Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Преблема №1 — преступность

Как развязать узел из политики, экономики и морали
9 апреля, 1996 - 18:54
«1 СЕНТЯБРЯ В КОЛОНИИ» / ФОТО ВЛАДИСЛАВА МУСИЕНКО

Отечественная преступность является особой разновидностью преступности — это преступность кризисного типа. Что это значит? С одной стороны, она порождена социальным кризисом в Украине, а с другой — будучи ее порождением, создает благодатную почву для углубления кризиса. Вывести нашу страну из социального кризиса можно лишь разорвав этот «зачарованный круг». Если его не разорвать, то любые реформы в Украине — политические, экономические, правовые, моральные и тому подобное — обречены на неудачу, что мы сегодня и имеем. Преступность кризисного типа имеет свойство сводить на нет любые добрые намерения реформаторов. В этом ее опасность и особый злокачественный характер. Поэтому количественная характеристика отечественной преступности имеет второстепенный смысл, а первостепенное значение приобретает в современных условиях ее качественная характеристика. Есть достаточно оснований считать, что противодействие преступности в Украине теперь имеет ненаучный, а иногда и антинаучный характер. Из-за отсутствия должного научного обеспечения борьба с преступностью в Украине напоминает поведение «всадника без головы».

Имеют место определенные, естественные закономерности, за которыми существует преступность. Призвание криминологии, как науки о преступности, открывать эти закономерности и предлагать их для использования в практике противодействия преступности. Тогда эта практика перестанет быть противоестественной и антинаучной, то есть нарушением законов, за которыми существует преступность. В частности, так называемая натуралистическая криминология, которая изучает эти естественные законы существования преступности, является основанием для развития в Украине новой концепции противодействия преступности, которую можно изложить в виде следующей формулы: «правовая культура граждан плюс юстиция». Эта формула указывает на существование криминологической закономерности, согласно которой противодействие преступности может быть эффективным только тогда, когда оно будет заключаться в использовании двух факторов: во-первых, деятельности, направленной на повышение правовой культуры граждан — это радикальный фактор и, во-вторых, деятельности в виде юстиции — это паллиативный фактор.

Сегодня, к сожалению, на нарушение формулы «правовая культура граждан плюс юстиция» противодействие преступности сводится к «совершенствованию» юстиции, то есть к фактору, имеющему паллиативный смысл, и совсем не используемому радикальному фактору, а именно: повышение правовой культуры граждан. Это приводит к гипертрофии роли юстиции и атрофии роли правовой культуры граждан в противодействии преступности. Такое противодействие противоречит законам криминологии, и потому обречено быть неэффективным.

Отмеченная концепция подтверждается и опытом в зарубежных странах, в частности, Японии, Швеции, Германии. В мире есть большой опыт противодействия, например, коррупционной преступности, однако он является непригодным для Украины без его научной интерпретации и адаптации с помощью криминологической науки к украинскому обществу. Поэтому сегодня попытки «импортировать» даже самый передовой опыт в Украину окажутся, как правило, неудачными. А все потому, что и в этом случае игнорируется криминологическая наука.

Современная отечественная и зарубежная криминологическая наука имеет достаточно богатый арсенал эффективных инструментов противодействия преступности, который, к сожалению, не используется в Украине. Игнорирование его делает Украину незащищенной от разнообразных порождающих кризисы (так называемых кризисогенных) факторов. В Украине криминальный компонент является фактором всех кризисов — и политических, и экономических, и правовых, и моральных. Иными словами, преступность играет свою значительную роль в существовании любого кризиса. Таков закон криминологии.

Следовательно, выход Украины из кризиса, который поразил политическую, экономическую, правовую, моральную сферы общественной жизни, не может произойти без адекватного противодействия преступности в Украине, которая является преступностью кризисного типа (об этом свидетельствует, в частности, и опыт выхода из состояния Великой депрессии в США под руководством Франклина Рузвельта). Поэтому противодействие преступности в Украине должно быть модернизировано.

Для этого предлагается, в частности, следующее:

1. В Украине в современной ситуации следует реформировать уголовную юстицию на основании введения в практику концепции «активной юстиции» (вместо имеющейся в наличии сегодня «пассивной юстиции»). Эта концепция заключается в следующем. Деятельность государственных органов, уполномоченных на противодействие преступности, должна быть направлена на активное выявление преступных проявлений во всех сферах общественной жизни путем применения для этого не только инструментов, предусмотренных нормами уголовно-процессуального законодательства, но и инструментов, которые есть в арсенале современных социальных технологий. В частности, это касается такого инструмента, как метод «аналитического скрининга» преступности. Этот метод заключается в том, чтобы при помощи анализа социальных (политических, экономических, правовых, моральных) явлений, которые имеют место в общественной жизни, идентифицировать преступность, то есть обнаружить признаки поражения ею тех или иных сфер общественной жизни. На основании идентификации методом аналитического скрининга проявлений преступности в сферах экономики, политики, медицины, образования, земельных отношений, строительства, внешнеэкономической сферы, налогового администрирования, местного самоуправления, правоохранительной деятельности и тому подобное, можно будет обеспечить активную форму уже уголовно-процессуального реагирования на преступные проявления. Таким образом, аналитический скрининг преступности позволяет обеспечить внедрение «активной юстиции».

