Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От «Битлз» до Маруси Чурай

Ансамбль старинной музыки воспроизводит аутентичные шедевры
12 марта, 2010 - 00:00
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АНСАМБЛЕМ СТАРИННОЙ МУЗЫКИ

Странствовать по векам в поиске понимания эпох, которые создавались человеческими цивилизациями, помогает музыка. В ней, как в тончайшем проявлении духовного, выражается характер эпохи. Такими знатоками музыки веков, перед которыми открывается завеса таинственности прошлого, являются музыканты Ансамбля старинной музыки — Константин Чеченя, Вадим Шевчук и Александр Савченко. Они объединились, чтобы воспроизводить старинную музыку с максимально возможным приближением к оригинальной. Ансамбль знает, как звучит эпоха Возрождения в Италии, какие звуковые тональности барокко и рококо, как в Англии, Франции, Германии, так и в Украине. Исполняя музыку на аутентичных инструментах — колесной лире, лютне, народной бандуре, флейте — музыканты переносят слушателя в эпохи Данте, Леонардо да Винчи, Людовика IV или Генриха VII.

На днях в киевском Доме учителя прошел кобзарский вечер, посвященный памяти Николая Будника. Об особенностях исполнения аутентичных произведений «Дню» рассказал руководитель ансамбля, гитарист, композитор, педагог, доцент Института искусств Национального педагогического университета им. Драгоманова Константин Чеченя.

ПУТЕШЕСТВИЕ В КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ МУЗЫКИ

К своему увлечению старинной музыкой Константин пришел через «болезнь» группой «Битлз». Как молодежь 60—70-х годов под влиянием этой группы, юноша загорелся огромным желанием создать самому музыку, отличающуюся от уже наработанных традиций. Он поступил в Киевское музыкальное училище им. Р. Глиэра и начал поиски чего-то «своего». В своем восторженном юношеском творчестве пытался быть оригинальным: писал музыку, используя не только полутона, но и четверть тона, как в восточной музыкальной традиции. Молодецкий запал несколько присмирили преподаватели и композиторы училища, которым Константин демонстрировал свои работы. Они советовали, прежде чем искать новое, надо проштудировать достижения наследия, чтобы не делать непроизвольных повторов, не изобретать заново уже существующее и заручиться багажом для новых произведений.

— Как добросовестный студент я принял во внимание этот совет и начал с теории — изучал книги по истории старинной музыки, слушал пластинки, а продолжил уже более серьезные поиски в архивах Польши, Германии и других европейских странах. Славяне всегда были скромными и, подобно тому, как в иконописи автор не подписывался, так и в старинной украинской музыке преобладала анонимная традиция. В то время как у французов, так и у педантичных немцев все подписано до пустяков. Но я убежден, что у каждой песни есть свой автор, как у «народной» песни «Їхав козак за Дунай» автор Семен Климовский или Маруся Чурай автор песен о Грице, — рассказывает Константин Чеченя. — Материала и исполненных музыкальных произведений было достаточно для написания диссертации, которую оформил и защитил под названием: «Инструментальная музыка в Украине второй половины XVI — середины XVIII в. и проблемы аутентичности в исполнительской культуре».

Теоретические поиски привели к встречи с киевским композитором Святославом Крутиковым, который и занимался в то время аутентичной музыкой. Так с 1980 года началось мое путешествие в культурное наследие мировой и украинской музыки. Тогда со своим молодецким запалом я подумал, что быстренько переиграю музыку с самых давних времен до современности и, имея такой багаж, буду писать неповторимую, свою. И так вот уже 30 лет не могу ее переиграть, можно сказать, что ныне нахожусь где-то посредине эпохи Ренессанса и к времени барокко основательно еще не дошел. Всякий раз увлекаюсь, настолько эта музыка интересна, оригинальна, я бы сказал, авангардна, что и не снилось современным композиторам. Например, уникальные звуковые и ритмичные соединения, когда одновременно в разных размерах исполняется мелодия и при этом на разных языках поется песня.

Наше кредо — воссоздание именно украинской древности. Сегодня для страны характерна тенденция движения в Европу. А между тем на старинной музыкальной традиции можно проследить, что Украина имеет неизменные европейские традиции, европейскость музыкального пласта нашего государства очевидна. Если играть рядом с европейской музыкой XVI века украинскую, то значительных различий не заметишь. Украинская инструментальная музыка подобна и польской, и немецкой музыкальной традиции. В европейских мелодиях можем найти много и структур, и ритмики, которые достаточно близки к украинским, то есть такие же европейски качественные и интересные. Я даже делал такие эксперименты — давал для музыковедов прослушивать польскую, французскую и украинскую мелодии — никто стопроцентно не мог определить, какая из них — украинская. Возможно, еще и потому, что я искал в тех культурах что-то близкое себе, ибо понятно, что в вокальной традиции чувствуется более существенное различие...

Только начиная с XVII века, явно выкристаллизовались музыкальные традиции по национальным признакам. Конечно, в каждой стране есть свои оттенки звучания, в зависимости от темперамента и менталитета народов. Например, немецкая музыка более сложная и четко подчинена уму. Ритмы, интервалы народной музыки зависят, например, от природной среды. Так, будут отличаться тембры народов горных районов от лесных или степных. Для нас, преимущественно степовиков, характерны более плавные мелодии, менее контрастные сопоставления. Однако если взять колыбельные, то у всех народов они более спокойные. Чувства, которые передаются во время качания младенца, довольно похожи, — они спокойны, исполнены любви.

