Людям мыслящим свойственно задумываться не только о своем будущем, но и о судьбе Родины. Всегда ли мы с уважением относимся к украинскому историческому наследию? Хорошо ли его знаем? Как помочь молодежи осознать важность вклада украинцев в человеческий опыт? А ведь у нас достаточно неопровержимых фактов, чтобы этим гордиться. Поскольку украинское наследие коснулось многих уголков мира и является достоянием всего человечества.
Да и имеем ли мы право молчать об этом в моменты публичного национального унижения? И кто сказал, что уже утратила свою актуальность мысль Тараса Шевченко, отлитая в афоризм: «Єсть у світі доля, а хто її знає?». Так что тема эта сегодня актуальна. Отдадим должное португальцам, которые демонстрируют искреннюю гордость за свою страну. До сих пор помню публикации из жизни Португалии, где до 1974 года активно устанавливали памятники мореплавателям XV—XVI вв. и издавали плакаты с гордой надписью: «Мы открыли миру половину Земли!». И это в истории неединичные примеры.
Сразу же отметим, что речь не идет о том, чтобы приуменьшить чьи бы то ни было заслуги в цивилизационном развитии или разделить представителей других этносов на карте мира на «достойных» и «недостойных». Пусть каждый остается в границах своей судьбы. В поисках убедительных доказательств вклада украинцев в опыт человечества автор пытался исходить не столько из своих вкусов, сколько из реальных фактов, подкрепляя свои рассуждения примерами из истории и современности. А они изобилуют такими примерами. Так, за последние века украинцы сотворили самую лучшую и самую многочисленную в мире народную песню, которая навсегда вошла в сокровищницу мировых духовных ценностей. Без песни, и прежде всего без песни народной, духовная жизнь украинца утрачивает всякую красоту. Потому что эта песня — непревзойденный шедевр сочетания искреннего, задушевного слова и волшебной мелодии. Вот, например, что сказал об этом классик российской литературы Алексей Толстой: «Никакой другой народ не проявил себя в песнях так ярко и красиво, как народ украинский». Эту мысль развивает поляк Адам Мицкевич: «Украинская песня — святая скрижаль, которую народ оберегает, как свое закаленное оружие. Из этой скрижали каждое поколение черпает необходимые духовные ценности, которые веками ложились в основу морали». Для украинца эти слова звучат вполне естественно, не нужно напрягаться, чтобы понять, о чем идет речь. Несмотря на неволю, в которой находилась украинская нация в течение нескольких веков, благодаря неисчерпаемости ее духовных первоисточников песня наполняла общественные настроения духовной силой веры в лучшую жизнь, мобилизовала народный дух на кардинальные свершения.
Именно благодаря народной песне мы не погибли, выстояли, сохранились как нация. С песней украинцы рождались, с песней и умирали. И воскресали из песни. Знаменитый француз Гийом Боплан в своей известной книге «Описание Украины», которая в Европе имела большой успех, сказал о нас: «Эта нация поет плача. Так делают на планете только украинцы». И его оценка именно тем и ценна для нас сегодня, что все это он видел своими глазами, так как с 1630 по 1647 год находился на украинской земле, где наряду со строительством крепостей, геодезическими работами изучал краеведение Украины в самом широком понимании этого слова. А немецкий поэт Фридрих Боденштедт в середине XIX в. так увлекся украинскими народными песнями и историческими думами, что выучил украинский язык и перевел на немецкий много песен и дум, издав впоследствии антологию «Поэтическая Украина», в предисловии к которой возвышенно писал о песне и языке украинского народа, считая их достижением народов всего мира.
Украинская музыка и песня — самая пышная ветвь на древе мирового народного творчества. Вероятно, прав был академик Николай Жулинский, когда сказал, что «такая гармония текста и мелодии, какую выражает украинская народная песня, — планетарная эстетическая редкость». Какая выразительная оценка! И дальше свой восторг он выразил такими словами: «Это свидетельствует об одаренности украинцев — творцов и носителей уникального народного мелоса». Сколько же песен создал наш народ? Известная почитательница украинского народного песенного творчества, педагог Людмила Нестругина с Черкасчины считает: «По крайней мере 500 000». Их полное издание, по ее подсчетам, «охватило бы, вероятно, 200 томов по 1 000 страниц каждый». Ни одна другая нация в мире не может похвастаться таким количеством мелодичных, задушевных, лирических и героических песен, которыми любуется весь мир, от которых приходят в восторг выдающиеся зарубежные композиторы, писатели, поэты. К истокам украинской народной песни обращались хорошо известные в музыкальном мире Бах, Брамс, Вебер, Гайдн, Глинка, Дворжак, Лист, Моцарт, Чайковский, Шопен, Шуберт, другие композиторы. Дав человечеству народную песню с таким богатым идейно-духовным потенциалом, украинцы пролагали путь к его душе. В украинских песнях столько эмоционального огня, образного блеска, волшебной мелодичности, что просто дух захватывает. На песенное пение отзываются самые тонкие и самые нежные струны человеческой души. Этим украинцы внесли весомый вклад в обогащение духовности и повышение нравственности человечества.
