Бизнес-сообщество в частности выражает недовольство в связи с последними законодательными изменениями, за которые проголосовали в парламенте в начале этого месяца. Так Европейская Бизнес Ассоциация обратилась с открытым письмом к правительственным чиновникам с просьбой не допустить введение сбора с производителей и импортеров упаковки и товаров в упаковке, а также приобщить представителей Ассоциации к разработке действенной системы обращения с отходами, уменьшению их образования и максимальному повторному их использованию. Об этом «Дню сообщили в пресс-службе ЕБА.
Речь идет прежде всего о законопроекте № 11402 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно введения сбора с производителей и импортеров упаковки и товаров в упаковке на развитие переработки твердых бытовых отходов» от 6 ноября 2012 года. Последним устанавливается дополнительный сбор с производителей и импортеров упаковки и товаров в упаковке, направленный на развитие сферы обращения с твердыми бытовыми отходами.
Авторы законопроекта объясняют: средства, привлеченные путем такого нововведения, должны способствовать обеспечению защиты окружающей среды, уменьшению риска для здоровья людей и решению масштабной проблемы обращения с отходами. Но вместе с тем законопроект никоим образом не устанавливает и не определяет процедуру целевого направления собранных средств, и непонятным является то, на что именно они пойдут — на внедрение системы раздельного сбора отходов, их последующей сортировки на сортировочных линиях или на компенсацию тарифов на коммунальные услуги с целью создания экономической привлекательности для инвесторов, подчеркивают в ЕБА.
Эксперты Ассоциации прогнозируют, что введение сбора приведет к двойному налогообложению, ведь с одной стороны его плательщиками, в соответствии с текстом проекта Закона, являются производители и импортеры упаковки, а с другой — производители и импортеры товаров, для упаковки которых она была использована.
Кроме того, в настоящее время действует Постановление Кабинета Министров Украины «О внедрении системы сбора, заготовки и утилизации отходов как вторичного сырья» № 915 от 26 июля 2001 года, согласно которому субъекты ведения хозяйства обязаны оплачивать услуги по организации внедрения системы сбора, заготовки и утилизации использованной тары и упаковочных материалов. Поэтому в ЕБА подчеркивают, что принятие Проекта Закона может привести к значительным переплатам со стороны субъектов ведения хозяйства по сути за одну и ту же операцию. В свою очередь дополнительная финансовая нагрузка потенциально, предупреждает бизнес, повлечет за собой существенное увеличение себестоимости продукции, которая ляжет грузом на плечи конечного потребителя.
В конце концов, отмечают специалисты ЕБА, проект Закона противоречит положениям Генерального соглашения о тарифах и торговле (в дальнейшем — ГАТТ) и обязательствам, которые Украина взяла на себя как государство-член Всемирной торговой организации (в дальнейшем — ВТО), поскольку в соответствии с пунктом b) ч. 1 ст. 8 ГАТТ, государства-члены ВТО признают необходимость уменьшения количества и номенклатуры сборов и платежей. Положения ст. 8 ГАТТ распространяются на сборы, платежи, формальности и требования, которые налагаются правительственными учреждениями в связи с импортом и экспортом. Принимая во внимание все вышеизложенное, установленный Проектом Закона дополнительный сбор, а также сложная система его расчета и порядок уплаты необоснованно усложняют импорт упаковки и товаров в упаковке в Украину.