В выражении любви Украина по диапазону передачи чувств похожа на Южную Францию, но у нас эти переживания более экзальтированны, когда действительно плачешь, исполняя исторические песни или любовную лирику. У немцев или англичан музыка о войне не так сильно пронимает нас, а вот в украинской лирике спектр чувств шире.

НАСТОЯННОЕ ВИНО МУЗЫКИ

Константин Чеченя известен и как композитор, который написал музыку к фильмам «Стоит явор», «Капитанша» по произведениям Т. Шевченко и др.

— Если сравнить написание музыки с открытием-возвращением музыки, которая не звучала в течение трех-четырех веков, и взвесить на весах, что более важно, то перевесят не мои писания, а эта возвращенная к современному слушателю музыка, — признается музыкант.

Самую давнюю музыку, которую исполняет ансамбль, относят к VІ веку до Рождества Христова. Константину Чечени приятно, что какой-то целевой аудитории у ансамбля нет. Это и молодежь, и старшие люди. Воспринимается аутентичная музыка иногда диаметрально противоположно; для старшего возраста — она кажется успокоительной, а молодежь ее чувствует как средневековый рок, под который можно было танцевать. Своим творчеством музыканты показывают, что аутентичная музыка — не музейный экспонат, не покрытая слоем пыли, а абсолютно живая и пригодная не только для постановок исторических фильмов или спектаклей, но и вполне приемлема в современном аудиопространстве. Свыше ста произведений украинской и западноевропейской аутентичной музыки Ансамблем старинной музыки записаны в фонды украинского радио. Вместе с тем они выпустили в свет девять компакт-дисков, в том числе — с песнями в исполнении Нины Матвиенко.

Во времена невероятного технического прорыва, как ни странно, грандиозные открытия в музыке так и не произошли, техника стремится ворваться в музыку, сделать ее более механической. А вот аутентичные мотивы можно использовать как музыкотерапию. В этом смысле они, как хорошее вино, отстоялись в веках. Известно, что, например, звуковые волны, которые отвечают ноте «ре», лечебно воздействуют на дыхательные органы.

— Наш ансамбль во время репетиций постоянно чувствует на себе целебное влияние старинной музыки. Действительно, после игры становишься словно чище, — говорит Константин Чеченя. — Иногда перелопачиваешь сколько музыки, и понимаешь, что лучше ее не выносить на широкую общественность, ведь это большая ответственность. К сожалению, не каждый наш композитор или поэт понимает это и ради эпатажа издают произведения «больные» или уродливые, не задумываясь над последствиями, которые несет этот звук, это слово. Слушая современное радио, жалею, что на станциях нет опытных редакторов. Нужно более профессионально к этому относиться, приоритетом определять не то, что мне нравится, а что и для кого это прозвучит. Сегодня тенденция к равнодушию — все ровно «съедят» и такую музыку. А поэтому культура «потребления» музыки у нас просто ужасная, что-то вроде того, если шоколад покрошить в борщ.

ИНСТРУМЕНТЫ С ФРЕСОК СОФИИ

В вопросе исполнения старинной музыки наряду с талантом музыканта первостепенную роль играет и аутентичный инструмент, на котором воспроизводятся давние произведения. По тогдашним картинами, чертежам, как правило, и находят себе новую жизнь музыкальные инструменты. А вот некоторые из инструментов времен Киевской Руси — лютню, флейту, ударные — реставраторы воспроизвели по фрескам «Музыкантов» Софии Киевской. На очереди орган, для восстановления его уже готовы и необходимые чертежи, однако дело упирается в финансы. В целом до наших времен дошли музыкальные инструменты, сделанные не позже XVII века. Среди них так называемая барочная гитара с пятью двойными струнами, которую сделал в свое время Антонио Страдивари. Из более давних времен до нас дошла и лютня, уд, колесная лира, блок-флейта, которые и стали для Ансамбля старинной музыки орудиями их творчества. Досадно, что сейчас судьба дальнейшего развития изучения старинной музыки под вопросом.

— Сегодня проблематично готовить новое поколение лютнистов из-за нехватки инструментария и высокой стоимости его изготовления, — говорит К. Чеченя. — В Польше, например, есть школы и Академия старинной музыки, где готовят разных специалистов. В Украине этого нет, есть только отдельные попытки, однако они, как правило, становятся недееспособны из-за отсутствия финансирования.

Значительную работу в изготовлении и реставрации древних инструментов выполняет сегодня Киевский кобзарский цех, деятельность которого возрождена усилиями известного кобзаря, бандуриста, мастера народных музыкальных инструментов Николая Будника. У мастера был особый талант — сделать инструмент так, чтобы он «дышал в руках» по давним традициям, когда создание инструмента начинается еще с особого метода выбора дерева, его высушивания, а затем тесания, все это фактически напоминает мистическое действо. Именно такие инструменты дают возможность Ансамблю старинной музыки донести к современнику мир наших предков.

Юлия ЛИТВИН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