9 мая Украина отмечает 65-летие Победы в самой трагической для нашей эпохи войне. Современная украинская молодежь — уже третье по счету послевоенное поколение, не знающее на своей земле войны. Мы пригласили нескольких представителей этого поколения рассказать о своем виденьи этого грандиозного исторического события. Приглашенные являются студентами исторического факультета Киевского национального университета имени Т.Г. Шевченко, то есть молодежью, которая может оценивать Великую Отечественную и с профессиональной точки зрения. Тем более интересными, возможно, будут для нас их мысли на этот счет. Итак, у некоторых из них мы спросили:
Какой вы себе представляете Великую Отечественную войну?
Денис ПЕНЕНКО, ІІІ курс:
— Я думаю, Великая Отечественная для украинцев и Украины, которая в то время была в составе Советского Союза, стала тем событием, которое окончательно закрепило ее в СССР. Мы помним, что перед войной неоднократно происходили выступления народа против власти, которые жестоко подавлялись, были репрессии, Голодомор 1932—1933 годов. Война, вопреки всему этому, сплотила наш народ в нечто целостное, и в таком виде он и просуществовал до 1991 года. Вполне возможно, так все и оставалось бы после 91-го, но политики решили по-иному...
Есть весомая точка зрения, что у представителей сформированной нации должен быть общий взгляд на историю, общий взгляд на сегодняшний день и общий взгляд на будущее — у нас этого нет. Это касается и Великой Отечественной. Каждый видит ее по-разному — одни видят ее героическим событием, другие считают, что мы позорно проиграли.
Я думаю, ВОВ еще раз подтвердила, что каждый народ должен жить на своей территории, и попытки одного народа завладеть, возвыситься над другим, основываясь на таких вещах, как расовые предрассудки, бессмысленны. Еще древние греки говорили, что лучше развивать свою страну, не посягая на другие...
Мы победили. Проигравшая сторона получил урок. А наши политики не вынесли из этого ничего. Неуважительное отношение к народу, презрение, византийщина во власти остались и после войны.
Об отношении советского правительства к людям во время войны свидетельствуют данные о потерях при форсировании Днепра (1 млн. чел.), сопоставимые с потерями при освобождении Европы. Начальство бросало людей в мясорубку, не раздумывая.
Мы должны изучить, осмыслить это, сделать выводы и не допускать больше такого. Даже не в плане войн, главное — пресекать и упреждать такие вещи еще на начальном этапе, не допускать их развития, ведь Геббельс сначала сжигал книги, а потом начал сжигать людей.
Вспомнился инцидент, произошедший в прошлом году у нас в Киеве. К нам прилетел немец на самолете — уменьшенной копии модели времен Второй мировой (он увлекался реконструкцией и моделированием). У нас его «радушно» встретили молодые люди, начав избивать под предлогом: «мой дедушка против них воевал...»
Я считаю, нужно решать современные проблемы, не забывая при этом историю.
Каким вы видите празднование 65-летия Победы?
Владлен МАРАЕВ, V курс:
— Как самое заметное, возможно, самое главное явление в мировой истории. Самая большая война — даже хотя бы поэтому очень значимое событие. Безусловно, это и столкновение идеологий — коммунизма, национал-социализма, капитализма. Одно из ключевых событий, которое повиляло на современное понимание человека как такового, человека как высшей ценности в мире. Поскольку именно жизнь, здоровье, достоинство человека окончательно стало цениться именно после Второй мировой. Возможно, для таких изменений человечеству надо было пройти через огромное кровопускание, это была цена и жертва за все то, что мы имеем сейчас.
У меня иногда возникают сомнения в том, что это могло быть, потому что очень трудно представить в нашем современном сытом и обеспеченном обществе, что такое могло быть, причем совсем недавно, на самом деле, на расстоянии 65—71 года. Ведь сегодня еще есть люди, которые и Первую мировую помнят, не то что Вторую. Ми живем так, как будто это происходило на другой планете, в совершенно другом измерении, а жизнь этих людей была действительно кошмарной. Я с трудом представляю себе состояние, в каком они находились 22 июня 1941 года...
