Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сеноскрипты, навеянные творчеством Марии Примаченко

В Национальном музее Тараса Шевченко (в рамках проекта «Украинское Рождество») открылась самая крупная за последние годы выставка живописных работ непревзойденного мастера украинского наива из фондов государственных музеев Украины
19 декабря, 2012 - 13:28
«УКРАИНСКИЙ ЛЕВ КОБРЫ НЕ БОИТСЯ». 1986 г. / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА МАРИИ ПРИМАЧЕНКО СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ОНО СВЯЗЫВАЕТ ИСТОКИ ДРЕВНЕЙШЕЙ КУЛЬТУРЫ С СОВРЕМЕННОСТЬЮ. МИР ЕЕ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ НЕОБЫЧАЙНО ПРИТЯГАТЕЛЕН... / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Зрители могут познакомиться почти с 50 полотнами народной художницы. Кстати, многие из которых ранее не выставлялись или экспонировались очень давно. Работы Марии Примаченко нашли свое тематическое и стилистическое продолжение в скульптурах из сена — сеноскриптах Алексея Шевчука. Выставка продлится до 25 января.

Живописные работы Примаченко, предоставленные на выставке, извлечены из фондов Национального музея Тараса Шевченко — 14 работ из 24 хранящихся в его запасниках, Национального областного Черниговского художественного музея им. Г. Галагана — 23 работы и Национального музея народной архитектуры и быта Украины Пирогово — 17 из 250, а также из личной коллекции семьи Примаченко.

На аукционах сегодня полотна Марии Авсентьевны оцениваются в десятки тысяч долларов, хотя при жизни в ее родном селе Болотня (ныне Иванковский район Киевской области) земляки не понимали, что рядом с ними рисует картины самобытный мастер. Односельчане жалели Марию, так как в детстве девочка переболела полиомиелитом и не могла заниматься работами в поле. Однако инвалидность не помешала ей перенести все жизненные невзгоды, выйти замуж и родить сына Федора, который тоже стал народным художником, ее учеником и другом. На весь мир имя Марии Примаченко прогремело в середине 1930-х годов. На Всемирной выставке в Париже украинская художница получила золотую медаль, удивив своими картинами весь художественный мир. Среди тех, кто познакомился с ее живописью, были Пабло Пикассо, Марк Шагал, Луи Арагон. Когда Пикассо увидел ее картины, то сразу признал: если бы Примаченко жила во Франции, то стала бы известнее его самого. С тех пор ее произведения с неизменным успехом экспонируются на выставках в Париже, Варшаве, Софии, Монреале, Праге, Пекине, Будапеште, Москве, Вене, Братиславе, Берлине, Загребе. А 2009 по решению ЮНЕСКО был назван Годом Марии Примаченко. Не удивительно, что ее творчество до сих пор вдохновляет других художников и даже модельеров.

Автор проекта, представленного в Музее Тараса Шевченко, — Алексей Шевчук словно переводит в скульптурный формат (говоря современным языком, в формат 3D) девять фантастических и космических образов животных из картин М.А. Примаченко. Пытаясь разобраться в их планетарной миссии, А.Шевчук высказывает предположение, что орнаменты на животных — это зашифрованные послания будущим поколениям в виде аллегорических формул: зебра — формула перемен, лев — благородства, корова — изобилия, черепаха — скорости, лисица — мудрости...

Инсталляция полна символизма и аллегорий: скульптуры выполнены из сена — простого, наивного, природного материала, напоминающего многомерную структуру мироздания, состоящую из тонких нитей, связующих пространство... Центральной фигурой является женщина-мастер (сама Примаченко): философ — творец — пастушка — трипольская Баба, символ плодородия и красоты, одетая в плахту, на которой объединены орнаменты-формулы всех фигур. Сноп сена — плодящий яйца инкубатор перспектив, из которых рождаются фантастические животные — сеноскрипты, призванные вершить добро на земле...

— Композиции Марии Примаченко такие сочные и красочные! Сегодня нет второго мастера, который бы так самобытно творил и воплощал свои фантазии, переплетал в своих картинах так удивительно тонко реальность и подсознательное, — говорит Алексей ШЕВЧУК. — Нынешний проект выставки родился в содружестве с семьей художницы. Я позволил себе перенести ее живопись в скульптурный формат, но специально сделал все фигуры крупными, чтобы они выглядели как достойное дополнение ее творчества. Получилась масштабная экспозиция.

Автор не скрывает, что на идею сеноскриптов его натолкнули народные игрушки из сена. «Я подобных скульптур не видел, — признается А.Шевчук — Поэтому изначально было даже немного страшно за это все браться: не знал, что из этого может получиться. Но потом нашел нужный технологический ход для перевоплощения в жизнь творческого замысла. Сейчас мне уже понятно, что эту линию творчества я буду продолжать и в дальнейшем».

Что же касается миссии этой выставки в масштабах нашей страны, то Алексей Шевчук вместе с куратором выставки и хранителем фондов Национального музея Тараса Шевченко Юлией Шиленко надеются, что наряду с существующими каталогами работ Примаченко из частных собраний, наконец, появится каталог работ мастерицы, основанный на коллекциях государственных музеев Украины, которого, ко всеобщему стыду, не существует до сих пор! Выставка должна стать толчком к созданию такого каталога. Ведь, кроме вышеперечисленных музеев, работы Марии Примаченко хранятся в Музее украинского декоративного искусства — 650 работ (самая большая коллекция!) и в Запорожском художественном музее — 500 работ!

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