Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинцы в Италии: потеря или приобретение для Украины

Представители Украинской греко-католической церкви провели круглый стол, посвященный проблемам мигрантов
7 февраля, 1996 - 20:09
ИТАЛИЯ, НЕБОЛЬШОЙ ТИПИЧНЫЙ ДЛЯ ЦЕНТРА СТРАНЫ ГОРОДОК БЕНЕВЕТО, ЛЮБИМОЕ МЕСТО ОТДЫХА ГОРОЖАН — ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАРК. НАША СООТЕЧЕСТВЕННИЦА СЮДА ХОДИТ РАБОТАТЬ: ОНА СЛУЖИТ НЯНЕЙ. А ДОМА ОСТАЛИСЬ СВОИ... / ФОТО АЛЕКСАНДРА БУКОВСКОГО

«Как показал 120-летний опыт предыдущих волн украинской эмиграции, сохранением тождественности украинцев за пределами Родины обязаны украинской церкви, вокруг которой всегда собирался украинский народ, укрепляя и передавая свою веру и надежду», — эти слова блаженнейшего Любомира, главы Украинской греко-католической церкви, сказанные 19 ноября 2006 года во время божественной литургии в Милане по случаю 5-летнего юбилея со времени основания греко-католической общины имени священномученика Юсефата, содержат глубокий вывод, оценку деятельности церкви в течение долгого времени. Они являются актуальными и для нынешних времен, ведь и ныне церковь объединяет, становится едва ли не единственным центром украинцев на чужбине и именно она часто напоминает украинцам за рубежом, что они являются украинцами. Справедливости ради можно утверждать, что церковь пошла далее — она инициирует изучение статистических данных, предлагает разрешение многочисленных проблем и пытается влиять на правительственные решения.

Насколько серьезно относится УГКЦ к теме миграций говорит тот факт, что она даже объявила День мигранта в УКГЦ. В соответствии с решением 33-й сессии Синода Епископов Украинской греко-католической церкви в Украине это — первое воскресенье после Рождества. В начале этого года Комиссия «Справедливость и мир» УГКЦ организовала открытый круглый стол, который вызвал большой интерес не только у представителей церкви, но и общественности. Теперь в повестке дня — выработка серьезной концепции деятельности УГКЦ, направления которой обсуждались уже после круглого стола на совещании у блаженнейшего Любомира Гузара, которое собрало председателей всех комиссий УГКЦ и руководителей монашеских общин. Но только ли церковь должна заниматься нашими гражданами за границей? Мнения людей, близких к церкви, которые к тому же являются хорошо знакомыми с проблемами мигрантов, возможно, станут отправной точкой и для других лиц, причастных к правительственным решениям и общественным инициативам…

ТЕ, КТО ОСТАЕТСЯ ДОМА

Отец Роман ФЕДЬКО, социальный работник «Каритаса» Самборско-Дрогобычской епархии УГКЦ:

— Конечно, украинские эмигранты за границей встречаются с огромными трудностями. Однако совсем нелегко украинским семьям, приехавшим сюда на заработки. Среди самых главных проблем, которые, по моему мнению, требуют неотложного решения, это проблемы разрушения украинских семей, отсутствия воспитания детей, духовная и моральная деградация. Не секрет, что семьи, в которых отец или мать поехали на заработки, развалились. Долгие разлуки не добавляют позитива. Что касается воспитания, то даже полноценные семьи не всегда уделяют этому надлежащее внимание. Что уже говорить, если семья остается без матери или без отца. Часто дети остаются на попечении бабушки или дедушки, а оба родителя едут за границу. Таких детей сразу видно: по их глазам, по тому, как они одеваются, ведут себя. Пьянство — эта проблема касается многих семей, и если отец в Украине, который должен заниматься воспитанием, поддерживать семейные отношения, деградирует, спивается за свои или высланные из-за границы деньги, то здесь также нужно бить тревогу.

