Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Под крылом Лысенко

Нынешний конкурс собрал неслыханное количество участников и вышел за пределы концертных залов
27 ноября, 2012 - 11:42
УКРАИНЦЫ — ПЕВЧЕСКАЯ НАЦИЯ! ОБЛАДАТЕЛЬНИЦА ПЕРВОЙ ПРЕМИИ КОНКУРСА им. ЛЫСЕНКО, УЧЕНИЦА МАРИИ СТЕФЮК ОЛЬГА КУЛЬЧИНСКАЯ, СТУДЕНТКА НМАУ / ФИНАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ ОТКРЫЛИ УВЕРТЮРОЙ К ОПЕРЕ «ТАРАС БУЛЬБА» ЛЫСЕНКО, КОТОРУЮ ИСПОЛНИЛИ МУЗЫКАНТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА УКРАИНЫ, А ЗА ДИРИЖЕРСКИМ ПУЛЬТОМ ВЫСТУПИЛ ПРАВНУК КЛАССИКА И ПОЛНЫЙ ЕГО ТЕЗКА — НИКОЛАЙ ЛЫСЕНКО (В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОН ДИРИЖЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭСТРАДНО-СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА, ТРЕТИЙ ТУР КОНКУРСА МАЭСТРО ДИРИЖИРОВА

На протяжении десяти дней Киев находился в зоне тотальной музыкальной «оккупации»! В четырех ведущих концертных залах столицы проходили отборочные туры IV Международного музыкального конкурса им. Н. Лысенко, который стал своеобразным заключительным аккордом ряда торжественных мероприятий, посвященных юбилею выдающегося музыкального и общественного деятеля, основателя отечественной профессиональной композиторской школы, основателя национального художественного образования (1842 — 1912 гг.). Нынешний форум сфокусировался в своеобразной точке золотого пересечения «круглых» дат: 170-летия со дня рождения Николая Витальевича, 100-летия со дня его смерти, 50-летия основания конкурса (1962) и 15-летия со дня обретения им международного статуса.

Резонансный музыкальный турнир, который прошел в четырех категориях, — скрипка, виолончель, фортепиано, сольное пение — собрал под своим крылом неслыханное до этого количество желающих: «засветиться» на престижном форуме заявило о своем желании 162 участника из 16 стран мира! Авторитетные музыканты, представители мировой исполнительской элиты из многих стран представили мощный состав жюри, в который входили и лауреаты прошлогодних лысенковских конкурсов. Без преувеличения, атмосфера чрезвычайного эмоционального возбуждения, кипения страстей как в кругу самих конкурсантов, так и среди их наставников, родителей, коллег выходила далеко за пределы собственно концертных помещений.

Фоторепортаж

Заявленные организаторами конкурса четыре новации нынешнего конкурса — поражающий воображение украинского исполнителя академической музыки призовой фонд (20, 14 и 8 тысяч американских долларов соответственно — награды первым трем победителям), задекларированный новый принцип голосования жюри, призванный окончательно развеять сомнения общественности о возможной коррумпированности и предубежденности судей, усиленные гарантии объективности оценок благодаря привлечению международных наблюдателей и обещание обеспечить победителей концертными ангажементами, вызвали повышенное внимание к нынешнему форуму со стороны всех причастных к миру академической музыки.

Градус любознательности как профессионалов, так и рядовых меломанов сразу «зашкалил», когда стало известно, что известным скрипичным экспертом, владельцем дилерской сети Флорианом Леонардо в Киев будет доставлена уникальная скрипка, изготовленная в Кремоне в 1727 г. прославленным мастером Джузеппе Гварнери Дель Джезу. И действительно, очаровательное звучание этого легендарного инструмента киевская публика имела возможность услышать уже на открытии конкурса (выступил лауреат I Международного конкурса им. Н. Лысенко Дмитрий Ткаченко), а в заключительном гала-концерте на нем играл нынешний «серебряный» призер, российский скрипач Роман Филиппов.

Традиционно почетной гостьей конкурса стала внучка Николая Витальевича Лысенко, профессор НМАУ им. П. Чайковского Рада Остаповна Лысенко. Она поделилась с «Днем» своими впечатлениями:

— Я очень рада этому конкурсу, который носит имя моего прославленного деда. Считаю, что конкурс прошел на достаточно высоком уровне. Хочу отметить высокопрофессиональную, стабильную работу жюри у пианистов, возглавляемого профессором НМАУ Валерием Козловым. Мы все становимся свидетелями постепенного роста авторитета нашего конкурса не только у себя дома, но и на международной арене. Знаете, одна из моих воспитанниц Син Син Ма — талантливая китаянка — тоже принимала участие в конкурсе, и пока еще ей не повезло занять ступеньку победителя. Впрочем, думаю, ее главные победы еще впереди.