Еще одним методом является криминологическая экспертиза не только законодательства, но и процесса функционирования различных сфер общественной жизни: экономики, политики, медицины, образования, строительства, внешнеэкономической сферы, налогового администрирования, местного самоуправления, правоохранительной деятельности и тому подобное. Такая экспертиза должна заключаться в выявлении признаков не отдельных преступлений, а признаков наличия преступной деятельности в этих сферах. На основании результатов такой криминологической экспертизы должны осуществляться мероприятия «активной юстиции» (оперативно-сыскные, следственные, судопроизводство).

Для внедрения подобных методов «активной юстиции» следует внести соответствующие нововведения в действующее законодательство.

2. Поскольку сегодня все большее распространение приобретают довольно сложные уголовные «технологии», то деятельность уголовной юстиции должна быть поставлена на научную основу, а также должны внедряться новейшие антиуголовные технологии, в частности, с привлечением специальных научных консультантов, советников и экспертов, введя соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство. Сегодня есть достаточно оснований считать, что научные достижения еще недостаточно используются в практике противодействия преступности, как одна из причин ее неэффективности. Следовательно, еще одним элементом модернизации противодействия преступности должна быть «науковизация» (научное обеспечение) уголовной юстиции.

3. Как свидетельствует практика, сегодня имеют место злоупотребления институтом освобождения от уголовной ответственности, особое распространение это приобрело в отношении должностных (служебных) лиц, которые совершили преступления. Существование этого института является неоправданным, его нет в законодательстве европейских стран. Кроме этого, существование в действующем Уголовном кодексе Украины института освобождения от уголовной ответственности не согласовывается с положениями ст. 62 Конституции Украины. Исходя из этого, предлагается: 1) ликвидировать институт освобождения от уголовной ответственности; но 2) усовершенствовать в связи с этим институт освобождения от наказания.

4. Поскольку современная преступность в Украине является особым видом преступности — кризисогенной преступностью, то для обеспечения эффективной антикризисной политики в Украине она должна быть признана политической проблемой №1. Та политическая партия, которая будет способна решить эту проблему — будет способна вывести Украину на путь социального прогресса. Для обеспечения соответствующего научного уровня противодействия преступлениям, которые сводят на нет любые реформы в Украине, следует создать вневедомственное научное учреждение (со статусом общенационального) Институт политической криминологии, либо в другой форме создать условия для проведения исследований в отрасли политической криминологии.

5. В Украине должна быть введена государственная программа по формированию антиуголовной культуры граждан Украины (с учетом, в частности, опыта реализации подобных программ в Польше, Италии, Гонконге, Сингапуре и тому подобное). Без формирования такой культуры у граждан, которая является основой криминологической безопасности в обществе (как важнейшего элемента национальной безопасности), никакие реформы уголовной юстиции не будут эффективны.

6. Модернизация противодействия преступности должна быть обеспечена соответствующей подготовкой (и переподготовкой) кадров, способных реализовать потенциал «активной юстиции». В частности, следует внедрить специальную государственную программу стажировки за границей с целью освоения работниками органов уголовной юстиции Украины передового опыта противодействия преступности в мире. Следует также разработать меры по внедрению этого опыта в Украине (например, опыта Литвы, Италии, Франции, Финляндии и тому подобное).

7. Для обеспечения модернизации противодействия преступности в Украине, и, в частности, модернизации уголовной юстиции Украины, следует образовать специальную, вневедомственную (то есть со статусом национальной) постоянно действующую (вплоть до окончания реформы) как государственный орган Комиссию по реформированию системы противодействия преступности в Украине. Эта комиссия должна быть наделена полномочиями единого консультативно-экспертного органа, на которого возложена ответственность за консультативно-экспертное обеспечение в Украине политики в сфере противодействия преступности и криминологической безопасности как важного компонента национальной безопасности.

Это только часть тех предложений, которые может предложить криминологическая наука для модернизации противодействия преступности в Украине.

Александр КОСТЕНКО, доктор юридических наук, профессор, заведующий отделом проблем уголовного права, криминологии и судоустройства Института государства и права им. В. Корецкого НАН Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