Украинская неделя моды подчинилась ритму глобального мирового подиума. В европейском фешн-календаре Киев стоит в очереди сразу после Парижской недели моды, которой предшествуют Нью-йоркская, Миланская, Лондонская. Следовательно, главное украинское модное событие стартует тогда, когда слово главных европейских фешн-столиц уже повисло в воздухе, а каким будет наиболее популярный образ следующей осени-зимы уже известно. Украинские тенденции отвечают мировым взаимностью, но среди наших талантов все больше появляется тех дизайнеров, которые определенным образом ориентируясь на тенденциозность, прежде всего, подчинены своей индивидуальности, своему мировоззрению, своему уровню понимания мира. Ведь тенденции — вещь, в сущности, достаточно условная, и в действительности лишь от уровня дизайнера зависит, как он интерпретирует, например, актуальную милитаристскую тему. Вариантов здесь существует безграничное количество. И где-то в водовороте этой творческой безграничности мода и приближается к искусству.
Первый день-открытие Украинской недели моды традиционно считается «ударным». Именно в этот день среди гостей показов больше всего публичных лиц. И именно тогда свои коллекции традиционно представляют корифеи украинского подиума. В частности, Лилия Пустовит и Виктория Гресь.
В последнее время к ним присоединилась также Ольга Громова, которая, вернувшись на модную арену после многолетнего перерыва, сразу попала в «первую лигу».
26-я Украинская неделя моды оказалась в очень своеобразном и показательном событийном обрамлении. С одной стороны, открывает ее показ Лилии Пустовит (напомним, что именно ее творчеством сегодняшняя украинская мода в значительной степени определена и предопределена), особенный не только благодаря безукоризненному качеству одежды, но и особой энергии и атмосфере, а будет закрывать — благотворительный проект, инициированный УНМ и фондом «АНТИСПИД». Конечно, в течение недели, которая проходит между этими событиями, хватает и смелых экспериментов, и откровенного эпатажа, и провокаций, но именно начало и завершение УНМ является для него показательными. Потому что, с одной стороны, многие из украинских дизайнеров постепенно становятся «вещью в себе», а с другой — УНМ все более углубляется в общественные процессы, но не беспомощно растворяется в них, а, цементируясь, тянет их вперед и вверх.
ОДУХОТВОРЕННОСТЬ И ОБЕЗЬЯНЬИ ГРИМАСЫ
Вполне можно понять тех, кто привык относиться к моде скептически. Ведь она дает немало поводов для такого восприятия. Но тем, кто категорически отбрасывает все, что касается сферы «фешн» как ограниченное, стоит остерегаться собственной близорукости. Потому что, обращая внимание на модные тенденции, можно увидеть не только то, во что будут одеты модницы следующего сезона, но и в известной степени диагностировать состояние общества, в котором творит тот или иной дизайнер. Но только тот, который не устает развивать себя, который интересуется миром — и окружающим, и своим внутренним.
Дизайнер Федор Возианов, точно так же как и его последняя коллекция, говорит о «закрытости, сосредоточенности и работе над собой» как о главных современных состояниях. Об этом говорят и цвета коллекции: самоуглубленный черный, философский и замкнутый серый. Интересно, что подобное умонастроение пронизывает и новую коллекцию Лилии Пустовит, вдохновением для создания которой служили камни — тот герой окружающего мира, который для нас является слишком привычным, а потому обычно остается недооцененным. Камни продиктовали именно то самоуглубленное (что может быть более самоуглубленным, нежели тысячелетние горы?) настроение, а заодно — и цветовую гамму — неспешную и задумчивую — от угольного черного к «поросшему мхом» зеленому. Образы, как всегда у Лилии Пустовит, крайне женственные и даже беззащитные, но в них ощутима буквально каменная твердость в намерении осознать сущность вещей и мира.
Возвышенной до абсолюта показалась коллекция Ирины Каравай, очевидно, одна из самых выдающихся этой весной. Всегда разноцветная и беспричинно радостная Каравай вдруг превратилась в одухотворенную и чуть ли не набожную — благодаря вдохновителям — архитектуре древнего Киева и Софии Киевской. Крайне сложная коллекция, но без каких-либо избыточных и навязчивых деталей, она кажется безукоризненной. В ней — монохромность цветов «Небесного Царства» — чистый белый и просветленный голубой, уже знакомая нам самоуглубленность — в серой гамме и простом силуэте. Чистый, уравновешенный образ.