«Золотыми» призерами нынешнего конкурса среди 78 певцов стали студентка НМАУ (класс Марии Стефюк) Ольга Кульчинская и солист Национальной оперы Украины Игорь Евдокименко. Высшую ступеньку в номинации «виолончель» занял Алексей Шадрин (Украина), который получил, к тому же, и специальную награду «За лучшее исполнение произведения Николая Лысенко». Обладателем второй премии в категории «скрипка» (на этот раз первая не была присуждена вообще) стал российский скрипач Роман Филиппов. Среди пианистов также не был избран обладатель первой премии, поэтому вторую награду повез в Россию Рустам Мурадов.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Международный турнир такого ранга всегда влечет за собой шлейф постконкурсных размышлений, переосмысления впечатлений, анализ выступлений как среди конкурсантов, членов жюри, так и в команде его организаторов. Впрочем, по-видимому, миссия ответственности возложена все же на судейскую коллегию, поэтому именно выводы и впечатления председательствующих и членов жюри и являются самыми ценными комментариями. Охотно рассказали «Дню» о своем председательстве в жюри конкурса скрипачей профессора НМАУ Анатолий Баженов, Иван Кучер (категория виолончель), Мария Стефюк (сольное пение), а также доктор философии, пианист, известный этномузыколог Тарас Филенко из США, который представил каждому из победителей во время торжественной церемонии награждения свою книгу-фотоальбом «Світ Миколи Лисенка».

«КОНКУРС — ЭТО ПАНОРАМА ТОГО, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ В СКРИПИЧНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ В МИРЕ»

Анатолий БАЖЕНОВ (Украина):

— У меня уже достаточный опыт судейства, и каждый конкурс не похож на другие. В этом году у нас было очень представительное жюри и в смысле географии, и в смысле профессионального рейтинга его членов. И именно с этим я, прежде всего, связываю значительный «приток» участников — их было 41! — правда, половина — из Украины. Конкурсная программа была довольно непростой, следовательно, это был сложный и напряженный марафон для его участников.

Приятно отметить спокойную, доброжелательную атмосферу во время судейства, члены жюри всегда достигали понимания, несмотря на языковые различия. Ведь понятно — язык музыки универсальный, и благодаря этому всегда легко найти желаемый консенсус. По моей инициативе в состав интернационального жюри вошли мои давние друзья, выдающиеся музыканты современности — Олег Крыса (США), Лиана Исакадзе (Грузия — Германия). В наш коллектив судей-единомышленников органично «вписались» и международные наблюдатели: доктор философии Тарас Филенко (США) и пани Тереза Ксешка-Фалгер (Польша). По моему мнению, опыт присутствия иностранных наблюдателей оказался очень благоприятным обстоятельством: это своеобразный «фильтр», который должен убедить общественность в незаангажированности жюри, объективности оценок игры конкурсантов.

Важно, что преподаватели, ученики которых участвуют в конкурсе, не имеют права голосовать за них, и все члены жюри подписывали соответствующий документ, в котором отмечалось, что не будут отдавать свой голос за участника, если контактировали с этим учеником менее чем за два года до конкурса. Любой конкурс — это нелегкая и очень интересная и полезная работа для члена жюри. Всегда радостно видеть, что молодые музыканты выбирают скрипку и побеждают в сложных конкурсах. Правда, на этот раз жюри решило не присуждать первую премию в номинации «скрипка».

«НЕОБХОДИМО ВВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОТБОРА ПЕВЦОВ...»

Мария СТЕФЮК (Украина):

— Работа нашего жюри была крайне сложной, ведь на протяжении трех дней мы должны были прослушать 78 конкурсантов, поэтому были вынуждены даже снять с программы одну арию. Все судьи единодушно отметили хороший вокальный «материал» большинства наших певцов (а украинские исполнители по количеству преобладали), тем не менее, часто чувствовался недостаток «школы», несоответствие исполнения содержанию музыки, недостаточное мастерство. И все же хотя и сегодня мировым эталоном в вокале остается школа bel canto, хочу авторитетно отметить — лучших голосов по своим тембральным свойствам, чем украинские, в мире нет. Зато настоящим открытием для меня лично стало поразительно музыкальное, проникновенное исполнение украинской песни китайским певцом Фаньйонг Ду, обладателя камерного голоса, который своей искренностью покорил всех членов жюри и работа которого, кстати, отличалась исключительным единодушием и толерантностью».