До сегодняшнего дня в нашей Самборско-Дрогобычской епархии мы трижды непосредственно сталкивались с семьями эмигрантов. Первый случай, когда летом 2005-го года по инициативе отца Василия Поточняка был проведен в Дрогобыче съезд эмигрантов, в котором участвовали их семьи. В следующем году летом мы организовали ход на богомолье из Дрогобыча в Зарваницы для самих эмигрантов и их семей. Инициатором этой акции был приход города Болонья во главе опять же с отцом Василием Поточняком, а соорганизатором стал «Каритас» Самборско-Дрогобычской епархии. Третий случай, когда мы имели возможность общаться с эмигрантами, — с февраля 2004-го по февраль 2006-го, когда реализовывался проект в сетях консультационных пунктов для женщин, которые пострадали от торговли людьми. Опыт работы показал, что когда в такую трагическую ситуацию попадает человек, и автоматически также его семья, необходимой становится особая поддержка и душпастырское внимание.

Все перечисленное дает основание утверждать — нас ждет большая работа. Поэтому я хотел бы остановится на некоторых планах и идеях, которые бы усовершенствовали нашу душпастырскую деятельность. Первое — это профилактика, и важную роль здесь выполняет информирование. Часто люди из-за отсутствия информации обмануты или собственными, или чужими иллюзиями, принимают решения, которые негативно отражаются на целой их жизни. Здесь нужна сеть консультационных пунктов, которые являются очень важными. Организация при епархиях или «Каритасе» курсов изучения иностранных языков — итальянского, испанского или португальского — для тех, кто хочет выехать за границу, а также для семей тех, кто уже выехал. Необходимы циклы программ или передачи о том, как живут люди за границей — украинцы Италии, украинцы Испании и т. п., чтобы люди были хорошо осведомлены, с какими проблемами сталкиваются эмигранты за границей. Информирование через сеть консультационных пунктов, курсы иностранного языка, теле- или радиопередачи — прекрасный случай сопоставить собственную ситуацию и ситуацию, сложившуюся у других людей, обменяться опытом. Нередко люди, которые принимают решение ехать, недооценивают проблемы, с которыми будут сталкиваться их семьи и они сами. А иногда переоценивают усилия и жертвы, которые делают родственники-эмигранты. Превентивный позитив таких общих дел очевиден, потому что хорошо подготовленные и введенные в суть проблем люди, не так просто становятся жертвами, в том числе жертвами афер, связанных с выдачей документов, переездом через границу, поисками труда или квартиры…

Непосредственная работа с семьями трудовых эмигрантов предполагает общества, совместно созданные при каждом нашем приходе. Наверное, нет такого села, тем более города, из которого не выехало бы хотя бы несколько человек. Такие сообщества могли бы совместно молиться за своих родных, а не только ожидать посылки, а также обмениваться своими переживаниями по поводу отсутствия близких, и таким образом оказывать эмоционально-психологическую поддержку друг другу. Второе — это организация и проведение богомолья, паломничеств в разные места, которых у нас в Украине достаточно, и которые являются прекрасным поводом сплотить людей вокруг Бога, поощрить к христианскому способу разрешения семейных проблем, связанных с эмиграцией. Третье — организация лагерей для детей эмигрантов, где можно было бы работать над осознанием более глубоких мотивов выезда их родителей за границу, — таких как жертва ради детей, улучшение условий ж изни, возможности, которые открываются с учебой, деньги для которой зарабатывают родители. Четвертое — проведение съездов семей эмигрантов. Такого рода дело должно быть одной из инициатив, которую церковь могла бы взять на себя уже сегодня. Все это будет служить и такому делу, как борьбе со стереотипами в отношении заработков за рубежом. Например, все или почти все, кто выехал за границу, в частности женщины, стали на путь проституции, чтобы заработать больше денег. Или имеют там любовника или любовницу. Другой стереотип — что за рубежом колбасами заборы укладывают, стоит только переехать через границу и уже будут у тебя деньги. И тому подобное. Также съезды такого типа могут стать методом влияния на закон одательство Украины, которое регулирует жизнь эмигрантов, или на украинские посольства в тех или иных странах. Пятым пунктом могло бы быть издание журнала для семей эмигрантов в Украине, что-то вроде газеты «До світла», которая издается для эмигрантов за границей. Для издания такого журнала можно привлечь семьи эмигрантов, а журнал мог бы стать трибуной для освещения проблем, с которыми сталкиваются эмигранты, и своеобразным инструментом поиска верных решений.

