Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Любовь во времена фаст-фудов

На новой сцене Русской драмы поставили спектакль о настоящих ценностях
24 апреля, 1996 - 20:11
СПЕКТАКЛЬ «ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ» ПОЗВОЛЯЕТ ЗРИТЕЛЯМ ПРИКОСНУТЬСЯ К НАСТОЯЩЕМУ И ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ НЕ ОДИНОКИМ В ТАКОМ ВСЕОБЩЕМ ОДИНОЧЕСТВЕ. ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ЭТОЙ ПЕЧАЛЬНОЙ ЛАВ-ИСТОРИИ — ЭТЕЛЬ БРОКЕЛЕС (НАТАЛЬЯ КУДРЯ) И ГАРРИ (ДАВИД БАБАЕВ) / ФОТО ИРИНЫ СОМОВОЙ

«Последняя любовь» — рассказ о любви, дружбе, вере и о том, чего не хватает человечеству сегодня. Режиссер спектакля — актриса Надежда Батурина, — обратившись к новеллам Исаака Зингера, буквально «проживает» тексты еврейского автора, ищущего ответ на сокровенный вопрос: для чего человек рождается и почему ему суждено умереть? Хотя кажется, главным в спектакле является не мотив познания смысла бытия, а понимание истины, что даже «в мире гамбургеров и хот-догов» (то бишь фаст-фудов), в котором и жизнь проживается наспех, единственной ценностью является любовь. Именно любовь способна ответить и на другие волнующие вопросы.

Мелодрама «Последняя любовь» (именно так жанр спектакля определен его создателями, хотя в нем есть и элементы притчи, и особенности психологической драмы) захватывает зрителей. Уже первый диалог Гарри (Давид Бабаев) и Марка (Вячеслав Лисенбарт) как будто погружает нас в историю жизни уже немолодых евреев, которые пережили много горьких и тяжелых минут, и научились с некой иронией относиться и к себе, и к окружающей их действительности. Чем же так завораживает спектакль? Наверное, своей человечностью. Ведь каждая реплика словно попадает прямо в сердце, и уже после отзывается в философских размышлениях о всяческих смыслах...

Работая с текстами Исаака Зингера, в которых важнейшее место занимают характеры и судьбы, Надежда Батурина создала актерский спектакль: философия автора реализуется через мировосприятие и, конечно же, истории жизни героев.

Гарри — вдовец, ему уже 82. Его жена ушла сначала из его жизни, а потом и вовсе покинула этот мир. Он пережил двух детей, и его одиночество переросло в неумолимый скепсис и даже цинизм по отношению к жизни. Но в его старость вихрем врывается «последняя любовь» — миссис Этель Брокелес (Наталья Кудря), — которая за два дня заставляет Гарри переродиться. И несмотря на то, что женщина добровольно уходит из жизни, Гарри обретает смысл, а еще — веру, дарованную любовью. Эмоциональная «траектория» роли Давида Бабаева чрезвычайно велика: от иронии и цинизма — до ребячества и молодецкого задора, а после сложнейшей драмы человека — и до просветления, понимания главного. И немудрено, что после откровенной язвительности Гарри нервничает, словно юноша на первом свидании, радуется, как беззаботный молодой человек... Он играет большим резиновым мячом, подмешивает в вино виски и танцует, имитируя веселье на еврейской свадьбе. Теперь, с обретением смысла, ему предстоит прожить целую жизнь, чтобы осуществить задуманное и вернуть упущенное. В диалогах с Этель — смешных, трогательных, щемящих — «возвращаются» чувства...

Настоящий, искренний друг Гарри — Марк. Он собирается уезжать в Израиль из Америки и во всем слушается свою супругу. Но этот, на первый взгляд, излишне мягкий человек, — олицетворение дружбы, верности, преданности...

В спектакле все актерские работы по своей эмоциональной и психологической нагрузке — равноценны. Даже небольшая роль соседки Гарри миссис Полли Адамс в блестящем исполнении Александры Смоляровой, на первый взгляд, лишь поддерживающая игровой характер спектакля, его театральность, значима с точки зрения разрешения конфликта. Именно странная и комичная Полли Адамс вручает Гарри прощальное письмо Этель...

Спектакль «Последняя любовь» — очень настроенческий, атмосферный, не требующий дополнительных технических находок или сценографических изысков. Он призван хоть на два часа заполнить душевную пустоту, позволяет прикоснуться к настоящему и почувствовать себя неодиноким в таком всеобщем одиночестве.

Елена ВАРВАРИЧ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