«День» (№2 от 13 января 2010 года) уже сообщал о том, что в последние дни прошлого года с должности главного редактора газеты «Кримська світлиця» (единственной украиноязычной газеты Крыма) был уволен Виктор Качула. Министерство культуры, которому принадлежит это решение, также заблокировало распространение первого номера газеты и не дало разрешение на печать второго. Это событие вызвало неоднозначную реакцию. В частности, протестную — в виде нескольких открытых писем, адресованных Президенту Украины, от журналиста Анатолия Ковальчука, а также Петра Вольвача (возглавляющего Крымский филиал Научного общества им. Тараса Шевченко, являющегося одним из соучредителей издания) и епископа Симферопольского и Крымского Климента.
Обвиняя Министерство культуры и туризма Украины и лично министра Василия Вовкуна в беззаконных действиях и измене, Анатолий Ковальчук пишет: «Слава Богу, кроме министерской, у нас еще есть и судебная власть. И, скорее всего, это министерство ожидает большая и длительная судебная волокита с массами обиженных людей, которые не могут и не должны прощать ничего его лжеукраинскому руководству. Судьба «Кримської світлиці» и в целом культурологической прессы Украины, возможно, и не самый важный и не самый характерный пример нынешнего сплошного украинского предательства. Но он, как лакмусовая бумажка, проявляет всю гнилость, всю продажность того явления, которое мы называем современным украинским патриотизмом, и при котором предаются национальные интересы на мировом уровне, национальные богатства концентрируются в руках кучки лиц, обостряются социальные противоречия...»
Пока бывший главный редактор «Кримської світлиці» Виктор Качула готовится к суду, где обжалует правомерность своего увольнения, новым главным редактором газеты Кабинет Министров Украины назначил лидера крымской организации «Народного Руха Украины», депутата Верховной Рады АР Крым фракции «Рух-курултай» Леонида ПИЛУНСКОГО. В 1990-е годы Леонид Пилунский был известным русскоязычным радиожурналистом, объективно освещавшим непростые политические события на полуострове, сообщает «Радио «Свобода». Он создал первую в Крыму интерактивную программу «Радио «Сиреневый Айсберг». Потом, познакомившись с Вячеславом Чорновилом, ушел в политику, стал депутатом.
Когда «День» позвонил пану Леониду, чтобы поздравить его с новой должностью, он поблагодарил, но иронически отметил, что его редакторство «очень похоже на ситуацию, когда человек кладет голову на гильотину, но у него все же остается надежда, что они промажут. Несмотря на горький привкус этой иронии, планы нового главного редактора «Кримської світлиці» относительно изменений в издании звучат весьма оптимистично.
— Понимая, насколько «жизненно важным» является выход в Крыму украинской (во всех смыслах этого слова) газеты, нельзя игнорировать также качество такого издания. Какой «Кримська світлиця» должна быть в вашем понимании? Во что будете вкладывать усилия, прежде всего?
— Необходимо сделать так, чтобы «Кримська світлиця» стала если не лучшей, то одной из лучших газет Крыма. Чтобы ее читала не только небольшая кучка ее абсолютных поклонников и убежденных украинцев — словно это информационная листовка в украинском гетто, но и остальные жители Крыма. Потому газету нужно сделать интересной, чтобы тираж был не полторы-две тысячи, как сегодня, а хотя бы 10—12 тысяч.
Более того, я считаю, что «Кримська світлиця» должна быть такой, чтобы ее можно было продавать во всех уголках Украины — людям, стремящимся понять, что на самом деле происходит в Крыму. Ведь известно, что Крым сегодня — одна из самых болезненных точек Украины.
Я не бросаю камни в предыдущую редакцию, особенно в главного редактора. Он делал все от него зависящее, но теперь «Світлиці» нужен новый толчок.
— Говоря о такой характеристике газеты, как «интересность», на чем, собственно, вы собираетесь ее строить?
— Интересная газета — та, которую читают ее враги, потому что им интересно, что вы о них пишете.
Когда-то в 1990-е годы я делал программу «Остров Крым» на «Крымском радио». Это была своего рода музыкальная публицистика, очень едкая, но которую все слушали. Программа выходила в субботу, а в понедельник иногда я не мог попасть на «Крымское радио», так как перед ним стояла толпа и кричала: «Бандеровец Пилунский, вон из Крыма!». Это при том, что программу я делал на русском языке. Если бы в то время я делал ее на украинском, меня бы просто никто не слушал.
Удастся ли сделать что-либо подобное из «Кримської світлиці»? Посмотрим, ведь время сейчас уже иное, люди мыслят иначе, они сегодня «разбалованы» количеством прессы.
Но мы уже договорились, что «Кримська світлиця» будет выходить на трех языках — украинском, крымско-татарском и русском одновременно. К большим статьям будут добавляться аннотации на русском и языке крымских татар. Так мы сможем обратиться к той аудитории, которая раньше «Світлицю» не читала, и отучим их воспринимать эту газету как вражескую.
— На прошлой неделе мы говорили с экспертами об изменениях, ожидающих украинское информационное пространство в течение последующих пяти лет. Многие опасаются хоть и незначительного, но все-таки сворачивания свободы слова. Что скажете?
— У меня тоже есть опасения, что один из кандидатов попытается накинуть петлю на журналистику. Хотя второй тоже начинает нервничать, когда говорят о полной свободе слова. Журналисты должны понимать, что от этого нас может спасти лишь журналистская солидарность независимо от политических убеждений или этнической принадлежности. Так что если сегодня будут «убивать» «Крымскую газету», я ее буду защищать, но если завтра будут «убивать» наше проукраинское издание, то они также должны помочь нам.
Как раз в то время, когда Вячеслав Максимович Чорновил уговорил меня прийти в Рух, газета «Коммунист Крыма» опубликовала огромную статью против него, где каждый из напечатанных пунктов обвинения был лживым. С возмущением и намерением подавать иск на эту газету, мы показали публикацию Вячеславу Максимовичу. Прочитав статью, он лишь засмеялся, порвал газету и наши предложения относительно судебного иска, спросил — мол, вы что, не журналисты? Так как вы можете судиться с журналистами? Да, они зарабатывают деньги, но это их проблемы. А вы не будьте такими!
Если журналисты будут относиться к своей профессии как авторы той публикации, свободы слова в Украине не будет никогда. Не хочешь быть желтой прессой — не будь ею!