Очень важной является и социальная работа с лицами, которые пострадали от торговли людьми. Здесь нужно отметить тему конкретной помощи в интегрировании человека, который вернулся в Украину. И в качестве вывода хочу сказать, что душпастырство в Украине должно охватывать не только людей, которые остались дома, но и определенным способом тех, кто выехал за пределы Украины, т.е. всю сферу семейных отношений, когда один из членов семьи едет, а остальные остаются здесь. Почему важно в современном душпастырстве остановиться на лицах, выехавших за границу? Потому что у таких людей из-за неблагоприятных экономических условий, часто нет желания возвращаться на зарплату в 500 гривен, или став средством для содержания семьи, они уже не чувствуют себя нужными родным как личности, становятся просто средством зарабатывания денег, а это также очень часто отбивает желание возвращаться в Украину к семье.

«ДО» И «ПОСЛЕ» САНАТОРИИ

Наталья ШЕГДА, сотрудник Украинского католического университета:

— Шесть последних лет дали мне возможность не только исследовать явление трудовой миграции как социологу, но и самой стать очевидцем и участником многих событий. С помощью украинских студентов, которые в это время учились в Италии, я проводила фундаментальные исследования среды украинских трудовых мигрантов, которая в Италии сформировалась за последние 10 лет. Хотя можно говорить об их присутствии уже с 1995-го года, а достигают своего пика эмиграционные потоки в 2001—2002 годах, накануне так называемой санатории — легализации трудовой эмиграции в Италии. И это дает право охарактеризовать миграционную среду Италии как «до» и «после» санатории.

Первый период был очень мрачным, потому что к обычным трудностям, связанным с вхождением в новую эмиграционную реальность, а это — незнание итальянского языка, поиск работы, изменение стиля жизни, различные психологические проблемы, разлука с родными, не всегда доброжелательное отношение со стороны других украинцев и др., прибавлялись факторы, вызванные незаконным пребыванием в Италии. В состоянии постоянного страха перед контролем полиции, депортации, украинцы пытались сократить до минимума время пребывания вне места работы. Ограничивались редкими звонками в Украину и передачей посылок родным. Не владея языком и не зная своих прав, они часто становились жертвами нечестных работодателей. Приходилось довольствоваться ночевкой в переполненных квартирах, в каждой из которых могло жить до 20 человек. Такие «гостиничные услуги» стоимостью 5 евро за ночь предлагали иногда даже некоторые украинцы, которые законно находились в Италии. Недоступными для многих были и медицинские услуги, в частности из-за отсутствия информации. Поэтому были случаи, когда человек терпел до последнего, болезнь прогрессировала, и в конце, когда уже ничего нельзя было сделать, уезжал домой... Не хватало и социокультурных структур, которые бы занимались с эмигрантами. Часто единственными культурными «инициативами» были встречи в выходные дни, которые сопровождались излишним употреблением алкоголя.

Началом второго периода в истории трудовой украинской эмиграции можно считать 2003 год, когда довольно многочисленное и очевидное присутствие украинцев получило в Италии свое официальное признание. В 2003 м году, к величайшему удивлению, начетвертом месте после румын, марокканцев и албанцев по численности эмигрантов оказались именно украинцы, оставив позади свое далекое 27 место, на котором они находились еще год назад. Т.е. количество украинцев, которые законно присутствуют на территории Италии, увеличилось почти в десять раз. С 14035 до 112802. На сегодняшний день трудно говорить о реальной цифре. В начале 2006- го года статистическое досье иммиграции «Каритас мигрантес», обработав данные министерства внутренних дел Италии, говорит о 118 тысячах украинцев, которые находятся в Италии. По информации посольства Италии в Украине, за 9 месяцев прошлого года выдано 42 тысячи виз, большинство из которых предусматривает длительное пребывание с целью работы или объединения семьи. Кроме того, следует принять во внимание, что значительную часть украинцев составляют дети до 14 лет, учет которых не ведется: они не получают собственного документа, а вписываются в разрешение на проживание родителей. Таким образом, можно говорить, что в Италии официально находится на данное время около 200 тысяч граждан Украины. А нелегалы? По данным опросов посетителей консульских отделов посольства Украины в Италии, количество присутствующих нелегалов приравнивается к количеству легальных мигрантов. Такое число объясняется отсутствием амнистии с 2002 года, нежеланием многих итальянцев выплачивать налоги за легально наемных работников, сложностью процедуры легального въезда. Особенно много нелегалов находится в южной части Италии, где ниже зарплаты, сложнее найти работу, но и контроль со стороны полиции менее строгий. Таким образом, можно допустить почти полумиллионное присутствие украинцев в Италии.