«КОНКУРС КАК ПУТЕВКА В БОЛЬШОЕ КОНЦЕРТНОЕ БУДУЩЕЕ»

Иван КУЧЕР (Украина):

— В нашем «локальном» судейском коллективе господствовал исключительно благоприятный климат взаимопонимания, толерантности и высокого профессионализма, и я в конце поблагодарил за работу лично каждого члена жюри. Надеюсь, каждый из конкурсантов, лауреатов и судей возьмет с собой частицу этой теплой, доброжелательной атмосферы нашего конкурса, который в целом показал высокий уровень и исполнительства, и организации. Всех покорило яркое выступление 19-летнего лауреата Алексея Шадрина, нашего соотечественника, и уже на этом этапе можно увидеть его большую перспективу. Игра этого исполнителя демонстрирует полную гармонию технического совершенства с очень яркой музыкальностью и красивым звуком. Думаю, этот конкурс даст ему хорошую путевку в большое концертное будущее.

«ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ НЫНЕШНЯЯ ВСПЫШКА ОБЩЕСТВЕННОГО ИНТЕРЕСА К ЭТОМУ ПРЕКРАСНОМУ ФОРУМУ НЕ ПОГАСЛА»

Тарас ФИЛЕНКО (США):

— Нынешний конкурс засвидетельствовал общий растущий уровень исполнительского мастерства его участников, постепенное завоевание международного авторитета, преимущественно на уровне «комплектования» интернационального, поистине «звездного» состава жюри. Однако он еще не стал достаточно известным в мире, и для этого, по моему мнению, необходима серьезная и стабильная работа организационного комитета на протяжении всей, ныне очень длительной, вынужденной четырехлетней «вакации». Я считаю, что периодичность его проведения должна быть, возможно, самое большее — два года, а то и ежегодная, с выделением каждой категории поочередно — в этом году, например, «фортепиано», в следующем году — «скрипка» и так далее. Ведь век конкурсантов очень короткий, особенно вокалистов, которые как музыканты формируются достаточно поздно — после 25 лет, а басы — и того позднее, и молодой человек едва успевает дважды войти в этот регламентированный возрастом период. Я вижу перспективу в международном утверждении этого конкурса в планомерном привлечении к сотрудничеству украинских посольств в различных странах, а также в налаживании частных контактов с мировыми менеджерами в этой области.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

На нынешнем конкурсе им. Н. Лысенко был сделан первый шаг к выходу в мировое музыкальное пространство, а именно — проведение прямой телетрансляции на Первом Национальном. Впрочем, совпадение в этот день противоположных по содержанию мероприятий — трагической даты Голодомора в Украине и финальных торжеств закрытия конкурса воспрепятствовали полноценному ощущению праздничности момента. Зато в Киеве существует в полном смысле слова европейское по уровню проведения мероприятие — Международный конкурс пианистов памяти Владимира Горовица, онлайн-трансляция в Интернете всех туров которого увеличила аудиторию его слушателей в разы. К сожалению, как и прежде, нынешнему конкурсу недоставало рекламы, широкого предварительного анонсирования. Интернет-сайт конкурса несвоевременно отражал динамику прослушиваний и прохождения туров. Требовала большей продуманности и дислокация залов для прослушивания участников: действительно, оказалось слишком тесно в Малом зале НМАУ, где выступали певцы. Каждый день проходил просто штурм этого помещения (кстати, без кондиционера), и желающие вынуждены были стоя слушать пение конкурсантов. В будущем организаторам стоило бы ввести практику полного отказа от участия в конкурсе учеников членов жюри, как это практикуется на многих европейских конкурсах, чтобы конкурс не становился «бенефисом» преподавателей, которые сидят в жюри. Возможно, следовало бы подумать и о практике объявления результатов поименного голосования после каждого тура. Но, прежде всего, в рамках конкурса должен эффективно работать институт международного менеджерства, причем, начиная уже с первого тура прослушиваний, где очень часто рождаются настоящие «звезды», которые по разным причинам часто «не доплывают» до финала. Поэтому можно только приветствовать готовность художественного руководителя конкурса Ольги Кононенко и в дальнейшем работать над совершенствованием международного формата Конкурса им. Н. Лысенко.

Наталья СЕМЕНЕНКО, музыковед; фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