1 февраля по инициативе ректора Киевской детской академии искусств Михаила Чембержи состоялась встреча с писательницей и культурологом Оксаной Пахлёвской. «Украина — Европа: возможна ли встреча?» — такой была тема лекции для бакалавров и преподавателей этого учебного заведения. «Что такое Европа? — начала пани Оксана. — В первую очередь — пространство свободы и ответственности за эту свободу. Эти категории бытуют на протяжении нескольких тысячелетий, начиная от Древней Греции. Европа — не столько географическое понятие, как, прежде всего, культурное. И, нужно сказать, что на протяжении веков границы Европы изменялись. Всегда стоял вопрос Европы и не Европы. Европа — это и пространство закона, интеллекта и творчества. Также — критическое мышление, которое заключается в постоянном органическом умении переформатировать себя, пересматривать собственную историю. Семюель Хантингтон в своей известной книге «Столкновение цивилизации» написал, что разделение между цивилизованным и нецивилизованным миром, где, собственно, человек является рабом власти, институтов, ситуаций, проходит по Днепру. Иначе говоря, на территории православия и ислама не может пустить корень демократия. Следует отметить, что украинское православие в сравнении с русским имеет совсем другую традицию. До XVIII века, пока оно не было уничтожено со стороны русской церкви, имело абсолютно европейское антропоцентрическое измерение. Как мы видим, на протяжении столетий существует оппозиция Европа — Евразия. За последние пять лет заострились отношения между Россией и Украиной. В действительности, они заострились между Россией и Европой. Потому что, европейский выбор не присущ ей, и она воспринимает эту традицию как возможность своего распада как государства. Если бы в России в настоящий момент состоялись демократические изменения, она бы стала не экономическим, а идеологическим партнером Европы, мир бы изменился». «Европа — это тоже пространство исторической памяти — продолжила профессор Римского университета «Ла Сапьенца». — Возьмем героев Крут. За какую Украину они полегли? За европейскую и демократическую. Когда большевики наступали на УНР, Владимир Винниченко обращался к правительствам стран Европы: «Если в настоящий момент не поможете, нас уничтожат, но и вы будете иметь страшного тоталитарного врага как соседа». Недавно показывали в теленовостях, как молодые люди в Тернополе провели дни в камерах, чтобы почувствовать эту дату. Мне стало страшно. Кто виноват в том, что наша молодежь идет в камеры, чтобы осознать трагедию ребят под Крутами? Почему она не может быть свободной? Ей нужно себе сказать раз и навсегда: «Да, это — трагическая страница нашей истории. Мы ее оплакали и помним. Однако больше не живем на околице большого кладбища (по Вадиму Скуратовскому). Память не должна морально уничтожать, вгонять в депрессию. Память должна побуждать жить. Я желаю вам, молодым людям, победы над всеми проблемами, которые нас вынуждают чувствовать себя вдалеке от Европы. Польша, Чехия, Венгрия шли в Европу, чувствуя себя украденной Европой и веря в свою европейскую культурную основу. Только таким путем можно делать цивилизационный выбор».
Является очевидным, что лекция Оксаны Пахлёвской вызвала много вопросов. В частности, о перспективах Европы, исходя из процессов глобализации; внедрение Болонского процесса в Украине, эволюцию отношения европейцев к украинцам на протяжении последних пяти лет: от оранжевой революции и по настоящее время, переводы поэзий Коррадо Калабро Оксаной Пахлёвской. Собравшиеся интересовались даже тем, как оно — быть дочкой Лины Костенко. Пани Оксана отвечала настолько обстоятельно и искренне, что это могло бы потянуть еще на одну лекцию. Но так или иначе, она касалась этих тем на страницах своей книги «Аve, Europa!» и в публикациях и интервью на страницах «Дня».