Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О культурной РЕ-интеграции Украины в Европу

Вышла из печати книга Оксаны Пахлевской «Ave, Europa!»
14 января, 1996 - 19:59

Сегодня в Украинском доме состоится презентация книги Оксаны ПАХЛЕВСКОЙ «Ave, Europa!» (издательство «Пульсари»), где соберутся те, кто знает и читает госпожу Оксану, в том числе на страницах «Дня». «Ave, Europa!» — сборник статей, докладов и публицистики, написанных за 1989—2008 годы. Автор — писатель и культуролог, профессор Римского университета «Ла Сапьенца» и научный сотрудник Института литературы им. Тараса Шевченко — так определила ее основную тему: культурная РЕ-интеграция Украины в Европу как предпосылка политической интеграции страны. Накануне новогодне-рождественских праздников мы напечатали рецензию на книгу (см. №236). А позже приобрели десяток экземпляров и разослали друзьям газеты в качестве подарка к Новому году. В редакцию уже поступили первые впечатления первых читателей.

Евгения СОХАЦКАЯ, профессор кафедры истории украинской литературы и компаративистики Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко:

— Появление книги Оксаны Пахлевской «Ave, Europa!», по моему мнению, весьма целесообразно и своевременно: ведь 2009 год должен быть годом трагического украинского гетмана Ивана Мазепы. Именно такая инициатива была предложена в ходе круглого стола, инициированного газетой «День» и Национальным музеем истории Украины («День». — №202 от 7 ноября 2008 года).

В свободном мире (вне рамок советской империи) украинская диаспора такой год отмечала в 1959 году (1709—1959 гг.). Этой дате митрополит Иларион, председатель Украинской греко-православной церкви в Канаде (известный в миру как Иван Огиенко) посвятил свою поэтическую драму «Распятый Мазепа» (1961 г.). Один из рецензентов (о., д-р Владимир Левицкий) отметил, что автор, бывший министр Украинской Народной Республики, ученый с мировой славой «вошел в самые интимные уголки большой — и часто непонятной — души Гетмана, ученика западной цивилизации, — и раскрыл нам Москвой усыпленную Святую Правду украинской истории: с Москвой нам никак не по дороге!» (Вера и Культура. — 1961. — Ч.7 (91). — С.8). Главным завещанием Мазепы, по сюжету драмы, была идея Суверенного Государства, освобождение от «объятий» Москвы и ориентация на Европу. В уста гетмана вложены слова:

«Москва взяла всю Україну,
Та з нею Церкву всю взяла, —
Це ще Богдан пхнув до загину
ЇЇ в обійми люті зла...
Я ж Україні прагнув Волі...»

Прошло три с половиной века, а выполнены ли Завещания Мазепы? И да, и нет. Формально — мы и до сих пор не в кругу Европейского Содружества (ЕС), хотя ментально, потенциально — мы европейцы. Желание свободно высказываться, ощущение национальной идентичности, жажда комфортного обустройства своего Дома (Государства), попытки рационально строить свои отношения с соседями, толерантное отношение к оппозиции могут быть этому подтверждением. И, наконец, феномен оранжевой революции, этот оазис свободного дыхания, проявление несокрушимого стремления украинцев к свободе! Но чудес не бывает! Украина, о которой мечтали, все еще не такая, как провозглашалось на Майдане! Сейчас много говорят о потере идеалов революции. По-моему, это не так! Никто никого не предавал: В. Ющенко так же целеустремленно отстаивает украинские ценности.

Другое дело, что власть в целом не сумела сделать основного — значительно улучшить материальное положение простых людей, умерить хищные аппетиты олигархов (хотя бы путем уплаты больших налогов) — отсюда и затаенные ноты сопротивления, глухой злобы. А еще — не произошло самое главное — отстранение от власти, от политического бомонда бывших. По О. Пахлевской (раздел IV.2006. Оранжевая Украина: победа и риск), «они — возвращаются. Возвращаются эти посткоммунистические тряпичные куклы, набитые папье-маше из вчерашних программ компартии... В который раз берутся переписать историю Украины. А вместе с историей переписать и будущее.

Переписать будущее в свою собственность.

Они возвращаются, потому что им разрешили вернуться. Кто из-за иллюзий, кто по причине безразличия, кто на основе собственного интереса. Не важно. История когда-то разберется. Сегодня важно только то, что им удалось ВЕРНУТЬСЯ» (изд. мое — Е.С.) (С.482).

