Уважаемая Лариса Алексеевна!
По-видимому, ничто так не поднимает авторитет газеты, как последовательность и верность избранной политике. В частности, это касается и всеукраинской ежедневной газеты «День», которая с первых дней своего существования радует читателя содержательными публикациями, касающимися истории, нашего непростого сегодняшнего дня и судьбы украинства. Уверен, что этому будет содействовать также усиление внимания редакции к одному из наибольших духовных богатств нации.
Речь идет о действительно бесценном народном сокровище, которое оставили нам наши пращуры. Сокровище, которое в мире по праву считают выдающимся достижением украинства, его национальной культуры. Есть материальные сокровища, которые веками намертво лежат в земле. А есть также живые сокровища, символизирующие бессмертие украинской нации, которые переходят от поколения к поколению, окутывая глубинными чарами человеческую душу.
К таким сокровищам, без сомнения, принадлежит украинская народная песня. В глубокой своей сущности песенное творчество — это чрезвычайно красивый синтез задушевного поэтического слова и волшебной мелодии. Без нее наша духовная жизнь теряет всю красоту. Любить петь — это заменять время скуки, которое неминуемо будет в жизни, на время большого наслаждения, не так ли?
Поневоле вспоминаешь знаменитый наш курорт Трускавец. Там около бювета в центре города каждый вечер собирается любительский хор, который спонтанно формируется из прибывших на лечение. Собираются люди,которые любят петь, из различных санаториев. Коллективное пение привлекает, захватывает многих отдыхающих уже не один десяток лет. На состояние здоровья, по их оценке, оно влияет не менее эффективно, чем славная вода «Нафтуся».
Кто интересуется историей — тот знает, что в дореволюционные времена в Киеве была прекрасная традиция: на его площадях регулярно выступали церковные и светские — из Киево-Могилянской академии, других учебных заведений — хоры.
Эти бесплатные концерты под открытым небом собирали тысячи киевлян, пользовались их искренней любовью, оказывали на них огромное духовно-культурное влияние. Почему бы сегодня не распространить, не возродить отмеченный выше современный и исторический опыт на все города Украины?
Теперь я должен сказать, для чего обо всем этом решил вам написать, зачем привлекаю к этому внимание редакции.
Печально, но в наш бурный ХХІ век немало молодых украинцев не знают народных песен, не поют их, даже не подозревая, сколько при этом теряют. Этим и завершается мое предисловие к важному предложению, которое я выношу на ваше усмотрение, Лариса Алексеевна. А состоит оно в том, чтобы благодаря значительным издательским возможностям газеты «День» активно помочь в деле сохранения и развития украинской народной песенной культуры. Разве у нас мало интересного, стоящего распространения?
...Припоминаю, как сам я насладился информационным фактом из жизни городской гимназии г. Умани, который заслуживает только комплиментов. Так о чем, собственно, там шла речь? О том, что ее ученики каждый год изучают как минимум три украинские песни! В гимназии ежегодно устраивают праздник песни, в котором участвуют родители, учителя, ученики. Поют все вместе украинские песни. Большим сподвижником этого доброго, нужного всем нам украинцам дела стал директор гимназии, заслуженный учитель Украины М.П. Яременко. Сам поет и поют все учителя и ученики гимназии. Согласитесь, многое нужно для этого, но основное — желание и организация!
Можно и, бесспорно, следует радоваться многогранной творческой деятельности чрезвычайно интересного Керченского учебно-воспитательного комплекса — Лицея-интерната искусств и его ведущих художественных коллективов. В частности, украинского фольклорного детского ансамбля «Любисток». Своим уникальным репертуаром и виртуозным мастерством этот ансамбль активно пропагандирует лучшие вокальные образцы национальной песенной культуры, старинные народные традиции, обычаи, обряды, наряды и в преимущественно русскоязычном Крыму, и везде, где выступает с концертами. Также отдадим должное и Народной хоровой капелле мальчиков и юношей «Джерело», которая уже свыше 25 лет чарует, захватывает слушателей не только Керчи, Крыма, Украины, но и ближнего, и дальнего зарубежья. Повернитесь лицом к этому редкому детскому культурному комплексу. Ваш «День» способен вызывать волну заинтересованности этим плодотворным опытом, осознание его значения и воздействия на наш сегодняшний день.
