За четыре года, с момента прошлого отчета, ряд факторов смог приблизить отечественное законодательство и право к европейским. Это и отмена смертной казни как высшей меры наказания, и ратификация ряда европейских конвенций и, наконец, самое основное — принятие нового Криминального кодекса, в котором пытка определена уже как отдельный состав преступления. Но тем не менее, как свидетельствуют участники семинара, факты пыток в СИЗО и тюрьмах представителями правоохранительных органов по сей день не являются редкими. Периодически СМИ сообщают об избиениях и последствиях работы так называемой «машины дознания». Всем известны и названия приемов, которыми пользуются отдельные представители правоохранительных органов — «ласточка», слоник», «монумент». Конечно, обвиняемым в совершении преступления сложно добиться того, чтобы им поверили, что синяки и переломы на теле были получены после поступления в руки властям. Наверное, этим и объясняется мизерное количество возбужденных уголовных дел против работников милиции и еще меньшее количество доведенных до суда. По заявлению Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Нины Карпачевой, за 11 месяцев прошлого года, например, Львовская областная прокуратура возбудила 14 уголовных дел, касающихся применения пыток к заключенным, до суда дошло только 7 из них, а 129 нерассмотренных жалоб осталось без ответа.
По словам председателя Харьковской правозащитной группы Евгения Захарова, действенной мерой, сдерживающей применение пыток, мог бы быть законодательный запрет вести допрос задержанных и обвиняемых без участия защитника. Сейчас это запрещается лишь по делам несовершеннолетних, с лицами, которые сами не могут реализовать свою защиту (немыми, слепыми, глухими), а также когда санкции статьи, по которой квалифицируется преступление, предусматривают пожизненное заключение.
Но, конечно, говорить о том, что такое поведение некоторых представителей правоохранительных органов характерно только для нашей страны, было бы неправильно. Подобные случаи не редкость и в странах с развитой демократией, именно поэтому и был создан международный комитет против пыток. Украина же характеризуется — «перенаселенностью» мест лишения свободы и следственных изоляторов, что вместе с условиями содержания там, по словам Н.Карпачевой, приближает к пыткам уже само пребывание под следствием. Ежегодно количество поступивших в учреждения исполнения наказаний значительно превышает количество освобожденных, несмотря на все амнистии. При старом Криминальном кодексе количество оправдательных приговоров устойчиво держалось на уровне 0,33—0,35%. В то же время, по данным Государственного департамента по вопросам исполнения наказания, бюджетом на финансирование уголовно-исполнительной системы на первые 6 месяцев 2001 года было выделено 156,3 миллиона гривен, что предусматривает 35% от необходимого на содержание и 12% на питание заключенным. Это привело к высокому уровню заболеваемости и смертности в тюрьмах и СИЗО. По данным Департамента, за первые 6 месяцев 2001 г. умерло 865 человек, в том числе 300 человек от туберкулеза. С принятием нового Криминального кодекса, по мнению экспертов, должны произойти изменения в положительную сторону, поскольку ограниченное применение такой меры как лишение свободы сможет существенно разгрузить тюрьмы. Не сидит сложа руки и МВД. Как заверили «День», в ЦОМ МВД соблюдению дисциплины и законности уделяется особое внимание. При министерстве созданы специальные бригады, которые производят контроль за соблюдением норм законности и дисциплины в регионах, на каждом заседании также обговариваются эти вопросы. «Если же действительно существуют доказательства противозаконных действий со стороны того или иного представителя правоохранительных органов, то дело незамедлительно передается в прокуратуру», заявили в Центра общественных связей МВД.