Важной составляющей успеха в этом деле, несомненно, является наш родной украинский язык. Мы должны гордиться тем, что украинский язык — не только один из самых древних, он входит в первую двадцатку самых распространенных и самых богатых по словарному составу языков мира. Неудивительно, что украинский народ относился с таким уважением, верой и любовью к своему языку, который был ему на тернистых путях скитания в печальном прошлом, говоря словами его лучших представителей, и единственным оружием, и единственной утехой. Этим языком любовались и представители других этносов, которые побывали на Украине и слышали ее напевный, мелодичный язык. Выдающийся российский певец Л. Собинов, приехав в 1926 году на гастроли в Харьков, где он пел в опере Вагнера партию Лоэнгрина, записал такое свое впечатление от украинского языка: «Когда я получил перевод Лоэнгрина на украинский язык и тут же, сев за рояль, пропел знаменитое обращение к лебедю, я невольно закричал: но это же звучит совсем по-итальянски — красиво, звучно, высоко и поэтически». Кто знает, возможно, именно это и вдохновило одного украинского эрудита обогатить наш интеллектуальный багаж таким высказыванием: «Нельзя ходить по родной земле, не зачаровываясь взлелеянным народом в веках языком».
Я мог бы приводить еще немало хвалебных и возвышенных высказываний об украинском языке деятелей науки и искусства разных, близких и далеких нам народов, но довольно и этих, чтобы видеть, как высоко ценили они нетленное сокровище украинского народа, которое наши предки сохранили, несмотря на всевозможные запреты и притеснения, передав нам в наследство. Всем, кто должен сегодня защищать украинский язык, обеспечивать его статус в качестве государственного, советуем задуматься над проницательными строками трогательного произведения писательницы Екатерины Мотрич «Молитва к языку». Обжигая души читателей справедливыми критическими оценками, апеллируя к чувству национального стыда, элементарного человеческого достоинства, автор «молитвы» решительно становится на защиту одного из самых главных атрибутов Украинского государства, признанного всем миром. По-моему, это поучительно.
А возьмем такой украинский вклад в цивилизационное развитие мира, как хлебопашеский. Всюду на планете, где природа богата плодородными черноземами (Россия, Казахстан, Молдова, Польша, Канада, США, Аргентина, Бразилия), живут и обрабатывают землю украинцы — самая древняя хлебопашеская нация мира. Разве можно опровергнуть факты, о которых знает весь мир? За рубежом также хорошо известно и о том, что украинский ученый-селекционер В. Н. Ремесло в послевоенный период совершил настоящую революцию в селекции озимой пшеницы. Именно благодаря его плодотворному труду на Киевщине в 1968 году был основан Мироновский институт селекции и семеноводства пшеницы, который организовали на базе местной селекционно-опытной станции. Применяя новые методы селекции, В. Ремесло вывел целый ряд новых зимостойких и высокопродуктивных с качественным зерном сортов озимой пшеницы интенсивного типа. Самым ценным и самым распространенным сортом оказалась пшеница «Мироновская 808». Она выращивается не только в Украине, но и в Молдове, Беларуси, Казахстане, России, Болгарии, Румынии, Венгрии, Чехии, Словакии, Польше, Германии, Дании, Швеции и других странах мира. Впоследствии в результате проведенной селекции ученый получил новые зимостойкие высокопродуктивные и качественные сорта озимой пшеницы с укороченным крепким стеблем «Мироновская Юбилейная-50» и «Ильичевка», потенциальная урожайность которых составляет 75% и более центнеров зерна с гектара. Интересный факт: еще при жизни в честь выдающегося селекционера земляки в Пирятине установили ему бронзовый бюст. Однако самый величественный памятник он создал себе своими руками, умом и сердцем: мироновскими сортами пшеницы засевается на нашей планете свыше 11% всей площади озимой пшеницы. Таким успехом не может похвастаться ни одна страна мира. Чем не весомое доказательство того, что украинская нация дала миру хлеб? Что ни говорите, а хлеб — основа жизни.
