Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Cело во фресках...

В издательстве «Ярославов Вал» вышла новая проза Николая Гриценко — «САМАР-І-Я»
14 ноября, 2012 - 00:00

Лейтмотивом книги писателя, журналиста и общественного деятеля являются рассказы о своей малой родине на Сумщине под названием Самар. Это отражение жизни села 1970-1980 годов.

Тематика «САМАР-І-Я» — желание лирического героя вырваться из каменных стен мегаполисов и вернуться к природе, вдохнуть свободу, ощутить тепло и искренность. Герой новеллы Николая Гриценко «Серед поля» сознается: «Я йду безкраїм полем. І від того, що воно безкрає — почуваюся вічним»! Природа здесь предстает мегаобразом, и лирический герой не просто влюблен в нее, он растворяется на ее просторах для полной гармонии с самим собой.

«САМАР-І-Я» начинается повестью в новеллах «Самар». Ее герои — жители села, каждый из которых имеет свой характер, нрав, взгляды на жизнь и собственную судьбу. Однако всех их объединяет работа, к которой они приучены еще с малых лет. Собственно, и слова «жизнь» и «работа» звучат для них — одинаково.

Несколько иначе раскрывается в сборнике история Барабошки, способного художника-самоучки. Он боялся услышать от односельчан: «Шо се за художник викопався?», и вместо того, чтобы рисовать, складывал свои картины в чемодан, хотя «спостерігав с великою радістю, як з кожним роком його рука все вправніше і вправніше водить олівцем». Жизнь в селе похоронила талант. А сколько таких талантов похоронено по всей Украине и миру?

Воспоминаниями расцвечена повесть «Первина», возвращающая читателя к маминой песне, борщу, печеной картошке и «душе» дома — печи..

Детство, юность и взрослая жизнь лирического героя в «САМАР-І-Я» укладываются в девятнадцать рассказов. Автор сборника демонстрирует контрастное мировосприятие мещан и селян, для них даже небо разное! Как жертва урбанизации, и герой чувствует удушливость бытия, его «шатают» и «расшатывают» политики, начальники, подхалимы, завистники, и наконец — собственная лень. Чтобы не потерять себя настоящего, возникает потребность вернуться — пусть даже в воспоминаниях, во снах — к родным истокам.

Николаю Гриценко удается приблизиться к читателю, заряжая его сердце добром. Он не пренебрег кое-где суржиком, неотшлифованным языком селян Полтавско-Слобожанского региона, его произведения наполнены детализированными описаниями, колоритными героями, великими в своей простоте. Например, богатство природы писатель изображает, используя зрительные, звуковые («Над землею цвірінчало, співало, щебетало, стрекотало, тівкало, каркало усе мислиме й немислиме птаство»), осязательные образы (солнечный луч «розстає на віях, як розстає загуслий мед»).

А закончить свои впечатления от прочитанного хочется своеобразным рефреном, вынесенным в самом начале книги «САМАР-І-Я»: «Як холодні й гарячі вітри разкрадають чернозем, щоб наблизити Ніч... Як надмірні зливи вимивають ринви, щоб винести ними купіль після обмитого добіла Коріння... Так Час підносить до жовтогарячої Стелі душі людей, що в борознах підошв носили свою Землю. Дай Боже мені втримати хоч жменю того пороху і на мить доторкнутися до оголеного кореня, що тікає в глибочінь». С этой самой самозадачей Николай Гриценко и как писатель, и как гражданин справился блестяще!

Нина ГЕРАСИМЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