Реклама как искусство — это главная идея масштабного проекта «Ночь рекламожеров», недавно состоявшегося во Львове. В течение семи часов львовяне просматривали лучшие образцы мировой рекламы и обсуждали их. «Ночь рекламожеров» проходит в Украине не впервые, однако в этом году проект разросся до всеукраинского масштаба, охватив 15 городов. А в целом — это шоу с тридцатилетней историей, проходящее в восьмидесяти странах мира. О его истоках и современных тенденциях в рекламе нам удалось пообщаться с пиар-менеджером «Ночи рекламожеров» в Украине Александрой КОЧУБЕЙ.
— Впервые «Ночь рекламожеров» прошла в Париже в 1981 году. Основатель этого проекта — Жан-Мари Бурсико — очень любил рекламу, с детства собирал рекламные ролики, которые вставляли в киноленты, а затем выбрасывали. Эти фрагменты Бурсико хранил и со временем, имея уже довольно большую коллекцию, решил показать людям, — рассказала пани Александра. — Во время первой «Ночи рекламожеров» зрителям было очень странно — сидеть всю ночь в кинотеатре и смотреть рекламу. Но на следующий год был такой аншлаг, что Бурсико понял — это именно то, что нравится людям. Поэтому с 1982 года синематека (так называет Бурсико свою рекламную коллекцию) путешествует по разным странам мира. В Украине этот проект длится уже более 10 лет.
Среди полтысячи лучших рекламных роликов, которые в этом году демонстрируются в рамках проекта, есть и 6 украинских. Три из них показывали по телевидению, правда, в сокращенной версии. А во время «Ночи рекламожеров» мы показываем их полностью. Другие три менее известны, это, скорее, фестивальные проекты, например, для «Каннских львов«». То есть, представлена и коммерческая, и социальная реклама.
— Какова цель проекта?
— Ознакомить зрителей с рекламой не как со средством стимулирования продаж, а как с искусством. Автор идеи Жан-Мари Бурсико ежегодно из своей миллионной коллекции выбирает несколько сотен роликов, которые складывает в определенной последовательности. Поэтому сама «Ночь...» разделена на три тематических блока, каждый из которых посвящен определенной проблеме. Таким образом, это уже не просто нарезка разной рекламы, а объект видеоарта. Посредством этих роликов Бурсико пытается показать нам, как мы живем сегодня, что означает наша жизнь, что нас смешит, разочаровывает или умиляет, что нравится и наоборот.
— Можно ли утверждать, что в мире существует мода на рекламу?
— На хорошую рекламу мода была всегда. В нынешней коллекции «Ночи рекламожеров» представлены такие вещи, которые можно назвать короткометражными фильмами. Это не просто 30-секундный ролик, с помощью которого хотят «впарить» какой-то продукт. Это искусство.
— Но существует и параллельная тенденция — примитивизация рекламы.
— Эта проблема связана с тем, что рекламодатели часто боятся новых рискованных шагов, боятся показывать свой продукт нестандартно, а потому заказывают такую рекламу, к которой привыкли. Сегодня нужно воспитывать новых маркетинговых директоров компаний, объясняя им, что не нужно бояться. Кстати, на международном фестивале производителей рекламы «Каннские львы» награду дают не только за лучшую рекламу, есть еще и приз для лучшего рекламодателя года. Это та компания, которая не боится принимать креативные решения и воплощать их в жизнь. Часто именно такие компании и лидируют на рынке. Ведь реклама эффективна не столько тогда, когда она затратная и транслируется по многим каналам, сколько тогда, когда ее создатели хорошо понимают своего адресата.
— Что вы можете сказать о современной украинской рекламе?
— Пока у Украины нет ни одной награды с фестиваля креативности в Каннах. Можно сказать, что «Каннские львы» к нам еще не доехали. Впрочем, украинская реклама еще очень молодая. Возможно, именно сегодня и создаются такие проекты, которые впоследствии будут известны не только на всю Украину, но и на всю Европу. В конце концов, много интересных молодых людей работает в этой области. Нужно еще немного подождать.