7 апреля в киевском Доме учителя состоялась встреча с писательницей и культурологом, профессором Римского университета «Ла Сапьенца», лауреатом Шевченковской премии этого года Оксаной ПАХЛЕВСКОЙ. Предметом обсуждения стала ее публицистическая книга «Ave, Europa!», впервые представленная в переполненном Украинском доме в январе прошлого года. А точнее: по силам ли украинскому обществу прощальное «Ave, Europa!» (как вырисовывается на сегодня) превратить в приветственное. «Камо грядеши?» —таким выражением можно определить тему нашего разговора, — начал блестящий ведущий вечера литературовед Владимир Панченко. — Причем, в наших реалиях этот вопрос очень часто напоминает гамлетовскую форму: быть или не быть». «Во время Второй мировой войны Александр Довженко писал о том, что Украина стала полем битвы для целой Европы, — подхватил тему бывший посол Украины в США Юрий Щербак. — Очевидно, он имел в виду стратегическое значение нашей страны. Сегодня (к счастью, без крови) ведется серьезная борьба за Украину. Прежде всего, за ресурсы, которые в ХХІ веке будут определять ее роль в мире. Это разворачивается на фоне продуктового обнищания, когда в 30-ти государствах вспыхнули голодные бунты и беспорядки. А также и за человеческие ресурсы. В частности, за интеллектуалов и молодых украинцев, в подавляющем своем большинстве являющихся образованными и европеизированными. Собственно, книга Оксаны Пахлевской — взгляд на страшный ХХ век и прогнозы на век ХХІ. Она — о выборе. Между свободой и несвободой, украинским индивидуализмом и коллективизмом орды, толерантностью и агрессивностью. О драматичном сосуществовании двух Украин: европейской и советско-российской. На вопрос «Кто виноват?» необходимо честно сознаться — мы. А спрашивая «Что делать?», в ответ слышим «Учиться и бороться!» Автор дает интересные конструктивные советы относительно интеллектуально-духовного сопротивления. Ведь, как известно, культура — чрезвычайно важный элемент в системной борьбе». «Да, Европа нужна Украине, — продолжил известный экономист, член Римского клуба Богдан Гаврилишин. — Но и Украина может много чего дать Европе. Например, между украинцами еще есть искренность в общении... Знаете, на оранжевый Майдан мы вышли требовать не повышения зарплат или социальных выплат, как выходят на забастовки во Франции или Греции, разбивая витрины супермаркетов и поджигая машины. Мы отстаивали морально-этические ценности... И при этом были вежливыми, толерантными и солидарными. Вот это для меня — мой народ. Поэтому мы должны идти в Европу, твердо веря в себя. Вспоминаю, когда в центре Женевы пел полтавский хор «Калина», большинство швейцарцев, пришедших его послушать, плакали. До этого никто никогда не видел, чтобы швейцарцы плакали. Другими словами, наша культура богата, она настоящая. И она будет частью той интеллигентной европейской культуры!» «Книга имеет большое значение, — заметила главный редактор «Дня» Лариса Ившина. — Не даром много изданий, не только общественно-политических, уделяют большое внимание книжным новинкам. Обнадеживающий знак времени. В информационном мусоропроводе люди хотят найти лоцию, которой можно руководствоваться и доплыть к чему-то стоящему. Мне было чрезвычайно приятно читать письма в программе «Диалоги» на канале «Культура», в которых читатели спрашивали, где можно приобрести книгу «Ave, Europa!» или просили просто поговорить о ней. Это свидетельствует о том, что люди нуждаются в живом интеллектуальном общении. Мы должны в разных формах постараться этот запрос удовлетворить. Я согласна, что и Европа нужна нам, и наоборот. Но мы должны осознать, в каком состоянии пребываем в настоящее время. Ведь весь этот большой выбор возможностей привел к тому, что на этом открытом пространстве все предыдущие годы мы часто выбирали худшее. И оказались незащищенными собственным национальным иммунитетом. Очевидно, государство должно позаботиться о том, чтобы создать элементы защиты — чтобы не получилось так, что мы живем в проходной комнате. Все эти разговоры о том, что Украина должна быть мостом... Эту лексику нужно убрать из нашего общения. Мосты разводят, взрывают. Важно построить полноценное общение с Европой и миром, основывающееся на ценностях. Оксана в своей книге изложила много интересных мыслей, переводящих нас, можно сказать, из постсоветского мира в другой — цивилизованный европейский. По моему мнению, чтобы Европа нас лучше поняла, мы должны поставить «на ноги» свое интеллектуальное производство. Как писал Джеймс Мейс, украинцы не должны очутиться в яме глобализации, не успев вырастить и не имея возможности защитить национальные ценности. Иначе они будут смяты катком мощных информационных влияний. Поэтому защищайте и любите свое разумное и лучшее!»