Я процитировала только одно из многочисленных программных положений книги О. Пахлевской, которые звучат как императив. Это является проявлением неравнодушной, глубоко заинтересованной позиции автора. В этом плане ее публицистика — это блестящее проявление ее политического и общественного таланта. Ее постулаты (или советы) передаются живым, метафорическим, пересыпанным афоризмами языком. Статьи легко читаются, запоминаются. Они должны стать настольной книгой, прежде всего, для молодежи, помочь ей в выборе пути. И опять лозунг: «Молодежь этой страны имеет историческое право своего присутствия в Европе».

Характерной особенностью книги является ее целостность, сцементированность статей одной идеей — идеей будущей новой, по-настоящему европейской Украины. В разделе I «1991. Старт с руины космодрома» есть важный тезис «Нам нужны карты наших потерь (Авт.), — понять наконец, что и сколько мы потеряли» (С.33). Справедливо! Тогда и не будет ностальгии по прошлому, тогда и не будет скептиков относительно ознаменования памяти Голодомора, а появится желание поскорее освободиться от кошмаров прошлого. По О. Пахлевской: «Выхода нет все равно: либо сложный и длительный путь к Европе, либо простой и короткий путь к России. Медленный, но неуклонный политический, экономический, общественный и культурный упадок — во втором» (С.627). Каждый, кто внимательно прочитает книгу, уверена, будет неоспоримым сторонником первого. И в этом большая ее ценность.

Захватывает оптимистическая настроенность автора: Украина должна выиграть на геокультурной шахматной доске партию западную — стратегически рациональную (С.630).

В скрытой антиномии слова «Ave» (привет и прощай) я выбираю первое: «Привет, Европа!». И желаю каждому это осознать!

А еще считаю, что книга молодого талантливого ученого, политолога и блестящего публициста должна быть выдвинута на получение наивысшей премии Украины — Шевченковской! Она достойна этого!

Ольга РЕШЕТИЛОВА, журналист:

— Мудрость руководителя заключается даже не в гениальности, больших знаниях или неординарных умениях, а, в первую очередь, в готовности прислушиваться к умным людям. Тяжело подобрать слова, чтобы не обругать тех украинских чиновников, которые не слышали или не хотели слышать таких мыслителей как Оксана Пахлевская в 90-е годы, и тех, кто не слушает сейчас. (В первую очередь, это камень в огороды Василия Вовкуна и Ивана Вакарчука).

Теория культурной гегемонии Антонио Грамши (итальянского коммуниста, идеи которого не поняли его же соратники) предусматривает, что власть достигается путем доминирования одной культурной платформы над другой, причем, соответственно, существующие ценности разрушаются и замещаются другими. Так, например, была осуществлена большевистская революция: был уничтожен институт церкви, ценности, исповедуемые интеллигенцией. Вместо этого провозгласили культ другой культуры (на несколько уровней ниже, однако выгодной для власти) — пролетарской. Насаждение культурной гегемонии — процесс малозаметный для рядового обывателя, однако действенный с точки зрения носителей этой доминирующей культуры. В отличие от насильнического захвата власти, он не вызывает особого противостояния, а наоборот, втягивает население в новую культурную систему, заставляет безропотно исповедовать часто чужие для менталитета ценности.

Однако, культурную гегемонию нации можно использовать, вероятно, не только с наступательной, но и с оборонной функцией. А если говорить об украинской нации — то не только можно, а даже очень необходимо. За столетие под давлением других культур мы потеряли многое, но не все! Вместе с тем, чуть ли не ежедневно теряем драгоценные крошки нашей самобытности, то есть теряем время. «Ave, Europa!» — призыв к украинцам! Если не установить культурную коммуникацию с миром сегодня, не ограничить российское культурное поле, которое доминирует над украинским (и на украинской территории, и по всему миру), завтра будет поздно. Читайте Оксану Пахлевскую!

