Первый вице-премьер-министр, министр финансов Николай Азаров считает неприемлемым наделение общественной организации — Тендерной палаты Украины полномочиями контроля в системе государственных закупок страны. Комментируя последние изменения к закону о госзакупке, он сказал:
— Я удовлетворен, что им удалось хоть немного исправить абсолютно абсурдную ситуацию, сложившуюся в этой сфере и добавил: — Но опять же, не мы за нее ответственны. При Тимошенко были приняты изменения, предоставившие общественному органу (Тендерной палате Украины) полномочия тех органов, которые по закону действительно ответственны перед налогоплательщиками. И притом предоставили без учета коррупционных рисков! Если даже ко мне приходят и говорят, что при проведении тендеров что-то кому-то необходимо «дать», то это абсурд. Мы будем эту систему ломать.
Удастся ли? Об этом в статье из интернет-издания www.pravda.com.ua
Исследования Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития, проведенные в конце 1999 года в 22-х странах с переходной экономикой, позволили специалистам выделить фактор, который стал фундаментальной причиной кризиса государственного управления в странах, осуществивших достаточно значительное продвижение на пути рыночных реформ и приватизации.
Этот фактор назвали «узурпация государства» (не путать с обвинениями антикризисной коалиции в узурпации власти).
Под узурпацией государства понимают наличие механизмов взаимодействия между бизнесом и государством, из-за которых приближенные к руководству государством фирмы пытаются определять решения, принимаемые государством, и получать таким образом особые преимущества, зачастую путем установления барьеров для конкуренции.
Такие фирмы используют свое воздействие для блокировки любых реформ экономической политики, способных ликвидировать эти преимущества. Вследствие этого узурпированная экономика попадает в порочный круг. В нем необходимые для улучшения руководства политические и институциональные реформы подрываются тайным сговором между придворными фирмами и должностными лицами государства, которые получают значительную личную выгоду от сохранения некачественного управления.
В то время как большинство видов коррупции направлено на изменение того, как существующие законы, правила или нормативы реализуются в отношении взяточников, узурпация государства связана с попытками повлиять путем коррупции на то, как эти законы, правила и нормативы формируются.
Подкуп членов парламента, покупки их голосов при утверждении важных законодательных актов, подкуп судей — вот классические примеры коррупции, при помощи которой фирмы могут закладывать преимущества для самих себя в базовую нормативно-правовую структуру экономики. Такая узурпированная экономика подвержена значительным рискам в долгосрочном плане. У новых энергичных предпринимателей, желающих успешно конкурировать, в искаженных условиях имеются сильные стимулы для того, чтобы направлять свои умения и возможности на узурпацию государства, а не на разработку новаторской продукции или методов производства. Узурпированная экономика вознаграждает за связи, а не за компетентность, за влияние, а не за новаторство. Она зиждется на частных инвестициях в политику, ослабляющую государство и подрывающую создание основных общественных благ.
В то же время узурпация систематически сдерживает частные инвестиции в экономику — как иностранные, так и внутренние, и создает преграды для вхождения на рынок малых и средних предприятий, следствием чего является ослабление важнейших источников стойкого экономического роста.
ПАРАЗИТЫ: УКРАИНСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Экономику государства можно сравнить с живым организмом. Как и в организме, в среде экономики имеются микроорганизмы, которые повышают баланс ее жизненных сил. Но в ней также присутствуют и паразиты, потребляющие ресурсы экономики и наносящие ей вред. «Полезные микроорганизмы» — это субъекты экономики, создающие дополнительную стоимость, инновации, обеспечивающие эффективное перераспределение ресурсов. Цель жизнедеятельности паразитов иная — замкнув жизненные потоки организма экономики на себе, создать условия для монопольной ренты.
Экономический организм Украины, вырвавшись из объятий командно-административной системы Советского Союза, нуждался в перестройке для жизнедеятельности вне границ единого имперского организма. Но на начальном этапе схемы личных связей, выстроенных коммунистической номенклатурой, cыграли полезную роль. Однако для долгосрочного развития, для конкуренции в глобальной экономике эти схемы не могут быть использованы. Украина уже переросла их, и оранжевая революция 2004 года стала самой масштабной попыткой освободиться от паразитирующего на теле украинской экономики номенклатурного меньшинства.
К сожалению, время показало, что метастазы паразитарной структуры настолько глубоко вросли в тело украинского государства, что способны поглотить и снивелировать энергию общества. Существование паразитов в экономике обусловлено их способностью создавать условия для получения экономической ренты.
