Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как избежать «Колиивщины»

Социологи фиксируют перелом общественного мнения в отношении к власти
8 июля, 1996 - 21:10
«НУЖНО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ» / ФОТО АЛЕКСАНДРА БУРКОВСКОГО

Несколько месяцев назад отечественные социологи предостерегали, что экономический кризис в Украине может привести к резкому обострению протестных настроений. Особенно это касалось прослойки безработных граждан, тех, кому по несколько месяцев не платят зарплату, и работников, попавших под сокращение. Но терпение украинцев безмерно, и аналитики заговорили о том, что люди адаптировались к экономическому кризису. Но недавнее убийство жителя села Валерия Олейника на Кировоградщине, которое, по выводам досудебного следствия Генпрокуратуры Украины, совершили бывший народный депутат БЮТ Виктор Лозинский, бывший прокурор Голованивского района Кировоградской области Евгений Горбенко и бывший начальник районного отдела УМВД Михаил Ковальский, — это то, по словам некоторых социальных психологов, чего украинцы не прощают и не забывают. Именно такие резонансные убийства могут свидетельствовать об определенных переломных этапах в обществе, о переломе общественного мнения в отношении к власти.

Один из признаков — отношение украинцев к депутатской неприкосновенности. Так, в начале июля 90% граждан высказались за полную отмену депутатской неприкосновенности (почти 72% респондентов абсолютно уверены в необходимости такой меры, а 18% — «скорее уверены»). Это данные киевского Института проблем управления им. Горшенина, который провел всеукраинский опрос «Отношение украинцев к отмене депутатской неприкосновенности» в рамках годовой программы исследований «Проект страны». Против полной отмены депутатской неприкосновенности выступают всего 4,5% граждан, из которых 2,7% считают, что отменять эти привилегии «скорее не надо», а 1,8% — что точно не надо. Большинство граждан — более 65% — считает, что отмена депутатской неприкосновенности будет способствовать усилению законности в государстве, при этом треть опрошенных в этом полностью уверена (почти такое же количество респондентов ответило «скорее да»). Скептиков тоже достаточно: противоположная точка зрения у четверти граждан Украины — почти 26%.

Очевидно, что украинцы хорошо понимают, откуда «гниет рыба», и если будут возбуждаться уголовные дела против высоких чинов, которые будут доводиться до суда, то и рядовым гражданам можно будет искать правды и в судах, и в других властных структурах. Но то, что отмена депутатской неприкосновенности — дело не одного года, а возможно и нескольких созывов в парламенте, — также очевидно. Ведь ее отменять — это рубить сук, на котором она же, власть, сидит... Народный депутат Владимир Стретович в эфире «5 канала» назвал бывшего депутата Лозинского антинародным депутатом. Но сколько таких лозинских укрывается под куполом Верховной Рады, собственноручно создавая себе юридическую защиту?

КОММЕНТАРИИ

Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог, директор социологической службы «Украинский барометр»:

— Сейчас снять с депутатов их неприкосновенность невозможно. В украинском парламентаризме выстроена очень высокая юридическая, социальная и политическая система привилегий для представителей украинской власти, и в первую очередь для депутатов Верховной Рады. Каждый раз новый парламент прибавлял себе какие-то новые преимущества, привилегии: по квартирам, обслуживанию, коммуникациям, по государственному туризму и т.д., но при этом снижал обязательства перед населением. Забота о себе является очень важной частью парламентской деятельности. Поэтому элемент такой озабоченности, как неприкосновенность от других ветвей власти, от правоохранительных органов, от СМИ — все это часть привилегий нынешних депутатов. Они могут об этом говорить, могут даже принять какой-то законопроект, о котором потом скажут, что он снимает их неприкосновенность, но на самом деле юридически всегда будут какие-то подзаконные инструкции, которые не будут позволять задевать народного депутата. Они даже не играют в снятие депутатской неприкосновенности, потому что игра — это тогда, когда они пытаются создать какую-то «ширку», выбрать спикера, снять спикера, а это пиар, связанный с началом избирательной кампании, потому что во время кризиса резко обострилось ощущение социальной и политической несправедливости у всех слоев населения. Понятно, что в такой ситуации в первую очередь критикуют парламент. Поэтому депутаты так пытаются перехватить инициативу у общественности и СМИ, но это не приведет к серьезному ослаблению юридической и политической защиты парламентариев (имею в виду нынешних и даже бывших) по отношению к другим прослойкам населения — журналистам, политологам, крестьянам, рабочим и т. п. Они для того и платили по два миллиона долларов за место, чтобы иметь этот набор привилегий и защиты. Так будет, пока не придет новое поколение, для которого ценности демократии будут важнее ценностей криминальной приватизации. Потому что на самом деле народному депутату нужна юридическая защита, поскольку он где-то, например, украл какой-то завод, взял кредит и не отдал. На их плечах огромная нелегитимная собственность, поэтому естественно, что пока он депутат, он защищает свою собственность. Поэтому до тех пор, пока у нас не закончится криминальная приватизация, депутаты будут пользоваться своими юридическими преимуществами. Речь идет даже не о защите депутатов от бандитов, речь — о защите от себе подобных.

Юрий САЕНКО, доктор экономических наук, заведующий отделом социальных экспертиз Института социологии НАН Украины:

— В Украине образовалась особая социальная каста, которая ограждена специальными законами и гарантиями безопасности. Но гарантии безопасности могут быть другими, без депутатской неприкосновенности: например, охрана. Что значит неприкосновенность? Это свидетельствует о принципе кастовости. Существование такого принципа свидетельствует о неразвитости общества, ведь он нарушает законы справедливости и равенства. Ситуацию следует менять, и люди очень хорошо это оценивают и правильно относятся к необходимости отмены депутатской неприкосновенности. А что касается того, что произошло в Кировоградской области, то таких случаев сколько угодно. А недавнее убийство общественного деятеля и журналиста Алексея Гончарова, который защищал Жуков остров? Разве это можно замалчивать? Такие преступления следует поставить в целый ряд — не только преступлений депутатов, а вообще всех бандитов, которые нарушают права человека и уничтожают гражданское общество. Этот вопрос следует ставить принципиально. Все зависит от депутатов. Но народные депутаты занимаются тем, что создают себе комфортную жизнь. Не мы для них важны, а они сами для себя — из-за того, что нет никакого контроля, нет гражданского общества. Если бы хотя бы правительство и Президент Украины были заодно, то они имели бы какие-то рычаги влияния на Верховную Раду. Но у них нет общей позиции, поэтому говорить об их влиянии в этом вопросе на депутатов трудно. Поэтому Верховная Рада творит все что угодно. Еще один момент. Чтобы отменить депутатскую неприкосновенность, должна хорошо работать судебная система (здесь мы упираемся в необходимость реформирования абсолютно всех структур). Они же, депутаты, не хотят этим заниматься. Поэтому, зная, как работает сегодня в Украине судебная система и не реформируя ее, им так хорошо живется, поскольку основное для этой касты на теле нашего общества, повторяю, — создать себе комфортную жизнь.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