Трудно также переоценить практическую ценность для дошкольных, школьных и лечебных заведений Украины образовательной инновации «ПіснеЗнайка» — музыкотерапевтической педагогики (МТП). Она базируется на принципиально новом и чрезвычайно эффективном подходе к обучению — современных подходах к гармонизирующему образованию детей раннего и школьного возраста, передаче ребенку знаний средствами языково-музыкального (песни) и изобразительного искусств. В основу МТП положена исконная любовь человека к песне, которой славится наш народ. Эта любовь и является главной мотивацией к прослушиванию ребенком песен «ПіснеЗнайки», которая помогает решить сложную педагогическую проблему — заинтересованность детей обучением. Применение музыкотерапевтической педагогики создает уникальные условия для восприятия и запоминания информации. И потому любой ребенок, утверждают сторонники МТП, может легко и радостно, даже играя, усвоить значительный объем знаний без вреда для здоровья. А при этом еще и иметь хорошее настроение. С каждым годом количество сторонников «ПіснеЗнайки» растет во всех регионах Украины. Было бы хорошо нашей любимой газете приобщиться к дальнейшему их увеличению.
Генриху Гейне принадлежит известный афоризм: «В Италии музыка стала нацией». Что же касается нашей страны я бы сказал так : «В Украине народная песня стала нацией». Украинская песня является генетическим кодом нашей нации. Народные песни, если перефразировать английского философа Френсиса Бекона,— это корабли бездонной народной души Украины, ее слава, которые плавают по волнам времени и несут свой драгоценный груз от поколения к поколению. Тематика и жанровая палитра украинских песен достаточно разнообразна; она состоит почти из всех проявлений жизни народа — от героических, исторических и казацких до наиболее детальных бытовых, обрядовых и игровых; песен о любви и о женской судьбе, о красоте природы, а также шутливых, юмористических, сатирических. Лучшие фольклорные образцы живут в веках, приобретая новые черты в зависимости от места распространения, условий существования, состава и природных способностей исполнителей.
Впечатления от украинской песни свидетельствуют: она давно получила признание в мире. Немало выдающихся людей ставят ее на одно из первых мест среди песен всех народов. Что только не говорят о песнях украинцев! Вот только некоторые оценки:
«Никакой другой народ не проявил себя в песнях так ярко, как народ украинский» (Алексей Толстой, Россия).
«Украинская песня — святая скрижаль, которую народ бережет, как свое закаленное оружие. Из этой скрижали каждое поколение находит необходимые для себя духовные ценности, которые на протяжении веков ложились в основу морали» (Адам Мицкевич, Польша).
«Эта нация поет плача. Так делают на планете только украинцы» (Боплан, Франция).
«Ни в какой другой стране дерево народной поэзии не дало такие огромные плоды, как у украинцев» (Боденштедт, Германия).
Допускаю, что кое-кого это может раздражать. Но иначе, очевидно, воспринимать украинскую песню и невозможно, ведь она является одной из наиболее пышных ветвей на дереве мирового музыкального народного творчества. Так, скажем, известная почитательница украинского фольклора Людмила Нестругина из Черкасщины считает, что «песен составил наш народ по меньшей мере 500 000. И полное их издание было бы в объеме, наверное, 200 томов по 1000 страниц каждый» (Нестругіна Людмила. Виховання народною піснею // Педагогіка толерантності, № 3/2008. — С. 20). Все это способно вызывать восторг даже у тех, кто к нашим песням, в целом, остается безразличным.