Думаю, это был колоссальный шок и удар для психики. Я уже не говорю о собственно боевых действиях и участии в них — настолько стрессовые обстоятельства, которые очень трудно представить сегодня. Я считаю, вряд ли с ними может что-либо сравниться.
Как вы относитесь к мероприятиям, планируемым в Киеве к 65-летию Победы?
Денис ПЕНЕНКО, ІІІ курс:
— Считаю, что ничего плохого в совместном параде с российскими войсками нет, как и в традиционном проходе ветеранов по Крещатику. У них есть повод вспомнить те события, пообщаться с другими участниками войны, ощутить свою сопричастность Победе...
Владлен МАРАЕВ, V курс:
— Неоднозначно. Ведь независимое Украинское государство строится на национальной идеологии, а она очень плохо совместима с советским прошлым и патриотизмом. Безусловно, надо учесть и то, и другое. Власть уже 20 лет пытается лавировать, угодить всем, и это у нее плохо получается: кто-то все время обижен, разные политические силы постоянно играют на этой теме.
Я не против парада, но не понимаю смысла участия в этом русских войск. Если они участвуют в нашем параде, то наши войска, соответственно, должны принять участие в параде в Москве. То есть, на паритетных началах...
Относительно самого термина: лучше было бы внедрять понятие Второй мировой войны, а не ВОВ. Не вытеснять полностью, хотя это и продукт сталинской пропагандистской машины. Есть противоречие в самом термине «отечественная», так как у коммунистов не может быть отечества, они интернационалисты. Это явное апеллирование к национальному сознанию людей, не совсем совместимое с коммунистической идеологией. С другой стороны, статус этой войны частично оправдывает наименование «Великая Отечественная». Я считаю, что она имеет слишком много спорных проблем, острых углов, (так же, как и события 1917—1920 годов в Украине), и лучше называть ее термином, принятым во всем мире — «Вторая мировая».
Считаю важными и материальную поддержку, и торжественную часть празднования, хотя любые мероприятия — формализм власти, которая стремится зарекомендовать себя с лучшей стороны. На самом деле ценны не формальные вещи, а реальные действия. Знаковым является тот факт, что в проигравших странах люди живут гораздо лучше, чем в странах-победительницах — Украине, России, Беларуси. Нужно, чтобы была реальная поддержка, и чтобы делалось это систематически, а не раз в году к 9 мая платили по 50-100 гривен. Нужна реальная поддержка, социальное и медицинское обеспечение. В то же время, государство не должно становиться не в меру социальным, поскольку, как показывает история, это часто приводило к плохим последствиям.
Какой вы себе представляете Великую Отечественную войну?
Светлана КОРЧЕВНАЯ, V курс:
— Если говорить о художественном образе, то у меня она вызывает стойкую ассоциацию со «Стеной» Пинк Флойд (особенно краски, музыка... какой-то сюрреализм), причем в очень темных цветах...
Если же говорить о повседневном измерении, то, наверное, было очень сложно и ужасно. И тем людям, которые шли убивать, и тем, кто ждал их дома. Всегда страшно терять...
Если говорить об истоках этой войны как явления, то я считаю, что человечество уже в XIX в. достигло такого уровня развития во всех сферах, что нужна была разрядка. Возможно, Вторая мировая стала именно такой разрядкой.
Каким вы видите празднование 65-летия Победы?
— Это было бы что-то необычное. Ни в коем случае — не постоянные официозные выступления, воспоминания, пережевывания чего-то.
Мне кажется, что людям в такие моменты нужно попросить прощения, чтобы их простили тоже... Празднования, наверное, не проводила бы (в смысле каких-то парадов, помпезных мероприятий). Нам нужно отпустить все это, а не держаться за него очень крепко.
Как вы относитесь к мероприятиям, которые планируют провести в Киеве к 65-летию Победы?
— Никак. Там, где политика, все темно и непонятно.