Кинематограф Дании ассоциируется с выдающимся режиссером-провокатором Ларсом фон Триером. Но «Королевский роман» (снятый Николаем Арселем на триеровской студии «Центропа») в первую очередь интересен как типичная продукция этой киноиндустрии.
Сценарий Николая Арселя и Расмуса Хейстерберга, отмеченный «Серебряным медведем» на последнем Берлинском фестивале, базируется на реальных событиях, происходивших в середине XVIII века. В Европе — новые веяния. Самые модные писатели — французские энциклопедисты-просветители. Имена Франсуа Вольтера и Жана-Жака Руссо не сходят с уст вольнодумцев. До революции, превратившей Францию в кровавую баню для аристократии, остается чуть более 20 лет. «Роман» посвящен тому, как Датскому королевству удалось избежать подобной участи.
Основной сюжет — воспоминания королевы Каролины-Матильды. Будучи выданной замуж в юном возрасте, она очень быстро возненавидела своего супруга — психически неуравновешенного короля Кристиана VII, который, с одной стороны, постоянно унижал ее, а с другой — предпочитал проституток и со страстью предавался игре в домашнем театре. Появление при дворе поклонника вышеупомянутых Руссо и Вольтера, немецкого врача Иоганна Фридриха Струэнзе произвело настоящий фурор. Каролина влюбляется в красавца-доктора. Кроме того, Струэнзе оказывает серьезное влияние на короля, который начинает проводить давно назревшие реформы. Когда Христиан не знает, как сломить сопротивление косных министров, доктор просто советует ему делать то, что эксцентричный монарх любит более всего: играть. Король актерствует и тем самым настолько огорошивает оппонентов, что те штампуют нужные решения почти без сопротивления.
Однако долго так продолжаться не может. Новации ненавистны двору и лично мачехе Кристиана, а роман королевы и врача — это государственное преступление, караемое смертью. В конечном счете, историческая необходимость торжествует, но дорогой (для героев фильма) ценой.
Увы, «Королевский роман» не избежал обычных пороков костюмированной драмы: мелодраматизма, общей затянутости, банальности ситуаций и диалогов. Настолько, насколько это возможно, фильм спасает Миккель Фольсгаард. Он играет монарха, который также постоянно изображает кого-нибудь: иногда — из причуды, иногда — из расчета. Фольсгаард блестяще исполнил сложную партию, создав, по сути, театр в театре или фильм в фильме, если угодно. Хорош и исполнитель роли доктора Мэдс Диттманн Миккельсен, но он больше работает на типаже, на эффектной внешности «самого сексуального мужчины Дании», как его окрестили в свое время журналисты. Кстати, Миккельсен сыграл как в фильме основанного Триером движения «Догма-95», так и в Голливуде («Казино «Рояль»).
Собственно, дуэт виртуозно лицедействующего Фольсгаарда и красавца-мачо Миккельсена — самое интересное, что есть в «Королевском романе». В остальном это довольно монотонная костюмированная драма...