Но это только одна сторона взаимодействия моды и искусства. На обратной стороне модной медали искусство демонстрирует свои обезьяньи гримасы. Так, в рамках Недели моды проект «B.A.D.» при участии известного контемпорари-художника Ильи Чичкана представили дизайнеры Светлана Бевза и Ольга Аленова. По словам авторов проекта, его концепция заключается в единстве миров искусства и моды. В его основе — разработанные дизайнерами футболки — мужская и женская, на которых в качестве принтов использованы мартышки, ставшие характерными для творчества Чичкана.
У Ирины Каравай видим единение моды и архитектуры, в проекте «B.A.D.» — моды и живописи, но, невзирая на то, что в обоих случаях задействовано, как кажется сначала, высокое искусство, на выходе видим совсем разные эффекты.
МОДА В УКРЫТИИ
В отличие от сферы наивысшей, политический Олимп для украинской моды всегда был полностью в зоне досягаемости. Об этом традиционно свидетельствуют первые околоподиумные ряды, на которых всегда предостаточно политиков. Но до вмешательства вопросов общественно-политических в творческий процесс пока дело не доходило. Если, конечно, не учитывать кризис, который несколько сезонов тому назад ворвался в модный мир вместе с соответствующими надписями на футболках от Алексея Залевского. В этот раз двое наших дизайнеров замахнулось на темы непростые и контраверсионные. Алена Даць связала коллекцию с НАТО, а Оксана Караванская — с УПА.
Инициатором «Евроатлантической коллекции» Алены Даць стал Институт мировой политики, который пришел к выводу, что тема НАТО несколько залежалась в тесных чиновнических кабинетах, а потому нуждается в свежем неполитичном взгляде. На тему коллекции указывали, прежде всего, аксессуары с использованием четырехугольной звезды (изображенной на флаге Альянса). Но была здесь и более тонкая символика — двусторонняя ткань, которая символизирует две стороны восприятия тем НАТО: голубой — реальное (ведь этот цвет отвечает цветовой гамме Альянса) и черный — стереотипное.
— Продвижение к евроинтеграции имеет разные измерения, — отметил в комментарии «Дню» экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко, который стал одним с гостей показа. — И это — одно из таких измерений. Ведь нет необходимости говорить на тему НАТО только прямо, нужно искать другие интересные формы, через которые можно доходчиво и доступно ее показать.
— Сегодняшнее событие действительно далеко от политики. И именно поэтому она будет способствовать большему пониманию того, что такое НАТО, — сказал «Дню» посол Грузии в Украине Григол Катамадзе.
Вскоре Институт мировой политики собирается организовать аукцион, на котором будет продано 10 эксклюзивных нарядов из «Евроатлантической коллекции». А на вырученные средства несколько студенческих лидеров посетят штаб-квартиру НАТО и Европейскую Комиссию.
Другим проявлением неравнодушия подиума к тому, что происходит в стране, стала коллекция Оксаны Караванской, которую дизайнер посвятила военной романтике УПА. Конечно, относительно качества раскрытия темы в коллекции дизайнера спорить можно. И спорить стоит. Как и относительно того, на «плюс» или на «минус» срабатывает такая, несколько упрощенная, интерпретация этой темы. Но сам факт того, что «легкомысленная» мода пытается заползти в совсем негламурные уголки и ищет свои эталоны военной романтики в своем же доме (отбросив в сторону Деми Мур и Солдата Джейн), это уже является «зеленым сигналом», который свидетельствует: лед тронулся. Теперь — только вперед и вверх!
Сегодня 26-я Украинская неделя моды завершается. Заключительным этапом в ее основной программе станет общий проект Ukrainian Fashion Week и Фонда Елены Франчук «АНТИСПИД». К благотворительному дефиле приобщат свои творческие силы почти все украинские дизайнеры-участники УНМ. Напомним, что в целом в рамках UFW свои коллекции представило больше 40 дизайнеров, среди которых как украинские, так и зарубежные имена. Детальнее о главном модном событии страны и тенденциях, которые предлагают дизайнеры к сезону осень-зима 2010-2011, читайте в ближайших номерах «Дня».