Почти все народные украинские песни отличаются самобытностью, красотой, цельностью и занимают действительно выдающееся место среди лучших мировых достижений в сфере культуры. Это убедительно прослеживается, если взять в руки изданную во вроде бы целиком неукраинском Донбасском регионе книжку «232 найпопулярніші українські народні пісні» (Донецьк: ТОВ ВКФ «БАО», 2008. — 400 с.), подготовленную музыковедом Натальей Чаморовой. Выполненная ею работа по ее упорядочению — от подбора текстов песен до подачи нот к ним — качественная, и, собственно, ощущение серьезного исследования останется на домашней книжной полке, если вам посчастливится приобрести этот сборник для собственной библиотеки. Жаль, что средства массовой информации по-настоящему так и не оценили появления на книжном рынке этого издания, которое имеет незаурядное культурно-художественное значение. Если бы моя воля и финансы — я бы издал ее массовым тиражом для всех школьных библиотек.
Большая благодарность и тернопольскому «Яблуку» за действительно интересный книжный товар. Как-то незаметно, без лишнего шума, здесь взялись за реализацию новой издательской идеи — выпуск песенной книжной серии «Золота сотня». Думаю, у нее будет счастливая судьба. В этом году увидели свет ее первые три книжки: «Найкращі народні пісні України», «Від Різдва до Великодня», «Найкращі пісні України». Уже сам факт этих изданий (распорядитель Г. Басюк) свидетельствует о потребности общества в них. Чем не поучительный пример для других издателей?
Народная песня — это величественное украшение украинской культуры, которой все мы на законных основаниях гордимся. Может ли быть что-либо более задушевным, чем песня! Кто из нас не был очарован песней, ее богатейшими мелодиями, ее волшебной силой, которая вызывает в душе человеческой тончайшие и глубочайшие чувства, мысли и стремления. Не зря же говорят, что «уметь петь — настоящее счастье». Поэтому мы неминуемо приходим к выводу: песня — это кратчайший путь к сердцу человека, не так ли? И еще один важный аспект тут хочется подчеркнуть: не знать украинских песен — не стыдно, стыдно не познавать.
Конечно, было бы неплохо в перспективе увидеть более широкое освещение этой темы на страницах газеты «День». В свое время Феофан Прокопович призывал помнить: «Желанным является только добро». Нам очень нужны сегодня газетные материалы с позитивным примером, которые по-хорошему будут влиять на читательское сознание и будут формировать высокий художественный вкус. Важно и другое: без соответствующей эстетической культуры не может существовать и утонченных чувств, только так!
Я вынужден прекратить мои песенные размышления, потому что чувствую, что главный редактор влиятельного издания и так меня поймет. Всего вам доброго!
ОТ РЕДАКЦИИ
27 июня на Певческом поле в Киеве пройдет VI Международный этнический фестиваль «Країна мрій». Напомним, что в 2004 году его начал харизматичный Олег Скрипка, а «День» тогда был едва ли не единственным, но надежным (и щедрым на газетную площадь) информационным партнером. Хотя в этом году «Країна мрій» будет иметь экологическое направление. Но это — как дополнение к основному — этническому. Так, накануне прошли «Зеленые толоки» в столице, на которые пришли известные украинские музыканты, издатели и сознательные горожане. Во время таких акций была приведена в порядок Замковая гора и территория от Московского до Железнодорожного мостов. В завершение каждой «Зеленой толоки» — проведение «улиц» — как репетиций к фестивалю «Країна мрій – 2009».
А чуть больше чем через две недели, 12 июля, стартует Международный фестиваль этнической музыки и ленд-арта «Подольские Шешоры», которые пройдут в селе Воробьевка Немировского района Винницкой области. Он продлится шесть дней, то есть до 18 июля.
Идея «Країни мрій» подхвачена многими. И свидетельством тому — «стихийное» создание любительских народных коллективов, которые, как говорят в Галичине, могу дать фору профессиональным. Высылайте нам материалы о рождении и деятельности таких ансамблей. Это будет представление другой Украины — самобытной и творческой.