Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Историческая битва продолжается

11 июля, 2009 - 00:00

Почему россияне не оставляют в покое Мазепу? Российские руководители, клеймя Мазепу предателем, посылают сообщение, что нынешние сторонники государственности Украины тоже предают дело славянского единства. И это может помочь закрепить разделение Украины на восток и запад, пишут Адриан Каратницкий и Александр Мотыль в издании The Wall Street Journal Europe. Почему Россия боится 300-летнего украинского героя? Лорд Байрон, Пушкин и Виктор Гюго написали поэмы о нем. Лист скомпоновал в его честь симфоническое произведение, Чайковский посвятил ему оперу, а Жерико нарисовал его привязанного голым к коню. В предыдущие века он был исторической суперзвездой — плакатным героем эпохи романтизма. Звался он Иваном Мазепой: вожак украинских казаков, заключивший союз с [королем] Швеции Карлом ХІІ, чтобы побороть царя России Петра Великого в Полтавской битве — 300 лет назад от этой недели.

Авантюрный предмет обожания романтической эпохи снова привлекает внимание, на этот раз как объект исторических дискуссий между лидерами России и Украины. В глазах российского государства и его пропагандистов Мазепа является Государственным Врагом № 1 — ренегатом, предавшим Петра I, православное христианство и единство славянских народов. Предателем Мазепу считает большинство российских историков. Действуя по приказу царя Петра, Российская православная церковь отлучила его и предала анафеме и до сих пор порочит на ежегодных Полтавских торжествах. И наоборот: многие украинские историки видят в Мазепе благородного борца за государственность Украины. Президент Виктор Ющенко восхваляет Мазепу как героического предтечу независимости Украины, а его изображение красуется на 10-гривневой купюре (.30).

За три века страсти по Мазепе не разжигались настолько, как в этом году. На днях, в период церемоний, костюмированных действ, конференций и телепередач о Полтавской битве, российские демонстранты сожгли его чучело. Украинские патриоты собрались 27 июня в Полтаве и вывесили в честь Мазепы украинский флаг 30 на 45 метров. А силы безопасности из почти 1000 человек были задействованы в Полтаве, успешно предотвращая конфликты между двумя сторонами.

На поверхности в биографии Мазепы мало что могло бы оправдать такие сильные чувства. Он родился в богатой и образованной семье в оккупированной Польшей Украине в 1639 году и служил при польском дворе до 1665-го; вернувшись в Украину, присоединился к рядам казаков, верных польской короне. В 1687 году Мазепа был избран гетманом, то есть проводником казацкого войска в Левобережной Украине, преданной московскому царю. Богатый магнат, Мазепа строил церкви и поддерживал искусство и образование, стремясь при этом объединить все украинские земли в казацком государстве. После многих лет партнерства с Петром Великим Мазепа почувствовал, что все большие амбиции России угрожают суверенитету Украины. Он круто развернулся против Петра и в 1709 году взял в союзники молодого короля Швеции, Карла ХІІ, для кампании против России. Шведско-украинский альянс потерпел сокрушительное поражение под Полтавой.

Полтава помогла сформировать геополитику Европы на три века. Решительный разгром шведского и казацкого союзников сигнализировал появление России как европейской супердержавы и обеспечил российское доминирование над Восточной Украиной на целых три века. Петр создал новую легенду для своего царства. На смену Московии теперь пришла Россия.

Таким образом он и его государство могли претендовать на происхождение от Киевского государства под названием Русь, которая приняла христианство в 988 году и развалилась в ХІІІ веке. Одной-единственной исторической ревизией, дополнившей его прорубание на Запад, Петр вместе со своим царством превратились из азиатской выскочки в европейскую империю. Киев стал «матерью городов русских».

В этой схеме, конечно, не было места ни для чего хоть немного похожего на независимую или автономную Украину. Действительно, любые заявки на автономию Киева или отдельную национальность, любая украинская оппозиция к российскому правлению были прямыми угрозами петровскому мифу и легитимности, которую этот миф смог предоставить Российскому государству. Мазепа должен был уйти, и ему так никогда и не позволили вернуть историческую благосклонность по той же причине. После судьбоносной битвы под Полтавой его порочил каждый российский правитель.

Для россиян Полтава, безусловно, была большой исторической победой, и россияне могут себе спокойно ее так и праздновать. И бесспорно также то, что в ХVII веке национальные идентичности еще не закрепились и многие жители на территории Украины больше идентифицировали себя с общей с россиянами православной верой, чем с любой целью независимости. Но в современной Украине такой амбивалентности быть не может. Как молодое государство, которое обрело независимость в 1991 году, Украина должна выковать собственное восприятие истории, собственных героев и отцов-основателей. Короче говоря, ей нужна общая историческая легенда, чтобы объединить граждан.

Такие усилия в лучшем случае очень мягкие и с российской стороны должны были бы вызвать не большее волнение, чем сугубо агностическая амбивалентность. Однако пылкость российской полемики о персоналиях и событиях 300-летней давности говорит об интересе российского государства к поддерживанию идеи о грядущем воссоединении двух государств. Это также помогает сохранять культурное размежевание между украиноязычным западом Украины и ее русскоязычным востоком.

В этом контексте есть несколько причин, почему Полтава вызывает такой резонанс. Во-первых, Мазепа и казаки представляли политическую силу, стремившуюся к автономии и независимости от российского господства. Во-вторых, Мазепа не только обернулся против России, он объединился в союз единомышленников со Швецией, то есть с Европой и Западом. В-третьих, для политиков типа Владимира Путина, которые носятся с Российской империей как с писаной торбой и кричат о распаде Советского Союза, клеймение Мазепы предателем посылает отнюдь не завуалированное сообщение, что нынешние сторонники государственности Украины тоже предают дело славянского единства.

Россия неуклонно сопротивляется интеграции Украины в европейские структуры, а господин Путин публично ставит под вопрос продолжительность украинской государственности. Россия вкладывает значительные ресурсы в то, чтобы помешать Украине сформировать отдельную национальную идентичность и историю. Среди этих усилий — документальные фильмы, оспаривающие попытку Украины поминать сталинский голод как геноцид нации, и финансирование «Тараса Бульбы», многобюджетного эпического фильма, который изображает казаков верными сторонниками Российской империи и добавляет сцены — которых нет в повести Гоголя ХІХ века, основе фильма — о поляках в виде убийц-варваров, занятых мародерством и насилованием.

Это российское стремление вывернуть наизнанку украинскую национальную идентичность хоть и вряд ли увенчается успехом, но может за короткий срок помочь закрепить разделение Украины на восток и запад, содействуя нестабильности и увеличивая возможности России для нового утверждения гегемонии над своим слабым соседом.

Пока Украина хладнокровно и профессионально не наработает собственную историографию без внешнего влияния, ее государство будет продолжать страдать от разделений, а ее обществу будет не хватать сплоченности. Поэтому современная битва за значение Полтавы настолько же важна, как и Полтавская битва три века назад.

Адриан КАРАТНИЦКИЙ, старший научный сотрудник Атлантического совета США Александр МОТЫЛЬ, профессор политологии в университете Ратгерс в Нью-Джерси
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