Если развивать эту тему, то стоит сказать и о том, что украинская земля — родина плеяды гениальных инженеров и ученых. В живописном городе Сарны на Ровенщине в украинской семье 1 августа 1924 года родился один из самых талантливых физиков-экспериментаторов современности Георгий Шарпак, в 1992 году — лауреат Нобелевской премии в области физики, награжденный как гражданин Франции, которая стала ему второй родиной. Он навсегда вошел в историю развития физики. Как известный специалист в области атомной энергии, в частности физики частиц высоких энергий, он создал новые детекторы элементарных частиц.
Наша нация в лице генетических украинцев очень много сделала для воплощения в жизнь мечты человечества о звездных полетах. Я хотел бы прежде всего рассказать о талантливом Юрии Кондратюке, благодаря которому удалось совершить невиданный прорыв в области космических исследований. Американцы на космодроме мыса Канаверал установили ему бюст — то ли мраморный, то ли даже золотой! Они словно «вознесли» над космодромом нашего земляка, полтавчанина, выразив ему таким образом свою благодарность. Почему? Факт сам по себе уникален. Джон Хуболт, руководитель программы «Аполлон», сообщил прессе, что полет американских астронавтов, высадка на Луну и возвращение осуществлены по расчетам и схеме великого инженера Юрия Кондратюка, который, оказывается, еще пятьдесят лет назад разработал этот лучший способ достичь соседней планеты. Робота Ю. В. Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств» вошла в сокровищницу мировой технической мысли, ее издавали четыре раза. Первое издание — Новосибирск, 1929; второе — Москва, 1947; третье — Нью-Йорк, 1972. Четвертое издание работы гения (Киев, 1997), осуществленное на его родном украинским языке, оказалось юбилейным: перед текстом стоит «Слово о Юрии Кондратюке» — к столетию со дня рождения. Подпись: «Л. Кучма. Президент Украины».
Тот, у кого есть желание узнать о космическом аспекте нашей истории больше, получит такую возможность, прочитав статью «Почему у нас замалчивают всемирно известных украинских изобретателей?» («Українська газета», № 47 от 28.12.2006), которую подготовил вице-президент Академии наук высшей школы Украины Петр Масляк. Не будем объяснять, какие факторы могли привести к этому, так как это сделано самим автором. Мы приведем из указанной газетной публикации всего один абзац, о чем украинцы, к сожалению, слабо осведомлены: «Теорию космических полетов разработали и претворили в жизнь Засядько, Кибальчич, Циолковский, Кондратюк, Королев, Гнатюк, Глушко, Челомей, Стив Дубчак, Яримович, Янгель, Лозино-Лозинский, Сикорский и другие. В этом списке всех главных проводников освоения космического пространства, как теоретиков, так и практиков, нет ни одного неукраинца (!). Это не может быть случайностью. У нашей нации к этому, очевидно, есть генетическая склонность». Вот свежий пример из нашей новейшей истории, о котором сообщала пресса: «Украинский тяжелый транспортный самолет Ан-225 «Мрія» грузоподъемностью 250 тонн, который эксплуатируется компанией «Авиалинии Антонова», снова внесен в Книгу рекордов Гиннесса. Экипажу вручен сертификат по случаю перевоза самого тяжелого в истории авиации моногруза — генератора и рамы общим весом 186,7 тонны. Оборудование для новой электростанции перевезено из Франкфурта (Германия) в Ереван (Армения)». Занесение в Книгу рекордов Гиннесса — это всемирно признанная награда человеческой гениальности. Такое по силам только талантам, настоящим авиамастерам...
Итак, украинцам есть чем гордиться. Однако у автора нет возможности сказать обо всем, что ими создано и чего они достигли. Рассмотреть в газетной публикации вклад украинской нации в общественное развитие немыслимо, это огромная тема. Хоть бы упомянуть... Возможно, банальная, но неопровержимая истина — у великих нужно учиться. Это важно, персонально важно, особенно для молодых и хорошо образованных. Многие из них осознают, что их будущее зависит не только от унаследованных умственных, интеллектуальных способностей, но и от настойчивости, трудолюбия, непрерывного движения по пути к знаниям и новым достижениям. Без этого человека ожидает серость, будничность или обманчивый достаток потребителя.
