С оединенные Штаты начали новый этап своей антитеррористической борьбы в Афганистане — наземный. Эта новость облетела все информационные агентства. Американское руководство в своих комментариях было осторожным как никогда. Ни одного подтверждения, ни одного опровержения. Можно предположить, что подобная таинственность полностью соответствует заявлению американского президента, что в операции «будут и явные бои, которые все увидят по телевизору, и тайные операции, которые останутся тайными даже после успешного завершения». Еще до 7 октября, т.е. начала авиаударов, американская пресса сообщала о деятельности в Афганистане нескольких десантных групп, которые якобы попали в чужой стране в беду. Американские чиновники тогда вообще воздержались от комментариев.
На этот раз самых различных комментариев хватало, однако ни в одном не прозвучало подтверждение распространенной информации. В них, в частности, говорилось, что высадка сил спецназначения в Афганистане могла бы быть вероятной, если учесть ослабление боевиков движения Талибан. Со ссылкой на конфиденциальные источники в Пентагоне сообщалось, что количество американских военных не очень значительно. Несмотря на это, эксперты прогнозируют рост интенсивности ударов Соединенных Штатов по Афганистану. В то же время американские военные исключают какое-либо сходство афганской наземной операции с иракской. В этом случае главная цель — поразить врага точностью, а не масштабностью сил. Задание нового этапа операции — расширить возможности американского ЦРУ для помощи пуштунским лидерам страны в свержении режима Талибана (такова информация из неназванного пентагоновского источника).
Министр обороны США Дональд Рамсфельд заявил по этому поводу, что авиаударов уже недостаточно, чтобы победить террористическую сеть Аль-Каида. Он считает, что наземные силы будут необходимы, чтобы искоренить терроризм в Афганистане и вынудить Талибан передать в руки американского правосудия Осаму бен Ладена. Джордж Буш в своем ответе также был весьма осторожен: «Мы используем все, что будем считать необходимым, для достижения нашей цели». Генерал Ричард Майерс, непосредственно отвечающий за операцию в Афганистане, заявил, что США готовы использовать полный спектр военных возможностей. Британский премьер-министр Тони Блэр, союзник американцев в атаках на талибов, отметил, что «мы никогда и не рассчитывали на то, что обойдемся только ударами с воздуха».
Итак, информация о наземной операции в Афганистане имеет очень много хоть и косвенных, но все же доказательств правдивости. Следует учесть, что газета «Вашингтон Пост», которая первой и обнародовала эксклюзив о «наземном» этапе борьбы с терроризмом, считается приближенной к военному ведомству страны. Ее конфиденциальная информация относительно действий военных очень часто подтверждалась. Также наиболее явным признаком того, что высадка наземных сил в Афганистане неминуема (если уже не произошла), можно считать обращение американских военных к жителям страны, считают аналитики Би-Би-Си. Обращения передаются через громкоговорители с бортов самолетов ВМС США. Текст этих обращений передали в прессу представители Пентагона. В них говорится: «Граждане Афганистана! В районе, где вы живете сейчас, будут размещены американские наземные войска. Для вашей собственной безопасности просим не подходить к мостам и обочинам дорог, а также не мешать нашим военным в выполнении поставленных перед ними задач. Если вы увидите солдат американской армии, отойдите в надежное убежище и не покидайте его, пока военные не переместятся в другой район. Наиболее безопасное место — ваш собственный дом».
Впрочем, имеет право на существование и мнение о том, что американцы просто в очередной раз пытаются продемонстрировать свое могущество и решительность. До сих пор некоторые эксперты склонялись к мнению, что американцы просто побоятся вводить свои войска в страну, в которой раньше понесли многочисленные потери иностранные войска (британские и советские). Не стали бы в США, кажется, повторять и горький опыт 1993-го года, когда Вашингтон был вынужден вывести свои войска из Сомали, как только местные повстанцы растерзали восемнадцать американских солдат. Высказывалось даже мнение, что США скорее договорятся об участии в наземной операции пакистанцев, таджиков или узбеков, нежели сами войдут на негостеприимную для американцев (особенно после авиаударов) афганскую землю. Наконец, американцы могли бы обойтись борьбой на суше бойцов оппозиционного талибам Северного альянса. Поговаривают, будто американские военные встречались на этой неделе с генералом Рашидом Дустумом, представителем Северного альянса...
Талибы, между тем, утверждают, что они готовы к приходу американцев и «отомстят» им за бомбардировки.
КОММЕНТАРИЙ
Борис ПАРАХОНСКИЙ, Институт проблем международной безопасности при СНБОУ
— Прежде всего следует учитывать, что операция в Афганистане не будет иметь масштабного характера, где были бы задействованы десятки или сотни тысяч солдат. Тогда можно было бы ожидать, что афганское население будет воспринимать американских военных как оккупантов. Операция американских сил специального назначения, очевидно, будет носить временный характер, без захвата определенных населенных пунктов. Главная цель — приструнить террористов и опять отойти, чтобы нанести очередной удар по другому месту расположения террористов, на которое укажет разведка. Поэтому в подобном случае не стоит ссылаться на опыт интервенции в Афганистан британцев или войск Советского Союза. Прецедентов наземной операции американцев, о которой сообщили масс-медиа, я не помню. Осторожность американского руководства в подтверждении информации о наличии сил спецназначения в Афганистане вполне оправдана: кто будет выдавать свои планы, раскрывать, где и когда они высадятся... Вряд ли срабатывает в этом случае аргумент, будто США не подтверждают информацию, чтобы избежать критики со стороны международного сообщества. Критика и без того идет и будет, очевидно, идти. Операция должна происходить тайно, профессионально, слаженно, с разведдаными. Успешность операции будет зависеть от приложенных усилий. Если судить по официальной информации, то уже удалось обезвредить системы ПВО талибов, идет наступление с помощью Северного альянса. Хотя об обезвреживании Талибана в целом говорить нельзя. Определенный успех заключается и в том, что некоторые части талибов переходят на сторону Северного альянса. Возможно, в дальнейшем этот процесс будет наращиваться. Думаю, постепенно все-таки можно будет достичь успеха, но, в принципе, делать это нужно быстро, ибо критика со стороны международных сил будет расти. Для США важно, чтобы как можно меньше гибло мирное население...