тысяч человек, цены на билеты символические (налоги музейщики платят как бизнесмены и никаких скидок нет и за оплату электроэнергии, газа, земли. — С. Б.).
Чтобы туристов в этом крае было больше, считает директор музея, необходимо развивать инфраструктуру туризма. В планах А. Полищука — создать трипольское село, дома в котором внешне ничем не будут отличаться от тех, в которых жили трипольцы 8 тысячелетий назад — деревянные двухэтажные строения с соломенными крышами, но внутри они будут начинены современной бытовой техникой и современными удобствами. Под будущее село уже выделено 5 га земли.
УКРАИНСКАЯ АТЛАНТИДА
Если трипольская культура, благодаря подвижникам от Хвойки до Полищука, оказалась спасенной от забвения, то настоящей Атлантидой, ушедшей в прямом смысле слова под воду, оказались правобережные села с их неповторимым колоритом, культурой, бытом, затопленные в начале 70-х годов прошлого столетия Каневским водохранилищем. Памятником этой рукотворной катастрофы возвышается посреди водного пространства церковь под Ржищевым. Ее построили в 1857 году монахи на самом высоком месте села Гусинцы. Позолоченные купола были видны далеко за околицей, церковь пережила время расцвета и время преследований и разрушений. В 1969 году тогдашний сельский председатель за счет колхоза провел капитальный ремонт храма и за это получил выговор обкома партии, а также долгую благодарную память от потомков. Ведь только благодаря ремонту церковь, простояв более тридцати лет в воде, не разрушилась. Сегодня она возвышается на намытом песчаном острове, и то ли природные, то ли божественные силы подняли ее над водой — это считайте, как хотите. Несколько лет назад реконструировать церковь взялся один из руководителей фирмы «Топ-сервис», у которого неподалеку была дача в этом крае. Строители застеклили окна, накрыли купол рубероидом, но дальше работа не пошла — мецената обвинили в убийстве, и он оказался в тюрьме. Говорят, что сегодня храм хочет возродить епископ Белоцерковский, настоятель Блаженный Серафим. Возможно, через несколько лет сбудутся замыслы епископа, и появится у нас еще одна действующая церковь Покрова на воде. А пока к уникальной местной достопримечательности за 15—20 гривен вас подвезут на катере ржищевские рыбаки. Через заросли водяного ореха, который после голода 1933—1934 годов в Украине был занесен в «Красную книгу», вы выберетесь на маленький островок суши и в гулкой тишине храма услышите голос ушедшей Атлантиды и поймете, что прошлое иногда возвращается...