Только немногим из людей суждено было стать гениями. Талант от Бога, от рода, а почти все, чего достигает человек, — от образованности, беспрестанного труда и несокрушимой воли. Подвижники общечеловеческого прогресса — выдающиеся украинцы — яркое доказательство этого. Отдадим должное еще нескольким уникальным личностям, они этого заслуживают.
В Париже на одном из надгробных камней выбито: «Серж Лифарь, киевлянин». Настоящее имя этого украинца — Сергей Михайлович Лифарь (родился в 1904 г. — умер в 1986 г.). Эмигрировав в 1923 году во Францию, благодаря своим способностям и огромному труду, ему удалось вернуть мировой престиж французскому балету. Лучше всего в этом убеждают «вехи» звездной биографии нашего земляка. Выдающийся танцор и главный балетмейстер парижской Гранд-Опера (1930—1958), автор более 200 балетов и дивертисментов в оперных спектаклях. Теоретик и педагог балета. Основатель Института хореографии при Гранд-Опера в Париже, профессор истории и теории танца в Сорбонне. Почетный президент Национального совета танца при ЮНЕСКО, Французской академии танца, ректор Университета танца, профессор Высшей школы музыки. Автор многих трудов по теории балета. Ни один из французских деятелей искусства не имел столько правительственных наград, сколько украинец С. Лифарь. Среди них — Золотая медаль Парижа, самый престижный орден Почетного легиона. Когда Шарль де Голль, вручив Лифарю за достижение в развитии балета приз «Золотая туфля» — своего рода балетный «Оскар», предложил ему наконец принять французское гражданство, тот ответил: «Очень благодарен, господин президент, за это предложение, но я никогда не стану французом, потому что я был и буду украинцем». На его родине уважительно к этому отнеслись: в Лозанне, где умер Серж Лифарь, ему установлен памятник, на котором есть мемориальная надпись: «Украина — своему гениальному сыну в честь 100-летия».
Скажете, что этот пример взят из прошлого. Что ж, можно назвать и наших современников, которые способны творить великие и добрые дела. Так, львовский ученый, врач-нейрохирург Андрей Слюсарчук установил новый мировой рекорд — запомнил 30 миллионов цифр. Они были напечатаны в столбик в двадцати томах! Человеку с нормальным мышлением трудно даже такое представить, правда? Но рекорд документально зафиксирован, он был, это факт. Как видим, у нас много поразительно талантливых людей.
Добрым словом хочется помянуть работу, которую осуществил на Южном полюсе украинский полярник Андрей Утевский. То, чего уже в XXI в. достиг этот доцент биофака из Харьковского национального университета им. Каразина, еще много раз будет заставлять людей во всем мире удивляться! Две экспедиции Утевского в Антарктику, где на научной станции «Академик Вернадский» он провел долгие 14 месяцев, составляют целую эпоху в истории человечества — с их помощью украинская наука сделала новые открытия. В частности, он собрал удивительный материал об уникальных представителях флоры и фауны, живущих в условиях вечной мерзлоты — на суше и под водой. В Антарктике Андрей Утевский осуществил почти полторы сотни спусков на глубину более 50 метров. С полюса ученый-биолог привез уникальный фильм — 35 часов подводного видео! Удивительно там буквальное все: от морских леопардов весом в 600 кг до пауков с 15-сантиметровыми лапками и микроскопических рачков и пиявок. О существовании некоторых видов животных и рыб, которые встречаются там под водой, ученые ранее даже не подозревали! Ведь подводных обитателей в этой части Антарктики так детально, наверное, не снимал никто — условия съемок очень опасны. Скажите, разве все это не достойно восторга, удивления и благодарности?