Сергей ГЛУЩЕНКО, автор газеты «День»:

Чтобы быть услышанным, нужно уже быть кем-то. Это очень важно как для отдельной страны, так и для каждого человека. Книга «Ave, Europa!» Оксаны Пахльовской — событие, так как имеет самоценность, как продукт — цельный и структурный. В ней представлены не только резонансные статьи, напечатанные в «Дне» и в некоторых других изданиях, а также доклады, с которыми автор выступала на разных международных форумах, и, конечно, ранее не опубликованные материалы. Это книга о шансах. О шансах для Украины. О шансе двигаться в западном направлении. Но есть и шанс восточного направления. Так, в четвертом разделе в статье «УМОМ Россию не понять...» написано, что наши русские «братья» считают своей важнейшей целью информационное завоевание Украины, и нынешняя власть России просто озвучивает эти давно уже проговоренные на разных интернет-сайтах «смыслы». Почему-то украинские интеллектуалы в этих форумах не принимают участия вообще — тем самым мы сами создаем себе проблемы... Разве что в 2007 году Лариса Ившина давала ответы посетителям одного из таких сайтов. Вот, пожалуй, и все.

Теперь поговорим о шансе временном. Материал «Православний газогін» на Місяці», написанный в 2005 году, — как раз о том, что всегда здесь и сейчас нужно говорить о том, о чем говорить не можешь. Если не говорить, то все вокруг повторяется, только уже худшим образом. В свете нынешнего 2009 года, года отключения российского газа в Украине и прекращения его транзита в Европу, статья очень актуальна. Хочется подчеркнуть главное: Оксана Пахльовская своей книгой «Ave, Europa!» хотела сказать НЕ О ВРЕМЕННОМ шансе Украины. А о шансе вернуться туда, где Украина уже была — геополитически, идентично, ментально...

Кстати, автор уже сама не может оставаться в рамках только языкознания, она уже вполне сформировавшийся геополитический автор.

Виктор ПУШКИН, директор Института гуманитарных проблем Национального горного университета (Днепропетровск):

— В одном из интервью Оксана Пахлевская очень ярко и выразительно сказала о себе: люблю слово «Воля». Ибо оно объединяет в себе два понятия — моральную дисциплину и свободу. В этих словах — ключ к пониманию характера этой масштабно мыслящей личности — Оксаны Пахлевской, выдающегося ученого, яркого, ни на кого не похожего публициста.

В ее характере чувствуется сила духа, независимость, бескомпромиссность и, я бы добавил, даже жесткость в отстаивании своих позиций, в оценках явлений, которые кроме отвращения ничего иного вызвать не могут. И в то же время ощущается скрытая сторона этой натуры — ранимой, лиричной, тоскующей по Родине и близким. «Родину носить в себе — стихотворными строками, с которыми живешь, деревом, что растет около твоего дома, игрушкой детства, что притулилась между книгами твоей библиотеки...»

Я пишу об Оксане Пахлевской под впечатлением от ее только что выданной книги, а передо мной стоит образ моей любимой поэтессы Лины Костенко. Их многое объединяет, мать и дочь, — моральная дисциплина и понимание истинной ценности свободы, желание, чтобы каждый из нас избавился от внутреннего рабства, без чего не сможет стать свободной Украина.

Книга Оксаны Пахлевской (а с ее публицистическим творчеством я уже давно знаком благодаря газете «День») содержит в себе работы разноплановые и разножанровые, но концептуально тесно связанные — это размышления о драматической судьбе Украины, о десятилетиях потерянных ею возможностей, о растранжиренных ресурсах, о невостребованном интеллектуале нации, о перспективах украинской государственности. Это книга — диагноз, суровый и справедливый. С удивительной точностью Оксана Пахлевская определяет болевые точки современного украинского общества, подвергает всестороннему анализу культурную генеалогию сегодняшней политической ситуации в Украине. Страны, которые добровольно отказываются от себя, — пишет Оксана Пахлевская, — которые себя распродают за бесценок, которые не боятся самопринижения, главное, — которые не уважают своих граждан — эти страны никогда не смогут войти в Европу. То есть войти в круга цивилизованных государств. Нравится вам это или нет, цивилизация начинается там, где есть уважение к человеку, к его правам и потребностям, — заключает автор. Эти бы слова да в уши наших вельмож, самонадеянно причисляющих себя к элите. Эта властвующая «элита», по справедливому замечанию Оксаны Пахлевской, сумела создать общество без ценностей, без принципов, не капиталистическое и не социалистическое,... общество, где закон не действует и правил не существует. Столь же актуально, на мой взгляд, звучат и слова о том, что создание в Украине хотя бы основ демократии могло бы стать первым шагом к очищению отношений с Россией от вранья и риторики...