Наконец-то выступила и автор книги «Аve, Europa!». Пани Оксана говорила тезисами. Немало поднятых ею тем уже обсуждалось в ее интервью на страницах «Дня». Поэтому предлагаем на наш взгляд наиболее концентрированные мысли. «Европа — прежде всего пространство свободы и ответственности за эту свободу. Эти категории бытуют на протяжении нескольких тысячелетий, начиная с Древней Греции. Европа — не столько географическое понятие, сколько, прежде всего, культурное. И нужно сказать, что на протяжении веков границы Европы менялись. Всегда стоял вопрос Европы и не-Европы. Европа — это и пространство закона, интеллекта и творчества. Также и критическое мышление, заключенное в постоянном органическом умении переформатировать себя, пересматривать собственную историю. Семюель Хантингтон в своей известной книге «Столкновение цивилизации» написал, что разделение на цивилизованный и нецивилизованный мир, где человек является рабом власти, институций, ситуаций, проходит по Днепру. Другими словами, на территории православия и ислама не может пустить корни демократия. Следует отметить, что у украинского православия по сравнению с русским — совсем другие традиции. До XVIII века, пока оно не было уничтожено русской церковью, у него было абсолютно европейское антропоцентрическое измерение. Как мы видим, на протяжении веков существует оппозиция Европа — Евразия. За последние пять лет обострились отношения между Россией и Украиной. В действительности, они обострились между Европой и Россией. Потому что европейский выбор не присущ последней, и она воспринимает эту традицию как возможность собственного распада как государства. Если бы в России в настоящий момент произошли демократические изменения, она стала бы не экономическим, а идеологическим партнером Европы, мир бы изменился. Европа — это также и пространство исторической памяти. Однако память не должна морально уничтожать, вгонять в депрессию. Память должна побуждать к жизни. Я желаю вам победы над всеми проблемами, вынуждающими нас чувствовать себя вдали от Европы. Польша, Чехия, Венгрия шли в Европу, чувствуя себя украденной Европой и веря в свою европейскую культурную основу. Только таким путем можно делать цивилизационный выбор».
Невзирая на центральную проблематику, прозвучало еще несколько не менее важных и глубоких тем. В частности, о необходимости делать добро и умении быть благодарным. Они естественно возникли из рассказа Лины Костенко о личной истории. «Присутствие одного человека в зале спровоцировало меня на воспоминания, — начала Лина Васильевна. — Это воспоминание входят в мои мемуары, где я называю все фамилии. Оксана из-за меня много пережила. Ее не приняли в Киевский университет. Для того чтобы шел стаж, она работала в приемной комиссии секретарем. А когда декан узнал, что моя дочь там работает, сказал знакомому, помогавшему ее трудоустраивать: «Ты что, под меня мину закладываешь?!» Мы вынуждены были отправить ее учиться в Московский университет. Потом она работала в Институте литературы, где ее отправили в аспирантуру в московский Институт литературы — здесь не было профессора-италоведа. Ее направили туда с целевым назначением. То есть, если бы она сдала экзамены на «3», все равно возвратилась бы в Украину. Но в Москве стояла задача поставить «2». И Оксана, у которой были все «5», получила «2» по марксизму-ленинизму. Был такой Бялик. Вот он один на один с ребенком, выучившим наизусть Ленина. Говорит: «Вы искажаете Ленина». Чем я могу ей помочь? У меня не было выхода. Я обязана была что-то предпринять, чтоб у Оксаны приняли экзамен в любом городе Советского Союза. Чтобы только не в Москве и Киеве. С этой просьбой обратилась к Павлу Загребельному. Загребельный сказал, что помочь ничем не может, а вот в Академии Наук есть очень порядочный человек. Этот «порядочный» мужчина продержал меня в приемной три часа. Всячески улыбался, но и пальцем не пошевелил. Так начиналась научная работа Оксаны Пахлевской. А теперь все в порядке. Но, возможно, стоило все это пройти, чтобы понять, какие у нас люди бывают и как они любят унижать».
В конце Лина Васильевна поблагодарила за финансовое содействие в издании книги «Ave, Europa!» украинского швейцарца Богдана Гаврилишина и киевлянина Йосифа Зисельса. (Свыше полутора десятка «патриотов» ей в этом отказали).
Фактически, конец марта и начало апреля подтвердили запрос на интеллектуальное общение в нашем обществе. (Речь идет, прежде всего, о презентациях книг Лины Костенко «Берестечко» и «Гіацинтове сонце».) Причем, среди разных поколений. Так, недавно Оксана Пахлёвская прочитала лекцию «Украина — Европа: возможна ли встреча?» в Киевской детской академии искусств. После нее, правда, звучали слегка наивные вопросы, но это было живое и искреннее общение. Учитывая авторитет пани Оксаны, может, уместно было бы и эту встречу провести, например, в Киевском военном лицее им. Ивана Богуна. Ведь у Дома учителя есть своя публика, часть которой, наверное, уже была на презентации книги «Ave, Еuropa!»
И еще. На этой встрече выступающие делали акцент на необходимости гражданской активности. На таких дискуссиях и может родиться идея создания интеллектуального клуба (она уже витает в воздухе), на заседаниях которого профессионально обсуждались бы жизненно важные для Украины вопросы. Очевидно, в таких обсуждениях и появится та критическая масса, к которой рано или поздно будет прислушиваться власть.