Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Судьбу телевидения определяет зритель

1 сентября, 2000 - 00:00

Полемику «Дня» о перспективах отечественного ТВ, начатую публикациями Николая Княжицкого («День» №134), Юрия Макарова (№144), и продолженную Юрием Ивановым, Натальей Лигачевой и Ольгой Таукач (смотри, соответственно, №№147, 149, 151), сегодня продолжает шеф-редактор информационно-аналитической службы телеканала «Интер» Анна БЕЗЛЮДНАЯ. Зритель всегда прав (телевизионная мудрость)

Как бы банально это ни звучало, все-таки мы работаем для зрителя и ради зрителя. Телевидение должно нравиться украинскому зрителю. Ведь при условии иногда и финансовой, и политической зависимости, свой ТВ-продукт мы адресуем именно ему. Сегодня, когда украинский зритель имеет возможность смотреть телевидение многих стран, важно, чтобы он не переключил украинские каналы на те, которые в исследовании рейтинговых показателей именуются «другие». Он вправе выбирать, а его выбор, в принципе, и должен определять политику телевизионного канала.

Утверждать, что существуют множество объективных и субъективных факторов, как то — «судьбу телевидения решает не зритель, а политики и рекламодатели» — значит, пытаться найти объяснения своим неудачам, профессиональной несостоятельности, неумению или нежеланию что-то сделать. Сейчас модно списывать пристрастие украинских зрителей к российским телеканалам (хотя, думаю, сравнение каналов, чем так любят заниматься сегодня телекритики, не совсем корректно) на отсутствие профессионального роста наших каналов. Причем, говорят об этом и сами телевизионщики. Иногда это приобретает крайнюю, почти театральную форму. То ли это связано с нашей ментальностью, то ли с провинциальностью. Имея возможность сравнивать телевидение европейских стран, могу с уверенностью сказать, что украинское телевидение — не худшее из них, и что уж точно — не остановилось в своем развитии, как утверждают многие критики. Никто в Украине не запрещает создавать ТВ-шедевры, равно, как писать бестселлеры и музыкальные хиты. Другое дело, что все забывают — чтобы стать профессионалом, нужно много времени. А сегодня у многих журналистов амбиции опережают профессиональный рост. Возможно, это связано с неким максимализмом, присущим молодым. Ведь сегодняшнюю журналистику «делают» молодые. Думаю, что никто не станет спорить, что ТВ-журналистика — профессия для прагматичных людей. Но нельзя понятие профессионализма подменять какими-либо другими. Нужно быть более требовательным к себе, а единственное ограничение в свободе творчески и плодотворно работать — совесть, принципиальность и «внутренний цензор», которые должны быть присущи каждому журналисту.

В пользу того, что украинское телевидение не стоит на месте, свидетельствуют многие вещи. Во- первых, появление новых проектов — и количественно, и качественно. Безусловно, профессиональный рост ведущих, появление новых ведущих (причем, «выращенных» на своих же каналах) — профессиональных журналистов, которых любят зрители и у которых есть огромная перспектива роста. Как мне кажется, это один из самых важных плюсов, ведь для телевидения важны в первую очередь лица. Во-вторых, растет популярность программ, на которые компании «делали ставку»; внимание зрителя к аналитическим программам.

Сейчас, по сравнению с предыдущими годами, выдаются в эфир технологически сложные вещи — яркий пример возросшего уровня режиссерской и операторской работы. А в целом — не это ли свидетельства того, что украинские телеканалы развиваются? Для компании, так же, впрочем, как и для любого человека, важно честное отношение к самому себе. Признаться себе, насколько хорошо то, что ты делаешь, и качественнее ли, чем годами ранее, важно и необходимо. В этом, по большому счету, — залог успешного существования на телерынке.

Упоминая одну из наших национальных черт — привычку оправдываться, нельзя не сказать о еще одной — неумении ценить хорошее. Ведь проблемы отыскать всегда легче, заодно и списать на них свои промахи и неудачи. Кто-то правильно заметил, что для оправдания всегда есть две причины — одна истинная, а другая — та, которая красиво звучит. Так вот — рассуждения о якобы неконкурентоспособности украинских телеканалов в силу независящих от журналистов причин — именно та причина, которая «хорошо звучит». Для зрителя. А для нас, телевизионщиков, — не что иное, как способ списать свои «грехи» на чей-то счет.

Утверждая, что запросы зрителя диктуют политику канала, наверное, правомерен будет вопрос о том, каким именно образом и насколько мы можем учитывать пожелания зрителей. Ведь мнения иногда полюсно разные. Есть реальная связь — звонки и письма. (Кстати, их количество — показатель рейтинговости канала.) Но есть, безусловно, и сформировавшаяся стратегия, например, подачи новостей, есть творчество и просто субъективный наш взгляд на ту или иную проблему. Все это учитывается. Есть разные подходы к новостийным программам. Кому-то нравится короткая сводка новостей, кто-то предпочитает принцип — «лучше меньше, да глубже». Конечно же, угодить всем невозможно, да и не следует. Более важным, считаю, будет учет теперь модного понятия «менталитет» и стереотипов восприятия. Наш стереотип восприятия подобен русскому. Мы не воспринимаем информацию, как американцы. Действительно, любопытно посмотреть новости CNN. Безусловно, это интересно с точки зрения насыщенности информацией. Но это не для нас. Как украинская журналистика отличается от западной, так и наше сознание — от их. Ориентируясь на нашего зрителя, мы стараемся подавать максимум информации и разные комментарии. Думаю, это оптимальный вариант.

Яркий тому пример — подача международной информации. Сейчас практически на всех каналах, кроме «Интера», международная информация идет одноименным блоком — через перебивки. Своеобразный дайджест новостей. Но, по мнению многих и журналистов, и зрителей, эти новости практически не запоминаются. Придерживаясь принципа «новость достойна сюжета», мы пытаемся рассказать все, что имеет к ней непосредственное отношение. Такая акцентуация позволяет и узнать больше, и не забыть событие, едва выключив телевизор. Это простой пример, но, по-моему, очень иллюстративный для понимания психологии нашего зрителя.

Вообще, вопрос «кто определяет ТВ-политику» в чем-то сродни вечному вопросу «существует ли независимая журналистика». И, я уверена, многие со мной не согласятся, что зритель сегодня — главный. Но к этому нужно стремиться.

На мой взгляд, у украинских каналов сегодня не пропадает интерес к работе, и есть потенциал, который, я верю, будет реализован.

Анна БЕЗЛЮДНАЯ, шеф-редактор информационно-аналитической службы телеканала «Интер»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