Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Первый бой «серому» импорту

Эксперты оценили первые результаты применения постаудит-контроля на таможне
22 ноября, 2012 - 11:43

Таможня активно взялась апробировать свое право проводить постаудит-контроль. Напомним, что новый Таможенный кодекс Украины позволяет таможенникам проверять таможенную документацию субъектов внешнеэкономической деятельности в течение трех лет после таможенного оформления товаров. «За 10 месяцев проведено более 1000 документальных проверок, что всего лишь на 10% больше показателя прошлого года. В то же время экономическая эффективность постаудит-контроля в два раза выше показателя прошлого года. По результатам документальных проверок выявлено нарушений на сумму более полумиллиарда гривен», — озвучил предварительные результаты проверок первый заместитель председателя Гостаможслужбы Украины Александр Дороховский.

Первыми под постаудит-контроль подпали автодилеры. Как сообщил Дороховский, департамент таможенного аудита и управления рисками Гостаможслужбы выявил схему уклонения от уплаты налогов, которую использовал известный украинский импортер китайских автомобилей. По словам таможенника, «Кременчугский автосборочный завод» закупал в Китайской Народной Республике крупные партии легковых и грузовых транспортных средств в некомплектном или незавершенном виде, а в Украине эти товары декларировались как запасные части. В результате, объяснил Дороховский, компания занижала стоимость транспортных средств в 2-2,5 раза и минимизировала свои обязательства по уплате таможенных платежей. Государственная таможенная служба Украины получила информацию от таможенных органов КНР относительно импорта в Украину кузовов транспортных средств и запасных частей к ним, так называемых машинокомлектов, объяснили в пресс-службе ведомства. Предоставленные документы подтвердили данные в отношении стоимостни и качественных характеристик товаров, которые имеют значение для налогообложения при импорте, уточнили там. Проверка деятельности другой автокомпании («Порше Украина»), по словам первого заместителя председателя Гостаможслужбы Украины, выявила также нарушения. Общая сумма налоговых обязательств, по данным Дороховского, выставленных этим двум компаниям с учетом штрафных санкций, составляет около 51 миллиона гривен.

В объективности обвинений таможенников в адрес двух автодилеров сомневается генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. По его словам, в новом Таможенном кодексе есть нормы, выписанные нечетко, поэтому в данной ситуации сказать, кто виноват, а кто прав, нельзя. В частности, говорит он, есть вопрос в отношении того, что отдельно нужно прописывать стоимость транспортных услуг при перевозке автомобиля. Поэтому, говорит он, когда поступят документы от ГТСУ, будет встречаться с ее руководством и вместе выяснять, было или нет нарушение.

Между тем, таможенники планируют проверять и других автодилеров. «Следующим этапом, безусловно, будет проверка со стороны наших коллег из правоохранительных органов, Налоговой службы Украины. Поскольку возникают вопросы и по схеме выведения валюты за рубеж и по уплате налога на прибыль. Отмечу, что это далеко не последние проверки импортеров автомобилей», — подытожил дальнейшие планы Александр Дороховский.

Опрошенные «Днем» эксперты положительно оценивают введение постаудит-контроля, потому что он позволяет рекордно сократить время таможенного оформления и уменьшить «серый» импорт. «Это очень хороший метод. Он применяется в странах Западной Европы и позволяет взять контроль над таможенниками, пропустившими через границу «серый» импорт», — говорит «Дню» экс-министр экономики Владимир Лановой. Он говорит, что главный эффект от него — уменьшение контрабанды и увеличение поступлений в бюджет. Сработает ли весь этот позитивный опыт в Украине, зависит от того, насколько будут защищены права импортеров и граждан.

«Это европейская практика, позволяющая существенно ускорить процесс таможенного прохождения грузов. Поэтому мы это поддерживали и будем поддерживать. Пока наши компании — участники Ассоциации не жаловались, что постаудит-контроль проводится некорректно», — говорит «Дню» исполнительный директор Европейской Бизнес-Ассоциации Анна Деревянко.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