Что мы конкретно знаем о них? Не принимая во внимание увеличение в последнее время числа мужчин, преимущество среди приехавших на заработки составляют женщины, средний возраст которых — 45 лет. В 2003-м году 84,58% составляли женщины. В конце 2005-го года мужчин уже стало больше, — 16,2%. По данным Итальянского института статистики, женщины из Украины и Молдовы являются старшими среди всего эмиграционного населения Италии. По происхождению это преимущественно выходцы из Западной Украины, причем 41,9% приехали из Львовщины, хотя в последнее время наблюдается увеличение представителей востока Украины. 36,5% эмигрантов имеют высшее образование, однако основная часть ухаживает за людьми старшего возраста и за больными, работает домашними работницами. Кстати, эту работу раньше выполняли женщины из Сомали, Латинской Америки и Филиппин. По нашим исследованиям, каждый эмигрант содержит не менее четырех человек. 90% имеют детей, из которых только 5,5% находятся с родителями в Италии. 32,4% проживают с папой, 20% — с дедом и бабушкой и 5% — с дальними родственниками или с чужими людьми. Сейчас эта ситуация несколько меняется, благодаря первым объединениям семей. Так, в 2004 году выданы 3 тысячи виз по семейным мотивам. Но проблема остается, нарастает тенденция браков украинских женщин с гражданами Италии. По данным украинского консульства в Риме, в среднем 3 тысячи украинок в год делают запрос на способность вступить в брак.

Как в начале, так и сейчас явление миграции характеризуется чувством временности — «заработаю деньги и вернусь». Но как известно, во многих случаях эмиграция становится длительным процессом. Сегодня, когда значительная часть украинцев уже находится в Италии законно, они все равно ощущают себя людьми «второго сорта», выполняют работу, на которую не соглашаются итальянцы. Остаются и проблемы нелегального состояния, разорванных семей, тяжелых условий труда: как физических, так и психологических. Существует потребность и в соответствующей информационной политике в отношении законодательства, которое регулирует возможность трудовой занятости, потребность двусторонних соглашений по пенсионному обеспечению, признание водительских прав и дипломов, расширение консульских учреждений и их персонала. Решение на государственном уровне транспортировки, которая является очень дорогой, отправки домой больных и тел умерших. Практически невозможным является приезд мигрантов в отпуск на собственном транспорте. И это далеко не весь перечень проблем — их жизнь переполнена проблемами правового, экономического и социального характера. Но не следует забывать о еще одной потребности — духовной опеке и пасторальном сопровождении. Именно Украинская греко- католическая церковь в Италии была первым институтом, который стал заботиться об украинских эмигрантах, в то время в подавляющем большинстве — о нелегалах. А начиная с 2001 года она стала играть роль единственного массового объединителя, который влиял на формирование лица среды украинской миграции в Италии.

ДУХОВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Отец Игорь БОЙКО, заместитель декана философско-богословского факультета Украинского католического университета:

