Хочется верить, что нынешнее унижение трубой должно пойти на пользу нашей стране. Во-первых, пора понять, что нет смысла участвовать в гонке к краю пропасти, если за спиной нет крыльев. Эта китайская мудрость, как показывали последние дни, неведома как Москве, так и Киеву. В воскресенье, после того как при посредничестве Еврокомиссии было принято решение о трехстороннем украинско-российско-европейском контроле за транзитом российского газа в Европу, на пути к газовому миру опять возникли препятствия. Оказалось, что каждая из сторон по-прежнему считает: «мое» должно быть сверху. Похоже, на этом этапе забота была не столько об экономических интересах, сколько о том, чтобы не пострадали амбиции. А ведь наши страны буквально намертво, а тем более во время мирового финансового кризиса, связаны газовой трубой. Эб этом, похоже, забыли.
Обе стороны в результате конфликта понесли большие потери и оказались в зоне огромных рисков. Можно не сомневаться, что Европа очень быстро найдет адекватный ответ на нынешние газовые потрясения и уменьшит потребление энергоносителей, диверсифицирует источники их поставок, задействует возобновляемые виды энергии. В результате может снизиться спрос и на газ, и, естественно, на его транзит. И тогда и Россия, и Украина будут вынуждены глубоко задуматься. Как говорится, что имеем — не храним, потеряем — плачем. Для Украины транзит — такое же национальное достояние, как для России — газ. Терять его ни в коем случае не следовало бы. Единственное, от чего нам пора отказаться, и это уже общепризнано в украинском обществе, — это «дешевый» газ. Вопрос лишь в темпах этого процесса и в том, как облегчить, а вернее, — оптимизировать нелегкую ношу для населения и промышленности, справедливо и эффективно для страны распределить ее между ними.
Другая наша возможная потеря — евроантлантическая интеграция. Можно предсказать — чем меньше мы будем транспортировать газа в Европу, тем меньшим будет желание ЕС видеть нас в своем составе. Да и НАТО не особенно стремится брать под свое крыло зоны нестабильности, к числу которых в последнее время можно относить Украину.
Но все это — дело пусть и ближайшего, но будущого. Пока же стране предстоит искать выход из сложнейших сегодняшних проблем, многие из которых возникли именно из-за того, что мы до сих пор не научились элементарной политкорректности. Наши политические споры, в том числе на самом верху властной иерархии, постоянно превращаются в смертельные гладиаторские бои, за которыми с упоением наблюдает не только страна, но и весь мир. И правильно обижаются артисты цирка, с которыми это «действо» нередко сравнивают. У них — высочайший и до мелочей отточенный профессионализм, полнейшее взаимопонимание, а под властными куполами — лишь склоки, дрязги и обвинения.
Естественно, наши российские контрагенты — тоже для Украины далеко не подарочек. Но пора понять, что они нам, как говорится, ничем не обязаны и вполне правомерно пекутся о своих интересах, которые очень часто диаметрально противоположны нашим. И нечего упрекать их за отжившую свой век «братскую» риторику. Мы имеем дело с прагматичными и жесткими политиками. Их искусство как раз и состоит в том, чтобы добиваться своих целей. Другое дело, что тут ни в коем случае нельзя доводить противоречия до уровня конфликтов, а тем более таких острых, как нынешний.