Из тех же людей и скульптор Николай Шматько из Луганска, известный в мире как настоящий «король мрамора». В позапрошлом году на престижном Флорентийском биеннале, где раз в два года в специальной экспозиции выставляются все лучшие произведения современного мирового искусства, Николай Гаврилович был удостоен ордена «Лоренцо Медичи». Во Флоренцию мастер отправил три скульптурных работы. «Билл Гейтс» — бюст бизнесмена, размещенный на диске с названием созданной им фирмы, а диск опирается на шар, символизирующий нашу планету. Вторая работа — «Лугань» (в ее основе парящая в воздухе девушка, волосы которой, спадая вниз, изображают воды реки Лугань). И третья — «Девушка с диском» — одно из самых известных произведений скульптора Шматько. Мраморный диск в руках девушки настолько тонок и отшлифован, что пропускает свет. Этим светом освещается лицо скульптуры, пропорции которого художник, по описаниям историков, позаимствовал у древнеегипетской царицы Нефертити. Но уникальность работы не только в этом: девушка смотрит на лик Христа, который создают мраморные узоры на пронизанном лучами света диске. Своими художественными работами Николай Шматько представлял в Италии всю Украину. До сих пор такой награды, которую в мире искусства уважают наравне с Нобелевской премией, не имел ни один украинский художник.
Первым на планете прыгуном с шестом, которому 13 июля 1985 года в предместье Парижа, на стадионе имени Жана Боуэна покорилась 6-метровая высота, стал донецкий прыгун Сергей Бубка. Он обладатель олимпийского «золота» на Олимпиаде-1988 в Сеуле, шестикратный чемпион мира. В течение целых 20 лет Бубка никому в мире не уступал трон лучшего прыгуна с шестом! Да и 35 мировых рекордов на стадионах и в залах, установленные выдающимся украинским спортсменом за годы прыжковой карьеры, — также уникальное достижение в истории мировой легкой атлетики. Сергей Бубка неоднократно признавался лучшим спортсменом мира. До сих пор никем не побиты его мировые рекорды: на открытом воздухе — 6,14 ( 1994) и в зале — 6,15 (1993). Прославленный украинский спортсмен — член исполкома Международного олимпийского комитета, глава НОК Украины. Под эгидой «Спортивного клуба Сергея Бубки» в Донецке с 1990 года регулярно проводятся международные соревнования «Звезды шеста», которые стали одними из самых популярных в мире. Феноменальному легкоатлету в 2001 году присвоено высокое звание «Герой Украины». У входа на стадион «Локомотив» в Донецке сегодня можно увидеть и бронзового Бубку — такой чести, кроме него, в мире удостоены всего три спортсмена.
И такие примеры можно продолжать. В то же время, мы должны осознать: об украинских национальных гениях, своих героях и пророках, к сожалению, мы знаем очень мало. А потому так важно обеспечить возвращение духовному достоянию нашего народа сотен имен ученых и писателей, выдающихся интеллектуалов из Украины, которые по большей части неизвестны широкой общественности. Вот где, казалось бы, безграничное поле деятельности для Министерства образования и науки Украины, редакций телевидения и радиовещания. Кому же, как ни школе и высшим учебным заведениям, действующим средствам телерадиокоммуникации стать добрым другом и советчиком в жизни, учить учеников и студентов, наших граждан на примерах подвижнического труда славных украинцев, особенно ученых, писателей, их высочайших достижений и открытий, которые изменяли мир, их произведений, которые облагораживают людей...
Во всяком случае, все это необходимо изучать, понять. К тому же, следует заметить, что в развитых странах Запада на уровне массового сознания происходят во многом похожие процессы. Большинство населения США, Франции, Италии, Испании видит сегодня главное достоинство своих стран именно в их «прошлом, культуре, истории», ставит эти ценности даже выше достигнутого ими уровня экономического развития, государственных и общественных институтов или степени овладения достижениями научно-технического прогресса. Не говоря уже о том, что оценка отмеченных достижений напрямую связывается с тем, насколько они соответствуют роли, которую эти нации (на их взгляд) сыграли в становлении и развитии всей мировой цивилизации.
Это я к тому, что человек, прежде всего, должен осознавать свою принадлежность к человечеству. Современное человечество устроено так сложно, что принадлежность к одной его части не следует рассматривать как исключительность, поскольку тогда мы окажемся в плену каких-то ошибочных национализмов... Культура и наука каждой нации принадлежит всем землянам. Но в первую очередь следует отдавать должное своим духовным проводникам и светочам — украинским ученым, новаторам в разных областях производства и творчества, мастерам слова, интеллектуалам с большой буквы — осознавать их вклад в общечеловеческую духовную и материальную сокровищницу. Важно знать свое, чтобы беречь и преумножать приобретенное и идти дальше. Это будет способствовать утверждению национального самосознания у украинцев и нашему единению со всем цивилизованным содружеством.