— Мое 16-летнее пребывание в Италии и два года душпастырской работы здесь дают мне право характеризовать потребности украинских мигрантов в этой стране. Начиная с 1994 го года в Италии, а массово в 1998-м, появились первые общины Украинской греко-католической церкви. В начале 2000-го года в Италии работали всего 4 церкви, из которых три — в Риме и одна — в Неаполе. А организация церквей началась с большого душпастырского служения в Риме, а впоследствии также и в Неаполе, отца доктора Ивана Музычки — ректора и профессора Украинского католического университета в Риме. Впоследствии, по просьбе блаженнейшего Любомира, итальянская епископская конференция доверила отцу Василию Поточняку сделать первые шаги в сплочении и организации церковной жизни украинцев по всей Италии, он был назначен первым пасторальным координатором жизни украинцев греко-католиков Италии. Он лично разыскивал место компактного проживания украинцев и налаживал с ними первые контакты, помогал организации украинских общин и заботился о предоставлении духовной опеки со стороны украинских священников, налаживал контакты с итальянским епископатом. Шаг за шагом — и дело сдвинулось с места. Украинская греко-католическая церковь в Италии начала заботиться об образовании в больших городах церковных общин, которым, по договоренности с итальянским епископатом, предоставлялась возможность служить в итальянских храмах. Предпосылки для таких действий церкви были благоприятны, поскольку в Риме действуют 2 украинские коллегии, где учатся семинаристы и священники, которые с радостью поддержали идею духовного руководства украинцев в Италии. В частности и благодаря этому, украинцы в Италии, объединяясь вокруг церкви, пытаются сохранить свою национальную идентичность, не ассимилироваться в чужой среде. А 14 января 2003 года наша церковь в Италии укрепилась как организационно, так и пасторально. Официальным декретом конгрегации восточных церквей, по просьбе блаженнейшего Любомира Гузара, был назначен владыка Глеб апостольским визитатором для украинцев в Италии. С этих пор украинцы по всей Италии могут слышать глубокие духовные наставления архиерея и чувствовать его душпастырскую заботу.

10 мая 2003-го года в Риме была проведена знаковая акция — первый форум украинцев под названием «Сохраним украинскую семью», на котором было решено создать в Италии украинскую общину. Для участия в форуме были приглашены представители Верховной Рады Украины, парламента Италии, местной власти Рима, посольства и консульства, иерархи УГКЦ, представители общественных организаций и всех украинских общин Италии. Участвовали в форуме более 160 человек из 28 городов. А результатом стала «Резолюция форума украинцев Италии», среди требований которой, направленных к украинской власти, было искоренение коррупции, создание прозрачных благоприятных условий для развития украинского предпринимательства, гарантированная социальная защита для самых незащищенных слоев населения, восстановление престижа национального образования, науки и культуры, введение в учебных заведениях уроков христианской этики, соблюдение закона о свободе слова.

23 апреля 2004-го года был составлен и подписан устав христианского общества украинцев Италии — общественной организации, в основу деятельности которой положена украинская национальная идея и правда христианской веры. В данное время общество имеет собственную газету «Українські вісті», активно помогает Украинской греко- католической церкви в проведении праздника матери. Потом 8 мая, был проведен второй форум, на который пригласили председателя комиссии по правам человека мирового конгресса украинцев, профессора Юрия Даревича. В центр внимания была поставлена больная тема — «Украинцы в Италии: потеря или приобретение для Украины».

Чтобы именно приобретений стало как можно больше, а потерь — меньше, и работают украинские священники, более того, пытаются заботиться о выполнении своей основной миссии — быть с народом, быть для народа. За последние три года в Италии значительно увеличилось количество церковных общин, ныне их насчитывается 95. На чужбине в экстремальных условиях немало людей обращаются к Богу, приходят в церковь. Не один раз я общался с людьми с востока Украины, возраст их был 50-56 лет, и они говорили: «Я никогда в жизни не исповедовался, но именно здесь на чужбине я должен это сделать, я здесь ощущаю большую потребность соединиться с Богом».

Надо отметить, что правительство и церковь в Италии относятся к украинцам очень хорошо, нет никаких препятствий с их стороны. Никогда не отказывается итальянская церковь помочь нашим людям, которые обращаются в «Каритас». А украинские священники служат и своим соотечественникам, и итальянской церкви. Приезжая в приходы, где есть наши люди, украинские священники помогают и итальянским священникам в проповеди, в исповеди, в опеке людей. Если бы мы проанализировали духовное состояние украинцев в Италии, то у них значительно лучшие позиции, чем у других народов. Издаются собственными усилиями вестники, журнал «До світла», который сплотил украинскую интеллигенцию, стал хорошим приобретением и помощником украинцам на чужбине. Систематически организовываются художественные вечера и духовные праздники, традиционными стали паломничества к святым местам, не только в Италии, но и во Франции и Португалии. А к празднику Матери в Рим съезжаются украинцы со всей Италии.