Благоприятной средой для их существования может быть, например, наличие на территории государства природных ресурсов. В современной политологии такой парадокс называют «ресурсным проклятием». Причины его кроются в том, что элиты стран, обладающих незначительными ресурсами, вынуждены прислушиваться к потребностям общества в построении планов государственного развития. Их успех зависит от общественного согласия. И отсутствие ресурсов также вынуждает бизнесменов искать источники прибылей в инновациях и создании добавленной стоимости.
Если же государство богато ресурсами, то конкуренция сводится к захвату контроля над ними, а также к дальнейшему их перераспределению в пользу приближенных к власти. Власть в таких обществах базируется на доходах от потребления природных ресурсов, она становится неподконтрольной народу.
Результат — многие страны, богатые природными ресурсами, страдают от бедности и нищеты. Самый яркий пример — Либерия, Сьерра- Леоне и Ангола. Эти страны владеют значительными естественными запасами алмазов, что приводит к постоянным военным конфликтам за соответственные месторождения, которые также предоставляют ресурсы для раздувания таких конфликтов.
КРИВЫЕ ЗЕРКАЛА
Украинская экономика тоже располагает такими зонами «ресурсного проклятия». Пример, который у всех на слуху — «РосУкрЭнерго» и транзит и торговля газом. Средства, обеспечивающие владельцев этого предприятия торговли газом на внутреннем рынке Украины, питают коррупцию и создают особую касту посвященных, влияющих на государственные решения.
В примере с «РосУкрЭнерго», у украинских вельмож присутствует еще какое-то оправдание, что это не выбор по их собственной воле — ведь в первую очередь речь идет о желании российских партнеров. Но альтернативный пример не выдерживает такой простой отговорки.
Настоящее зеркало украинской коррупции — государственные закупки. Ничего особо нового — это та же схема. И украинским гражданам не стоит сомневаться по поводу того, кто же является акционерами этого «ЗАО» — имена их представителей в «правлении» известны всем. Почетный президент Тендерной палаты Раиса Богатырева (Партия регионов), первый вице-президент Людмила Кириченко (Партия регионов), вице-президент Ксения Ляпина («Наша Украина»), председатель наблюдательного совета Александр Ткаченко (КПУ). Что их объединяет?
15 июня 2006 года Верховной Радой были приняты изменения в закон о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, которые предоставили Тендерной палате, являющейся всего-навсего союзом общественных организаций, беспрецедентные полномочия относительно контроля над государственными закупками.
После наложения вето Президентом, парламент, благодаря голосам всех парламентских фракций, в том числе ПР, БЮТ, КПУ и частично «НУ», его преодолел. Это голосование стало примером безыдейности украинской политики. Когда речь зашла о контроле над рынком госзакупок с объемом более 120 миллиардов гривен, народные избранники из противоположных политических лагерей мгновенно обрели взаимопонимание.
История с госзакупками раскрывает глаза на простую истину — в Украине нет борьбы идей в отношении будущего развития страны. То, что транслирует телевидение и печатается в газетах, — конкуренция за большую судьбу в перераспределении государственных средств и имущества.
Победитель этой конкуренции диктует правила аутсайдерам — как это произошло в сентябре минувшего года, когда после появления антикризисной коалиции 9 августа 2006 года, нашеукраинец Николай Одайник уступил место почетного руководителя Тендерной палаты Раисе Богатыревой.
На самом деле, несмотря на все упреки относительно несовершенства украинского законодательства в сфере госзакупок, не недостатки законодательства приводят к образованию коррупционных схем. Ведь контроль за Тендерной палатой осуществляется политиками совместно — здесь уже нельзя заявить, что власть монополизирована. Это — настоящее акционерное общество, со своей схемой управления, являющейся абсолютно прозрачной — но не для общества, а для партийных бонз, руководящих парламентскими фракциями.
Узурпация государства, которую, как верили люди, стоявшие на Майдане в 2004 году, удастся преодолеть, вошла в новую фазу развития. И в парламенте нет ни одной политической силы, задающейся целью ее преодолеть. Такой силы нет просто потому, что все партийные проекты питаются за счет ренты, которую получают их спонсоры от перераспределения государственного имущества.
На самом деле неспособность украинских политиков сформулировать четкие долгосрочные цели развития общества обусловлены тем, что у них самих и у бизнеса, поддерживающем их партии, этих целей нет. Есть лишь понимание того, что и где является лакомым куском государственного имущества и бюджетных средств. Ради этих ценностей и ведется украинская политическая конкуренция.