Я был бы неискренен, если бы стал утверждать, что разделяю взгляды Оксаны Пахлевской буквально на все проблемы, которые она в той или иной мере затрагивает. Это и оценка так называемой оранжевой революции, характера взаимоотношений России и Украины в ретроспективе (всегда ли эти отношения заслуживают негативной оценки?), это и положение русского языка в нынешней Украине (а такая проблема все-таки существует). Но тем и ценна, в частности, книга Оксаны Пахлевской, что она дает повод для творческой дискуссии, служит основательным материалом для размышлений.

Так что я не спешу ставить книгу Оксаны Пахлевской на книжную полку. Она остается на моем письменном столе. Буду читать ее и перечитывать. Критически переосмысливая прочитанное, а заодно возможно и собственные взгляды. Фундаментальный труд Оксаны Пахлевской того заслуживает.

Игорь ПАСИЧНИК, профессор, ректор Национального университета «Острожская академия»:

— По-доброму можно позавидовать Оксане Пахлевской. Не потому, что она живет в сытой европейской стране, а потому, что она имеет возможность работать в атмосфере, где уважают мнение интеллектуала (даже если не согласны с ним!), где тебе не создают искусственных преград, где интеллектуалу не нужно сушить голову над разными абсурдами, которые «спускают» сверху и которые не хуже абсурдов Ф. Кафки.

О. Пахлевская, судя по ее книге, считает это, а также многие другие проблемы наследием тоталитаризма. Но ведь советский тоталитаризм не возник на пустом месте. Он имел многовековую традицию. И побороть ее ох как нелегко. Не стоит все списывать на коммунистическое прошлое или нынешнюю Россию. Некоторые наши искренние украинские патриоты, которые всячески открещиваются от тоталитаризма, демонстрируют такие его образцы, что куда там воспитанникам коммунистической системы. Но не будем о печальном. О. Пахлевская издала хорошую книгу. Да, в значительной степени это взгляд со стороны, взгляд из Европы и фактически «европейскими глазами». Не все этими глазами можно увидеть. Но этот взгляд не только интересен. Он нам очень нужен. Тем более, это взгляд человека, которому Украина небезразлична.

Александр ГАВРИЛЮК, доцент кафедры новейшей истории Украины Волынского национального университета им. Леси Украинки:

— Выход этого сборника трудов автора — еще одно ее блестящее попадание в самую цель — цель, которой являются жгучие, наболевшие и не разрешенные проблемы социокультурного и политического характера во внутренней и внешней жизни Украины. Однако, оглядывая современное бытие украинского государства и сравнивая его с рефлексиями Оксаны Пахлевской на рубеже ХХ — ХХІ веков на эту тему, возьмем на себя смелость сказать, что автору история отвела роль Кассандры. Утешает разве только то, что этой Кассандре, которой не хотят, но не перестали еще верить украинцы. А между тем тревоги пани Оксаны конца 80-х—90-х годов воочию подтверждаются современным днем Украины. Из немалого ряда проблем, по поводу которых она била и бьет тревогу, обращу внимание на дальнейшее существование потребности строительства системы коммуникаций Украины с миром. Горький собственный опыт: сокращение объемов деятельности коллегиума польских и украинских университетов в Люблине из-за отсутствия финансирования с украинской стороны (несмотря на обещания, данные украинскими должностными лицами при его открытии); отсутствие украинской поддержки при проведении совместных украинско-польских конференций (например, в Холме (Польша) в октябре 2008 года — по случаю 70-летия акции разрушения православных церквей на Холмщине и Южном Подляшье в 1938 году).

Важной задачей — которая пронизывает книгу — является борьба за свободную европейскую молодежь в Украине. Ее реализация требует объективной подачи нами — преподавателями — национальной истории, которая уничтожалась российским самодержавием, фальсифицируется сегодня российской властью и многими российскими учеными. «Только изученная и усвоенная история может принести катарсис через открытие Другого, через милосердие и солидарность, а вместе с этим — и спасение будущего». Жаль, что труд Оксаны Пахлевской «Против упырей прошлого»: Голодомор и формирование исторической памяти в украинской, польской и русской культурах», где приводятся эти слова и которая вмещена в материалах международной конференции (Холм (Польша), 2008 год), не вошел в вышеозначенный сборник.

За него, за его содержание «AVE!» — то есть «Поздравляем» вас, пани Оксана!

Подготовила Надежда ТЫСЯНАЯ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