Нельзя не сказать и об организации украинских воскресных школ, которые ныне существуют во многих городах при церквях. Для этого есть благоприятные условия, поскольку в Италию приехало немало интеллигенции, в частности учителей. Например, уже три года в Риме при соборе святой Софии работает воскресная школа, в которой дети с 5 до 15 лет изучают основы христианства, украинский язык и литературу, историю, народные ремесла, песни. Воскресные школы становятся настоящим центром духовного и национального воспитания наших детей, учат их гармонично сочетать два мира — изучать чужое и не отказываться от своего.

ЧТО МОЖЕТ И ДОЛЖНО СДЕЛАТЬ ГОСУДАРСТВО

Григорий СЕЛЕЩУК, исполняющий секретарь Комиссии «Справедливость и Мир» УГКЦ:

— Украинская греко-католическая церковь действительно накопила немалый позитивный опыт, работая в Италии, поэтому ее деятельность в других странах, куда едут на заработки наши люди, может уже развиваться по определенной модели. Позволю себе заметить, что на 12-м году с начала трудовой эмиграции в Италию, уже есть все возможности выработать четкий план действий, общую стратегию в отношении пастырской работы за границей, учитывая специфику иммигрантской среды, работы, которая бы не останавливалась только на литургической жизни, что без сомнения является центром, но также удовлетворяла бы сообщество во всех его потребностях. Однако не могу не сказать и о необходимости более активных и целенаправленных действий всего общества. Уже в этом месяце наша Комиссия «Справедливость и мир» УГКЦ направила письмо Ющенко, председателю Верховной Рады Украины Александру Морозу, премьер-министру Виктору Януковичу, в котором выразила слова благодарности за кропотливую работу государства по заключению двусторонних соглашений о статусе, социальном и пенсионном обеспечение мигрантов, ратификации Конвенции по борьбе с транспограничной преступностью. И отметила: «Этим письмом мы апеллируем к декларируемой в преамбуле нашей Конституции ответственности каждого перед совестью и почтительно просим как можно быстрее ратифицировать Европейскую конвенцию о правовом статусе трудящихся-мигрантов с 1977 года и Конвенцию ООН о правах всех трудовых мигрантов и членов их семей с 1990 года, которые на сегодняшний день являются важнейшим международным механизмом обеспечения прав мигрантов». К слову, эта конвенция ратифицирована 34 странами и подписана 15, Украины среди них нет. В этом документе трудовые мигранты определяются как нечто большее, чем просто работники или экономические ресурсы. Трудовые мигранты имеют семьи и обладают определенным объемом неотъемлемых прав, которые не всегда отражены в национальных законодательствах. Важным вкладом конвенции является распространение фундаментальных прав человека на всех мигрантов, независимо от легального статуса. Это — право на жизнь, личную неприкосновенность, неотложную медицинскую помощь, запрещение рабства или принудительных работ, запрещение дискриминации по любому признаку, равенство перед судом, получение информации о своих правах на понятном языке, свободу мысли, совести и вероисповедания, свободу слова, присоединение к профсоюзам и ассоциациям, уважение культурной самобытности, равенство условий труда, социальное обеспечение, перевод заработка. И вслед за ратификацией конвенции, которая задает тон и определяет, как именно должно формулироваться национальное законодательство, необходимо внести соответствующие изменения в украинское законодательство и подписать необходимые двусторонние соглашения с государствами, в которых работает немало наших людей. Конечно, на подписание таких соглашений очень влияют изменения в руководстве Министерства иностранных дел и нестабильность Кабмина в целом, когда один состав раскручивает деятельность, потом люди меняются и все начинается сначала… Однако без всех этих документов трудно говорить о государстве с развитой демократией.

В письме Комиссии «Справедливость и мир» УГКЦ также отмечено о необходимости реализовать Рекомендацию Совета Европы № 1755 о правах мигрантов с неурегулированным статусом; разработать и принять концепцию миграционной политики, в частности предусмотреть механизмы социально-экономической и бытовой адаптации тех, кто возвращается в Украину и их реинтеграцию в общество.

Все это необходимо потому, что обеспечение прав мигрантов сегодня станет залогом развития нашего государства на ближайшие годы.

Ирина ЕГОРОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